С каждым годом всё больше категорий товаров подлежат обязательной маркировке средствами идентификации. Это условие влияет на их учёт в системе «1С». Как связать маркировку продукции и учётную систему «1С» — разбираем в статье.
Система обязательной маркировки товаров начала действовать с 1 января 2019 года. Она была введена с целью снизить число контрафакта в магазинах и маркетплейсах.
Если кратко, то её суть состоит в нанесении производителем или импортёром двухмерного кода Data Matrix на каждую единицу товара (упаковку). Этот код позволяет отследить всю историю и путь каждой партии и (или) штуки продукции от момента производства до конечного потребителя. Прозрачность и открытость сведений о продукте гарантирует, что в момент производства, при перевозке, сортировке на оптовом складе и магазине товары не подменяются на поддельные, а само производство отвечает всем требованиям законодательства для конкретной группы товаров.
Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р (вступило в силу с начала 2019 года) был определён перечень товаров, которые подлежали маркировке. В него входили:
I. Табачная, никотинсодержащая и безникотиновая продукция.
II. Алкогольные напитки.
III. Пищевая продукция:
IV. Непродовольственные товары:
Несколькими годами ранее, в 2017 году, была создана Национальная система цифровой маркировки и прослеживания товаров «Честный ЗНАК». Она действовала в формате государственно-частного партнёрства и объединила ранее начатые проекты по маркировке шуб (с 2016) и лекарств (с 2017). Впоследствии ГИС МТ «Честный ЗНАК» переформатировалась в универсальную цифровую платформу для маркировки различных видов товаров.
С 2019 года система «Честный ЗНАК» начала работать в полную силу. С её помощью ведётся обязательная маркировка продукции, указанной в распоряжении Правительства РФ № 792-р.
Позднее по отдельным видам товаров Правительством РФ были приняты соответствующие постановления. В них закреплялись срок и этапы введения маркировки, условия перемаркировки остатков нераспроданной продукции, введение режимов онлайн и офлайн-проверок товаров на кассах.
Настройка интеграции программы «1С» с ГИС МТ «Честный ЗНАК» не отнимет много времени. Само решение «1С» содержит необходимые опции для взаимодействия с системой маркировки.
Рассказываем, как настроить маркировку в «1С:Розница 8». Необходимо выполнить несколько шагов:
Далее в «1С» нужно настроить «Станцию управления заказами» (СУЗ). Для этого нужно:
Настройка завершена. При этом действия в других конфигурациях программ «1С» при некоторых внешних отличиях по сути аналогичны.
С 1 января 2022 года вся документация по маркированным товарам должны передаваться между субъектами бизнеса только посредством электронного документооборота (ЭДО). А это значит, что для работы с маркировкой в «1С» необходим либо сервис ЭДО, который стыкуется с программой «1С», например, «Такском-Файлер», либо соответствующее интеграционное решение — «1С-ЭДО» или «Модуль для 1С».
После завершения интеграции вашей учётной системы «1С» необходимо настроить номенклатуру. Она должна сопоставляться с наименованиями ваших бизнес-партнёров.
При этом нужно учесть, что для товаров, подлежащих маркировке, нужно регистрировать новый вид номенклатуры и карточку с уникальным GTIN. Скорректировать уже существующие немаркированные товары не получится. В каждой карточке следует задать единицу измерения, тариф НДС или опцию «без НДС».
Можно воспользоваться сервисом «1С: Номенклатура». Чтобы начать с ним работать, нужно в программе «1С»:
Например, загрузка видов номенклатуры из сервиса в «1С:Розница 8» выглядит так:
В конце загрузки появится сообщение о том, что категории загружены. А в справочнике «Виды номенклатуры» отразятся новые элементы.
Помимо настройки интеграции программы «1С» с ГИС МТ, нужно убедиться, что у сотрудников компании, которые работают с маркированными товарами, есть действующий сертификат УКЭП. Если по каким-то причинам его нет, то обязательно нужно оформить именно усиленную квалифицированную электронную подпись — другие типы подписей нельзя использовать при работе с маркировкой.
Также нужно убедиться, что онлайн-касса работает с маркировкой, а её ПО обновлено до последней версии. Понадобится и 2D-сканер для считывания кодов Data Matrix, и принтер этикеток.
Кроме этого, у субъекта бизнеса должны быть заключены соответствующие договоры с оператором ЭДО и оператором фискальных данных — это может быть одна и та же IT-компания, например, «Такском».
Большинство работников слышали, что такое маркировка, и в теории знают, как необходимо с ней работать. Однако, когда дело доходит до практического внедрения элементов маркировки на производство, склады, оптовые или розничные магазины, далеко не все сотрудники организаций знают, что и в какой последовательности нужно делать.
Чтобы понять, как работать с маркировкой в «1С», можно воспользоваться уроками с основными сценариями. Они выложены в методологической библиотеке «1С». Для изучения доступны и видео по работе с различными видам продукции, документы по программе. Кстати, чтобы закрепить навыки, указанные в видео, можно потренироваться в тестовом контуре «1С» в личном кабинете на сайте ЦРПТ. Все вопросы настройки и работы с тестовым контуром можно найти в инструкции.
Для того, чтобы в работе с маркированными товарами не возникли трудности, обратите внимание на следующие моменты.
Обычно коды Data Matrix заказывают производители продукции и импортёры. Однако иногда коды могут понадобится и розничным магазинам для перемаркировки или маркировки остатков.
При формировании запроса на выпуск средств идентификации в «1С» нужно выбрать «Заказ на эмиссию кодов маркировки». Далее потребуется заполнить поля с данными о товаре, а именно: способ ввода в оборот, сведения о продукции. Сформированный документ необходимо подписать электронной подписью и направить в «Честный ЗНАК».
После оплаты и подтверждения заказа ГИС МТ генерирует коды и направляет их в пул кодов Data Matrix. Там они хранятся до момента печати и ввода в оборот. После нанесения на товар хранить маркировочные коды в пуле нельзя. При этом допускается три варианта печати:
ВАЖНО! Распечатать 1 код можно только 1 раз.
Маркированный товар вводит в оборот производитель при передаче оптовику или дистрибьютору. На что тут важно обратить внимание:
После введения продукции в оборот в ГИС МТ «Честный ЗНАК» попадают все данные о дальнейших действиях: продаже, перемаркировке, выводе из оборота и др.
Стандартная операция по приёмке маркированного товара в «1С» выглядит так. К примеру, от поставщика получен УПД с указанием наименования продукции и кодами Data Matrix. Чтобы отразить сведения в «1С», нужно найти в общем списке этот документ, затем выбрать «Создать» в колонке «Документы учёта».
«1С» автоматически сформирует документ «Поступление товаров», в котором будут отражены данные из УПД. Сотрудник компании проверяет фактические сведения и сопоставляет их с электронными, открыв через гиперссылку документ «Подбор и проверка…» и сканирует коды Data Matrix с упаковок. Иногда потребуется оформить и «Приходный ордер на товары» (обычно, если приёмка идёт на складе).
Если расхождений нет, то приёмка подтверждается. В случае, когда они есть, создаётся соответствующий акт. При серьёзных расхождениях (большая часть или полное несоответствие) приёмка отклоняется и товар готовится на возврат.
Продажи продукции с маркировкой фиксируют через «Рабочее место кассира» (для розницы) или документ «Реализация товаров и услуг» (для оптовиков).
Продажа маркированного товара в рознице осуществляется, когда кассир считывает код DataMatrix с помощью 2D-сканера, который подключён к онлайн-кассе. Даже если кассир не знает, является ли товар подлежащим маркировке, касса сама запросит скан DataMatrix.
Когда код считан, то номенклатура добавится в чек вместе с кодом маркировки. В печатной форме чека около товара отображается буква «М». Коды маркировки автоматически передаются оператору фискальных данных в «Честный ЗНАК».
При возврате товара кассир выбирает опцию «Возврат» и затем «Чек ККМ» — на его основании проведена продажа. Далее указывается причина возврата, сканируются коды на возвращаемых товарах, и операция подтверждается.
Маркировка отдельных видов товаров в «1С» имеет некоторую специфику. В качестве примера приведём лекарства и табак.
Для работы с маркированными лекарствами в «1С» есть ряд условий.
Во-первых, версия учётной системы должны быть актуальной. Во-вторых, для медицинских организаций и розничных точек (аптек) требуется наличие действующих лицензий для осуществления работ в области медицины.
В-третьих, помимо стандартного оборудования (сканеров, ТСД и т.п.) для работы с маркировкой лекарств нужен регистратор выбытия. Он необходим для вывода из оборота тех лекарственных препаратов, которые не проходят процедуру прямой продажи. Например, это может быть списание лекарств по истечению срока годности.
Для ускорения автоматизации в «1С» вся работа с лекарствами осуществляется путём:
Все операции с маркированными шинами в «1С» выполняется через опцию «Обмен с ИС МП (одежда, обувь, табак)». В частности в учётной системе фиксируются: производство, приобретение, списание и отгрузка.
Также стоит обратить внимание, что для маркировки товарных остатков в «1С» нужно создать новый вид номенклатуры с особенностями учёта продукции. Так вы сможете выделить остатки в отдельную группу, а это упростит последующий учёт. Для некоторых видов продукции потребуется отметка «Подакцизный товар».
Почему нужна программа «1С», если с маркированными товарами можно работать через личный кабинет в системе «Честный ЗНАК»? Всё просто — интеграция ГИС МТ с программой «1С» позволяет полностью автоматизировать работу любого субъекта бизнеса — от крупного предприятия-производителя до маленького розничного магазинчика. Автоматизация позволяет избежать проблем, возникающих, например, при:
Работа маркировки в программах «1С» позволяет:
То есть «1С» освобождает от ненужных повторений при учёте операций с товарами и сводит к минимуму ошибки.
Компания «Такском» предлагает комплексные решения и услуги для работы с маркировкой в «1С». Почему именно «Такском»?
Для любого из участников рынка компания «Такском» подберёт подходящее решение и поможет настроить вашу учётную систему «1С» для работы с маркированными товарами.
Совершая действия по отправке заявки в ООО «Такском», я даю свое согласие на получение от ООО «Такском» информационных и рекламных сообщений на указанный выше мой абонентский номер и/или адрес моей электронной почты, а также выражаю свое согласие с обработкой моих персональных данных (ФИО, абонентский номер, адрес электронной почты) ООО «Такском» включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение в целях оказания мне консультации по выбору тарифа и информировании меня об услугах и продуктах ООО «Такском». Я извещен о возможности отзыва мной настоящего согласия путем обращения в ООО «Такском» и подачи заявления об отзыве согласия по утвержденной форме. Настоящее согласие действует с момента отправки мной заявления в ООО «Такском» до момента подачи мной заявления об отзыве этого согласия.
Совершая действия по отправке заявки в ООО «Такском», я даю свое согласие на получение от ООО «Такском» информационных и рекламных сообщений на указанный выше мой абонентский номер и/или адрес моей электронной почты, а также выражаю свое согласие с обработкой моих персональных данных (ФИО, абонентский номер, адрес электронной почты) ООО «Такском» включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение в целях оказания мне консультации по выбору тарифа и информировании меня об услугах и продуктах ООО «Такском». Я извещен о возможности отзыва мной настоящего согласия путем обращения в ООО «Такском» и подачи заявления об отзыве согласия по утвержденной форме. Настоящее согласие действует с момента отправки мной заявления в ООО «Такском» до момента подачи мной заявления об отзыве этого согласия.
и получайте новости первыми!