Маркировка продукции для маркетплейсов ― популярная тема для дискуссий. Высокий потребительский спрос на покупки в интернете способствует развитию электронной коммерции. Наряду с популяризацией онлайн-шоппинга меняются и государственные требования для продавцов. Новые правила маркировки товара для торговли на маркетплейсах утверждаются на законодательном уровне.
Начиная с 2020 года, маркировать необходимо обувь, одежду, текстиль и другие категории. Чтобы выставить продукцию на реализацию в маркетплейс, продавцу (селлеру) нужно промаркировать товары в соответствии с обновлёнными стандартами.
Правительство России утвердило новые правила торговли для маркетплейсов. Изменения в постановление Правительства РФ № 1956 от 31 декабря 2019 года о правилах маркировки закреплены в постановлении Правительства РФ № 1351 от 29.07.2022. Новые стандарты продажи товаров с маркировкой в интернет-магазинах вступили в силу с 1 марта 2023 года.
Согласно обновлённым правилам, маркетплейсы и торговые онлайн-площадки стали полноценными участниками цепочки и начали передавать данные о маркировке в «Честный ЗНАК». Согласно вышеупомянутому постановлению Правительства РФ № 1351, «Озон», «Вайлдберриз» и другие онлайн-площадки несут ответственность за реализацию товаров, прослеживаемых через «Честный ЗНАК», без идентификационных кодов. Если онлайн-площадка торгует продукцией без нанесения маркировки, за это нарушение взимается штраф до 300 тыс. рублей (ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ). Важное дополнение ― маркировать товарную продукцию должны не маркетплейсы, а производители или импортёры продукции.
Интернет-площадки самостоятельно передают отчёты о маркировке в «Честный ЗНАК», т. е. осуществляют вывод товара из оборота. Если торговля ведётся со склада онлайн-ритейлера (FBO), маркетплейсы должны передавать данные о маркировке товара (одежды, лекарств, табачной продукции и др.) в «Честный ЗНАК». Если селлер делает отгрузки продукции с собственного склада (FBS), правила не поменяются: за передачу данных по маркировке по-прежнему отвечает собственник бизнеса.
Цель постановления Правительства РФ ― возложить на «Озон», «Вайлдберриз» и другие маркетплейсы коллективную ответственность перед потребителями. Теперь онлайн-площадки заинтересованы в тщательной проверке поставщиков и соблюдении маркировочных стандартов. Это приведёт к сокращению случаев появления контрафактной продукции в интернет-пространстве.
Работа поставщиков с маркетплейсами стала проще. Теперь все данные о товарах, подлежащих маркировке (одежде, духах, БАДах, велосипедах и др.), поставщику нужно будет передавать через систему ЭДО. Процедура выглядит так:
«Oзон»
Использование ЭДО является обязательным условием для селлеров при торговле на «Озоне». За соблюдение требований маркировки товара для «Озона» отвечает продавец. Он самостоятельно определяет и обеспечивает нанесение кодов маркировки, а также всех необходимых знаков, кодов и марок, в том числе по классам опасности на товары, реализуемые на «Озоне».
Если на склад «Озона» поступил товар без маркировки (одежда, обувь, корм для животных или любой другой из списка обязательных к маркировке товаров), он будет признан контрафактным. В этом случае поставщики будут оштрафованы, а вся продукция без соответствующих опознавательных знаков ― конфискована.
«Яндекс Маркет»
Маркетплейс «Яндекс Маркет» установил следующие правила:
Wildberries
Требования Wildberries к штрихкодам маркировки:
Штрихкод должен быть на ярлыке, на самой продукции, на стикере и на внешней упаковке. При отгрузке на склады маркетплейса маркировка также должна дублироваться на индивидуальной упаковке и считываться сканером.
По новым требованиям, маркировка для маркетплейсов штрихкодами Data Matrix (учёт в программе «Честный ЗНАК») является обязательной для следующих товарных групп:
Законодательством РФ предусмотрены штрафные санкции для производителей и поставщиков, если на грузе, подлежащем обязательной маркировке, нет кода Data Matrix. Поставщик продукции на маркетплейс будет отвечать за эти нарушения в административном и даже уголовном порядке.
Размеры штрафов для производителей, а также для дистрибьюторов продукции без маркировки для маркетплейсов регулируются частью 2 ст. 15.12 КоАП РФ:
Для производителей алкогольной и табачной продукции штрафы при данном нарушении выше. Юридические лица могут быть оштрафованы на сумму от 300 до 500 тыс. руб., должностные лица – от 30 до 50 тыс. руб. Весь груз без маркировочных кодов конфискуется.
За нарушение правил работы с маркировкой отвечают также и те, кто связан с продажей, хранением и отправкой продукции. В случае нарушения установленных правил и требований по маркировке продукции виновники оплачивают штрафы согласно законодательству.
«Честный ЗНАК» – современная национальная система маркировки товаров народного потребления. Марка «Честный ЗНАК» гарантирует подлинность продукции. Целью системы является борьба с контрафактом и низкокачественными аналогами.
Маркировка позволяет отследить движение продукции на всех этапах – от производства до реализации конечному потребителю. Код Data Matrix наносится на упаковку. Данные о маркировке товара для маркетплейсов передаются в «Честный ЗНАК» через оператора ЭДО. В коде Data Matrix содержится информация о составе продукта и сроке годности.
Гендиректорам и ИП необязательно ехать в ИФНС за новой ЭП, в «Такском» есть услуга получения электронной подписи для юрлиц и ИП.
Сэкономьте время – воспользуйтесь услугой «Такском» регистрация в «Честном ЗНАКе».
Маркетплейс не участвует напрямую в маркировке товаров. Это должны делать производители и импортёры продукции. Дистрибьюторы и розничные площадки могут заказывать штрихкоды, если маркировка от производителя потерялась. Ответственность за маркировку несёт, в первую очередь, селлер.
Задача торговой интернет-площадки — проверять товар и цифровые коды маркировки, нанесённые на упаковку. При их отсутствии маркетплейс не допускает продукцию на свою платформу.
Для работы с маркируемым товаром действуют правила маркировки на «Озоне»:
Участниками торгового оборота, работающими через FBS (с собственного склада), товарные коды определяются самостоятельно ещё на этапе формирования заказа. При сборке заказа с продукцией, подлежащей обязательной маркировке, система предложит указать код. Для этого нужно открыть в личном кабинете страницу FBS, перейти в «Заказы с моих складов», статус «Ожидают сборки». В заказе нажмите «Собрать», проверьте данные, для перехода к указанию кодов маркировки нажмите «Далее». Заполните код идентификации (GTIN и серийный номер); криптохвост (ключ и код проверки, включая символы GS); для ювелирных изделий — УИН, состоящий из 16 символов. После нажатия кнопок «Подтвердить» и «Собрать» статус заказа сменится на «Ожидает отгрузки». Код маркировки необходимо вывести из оборота. Также доступна сборка заказов с маркированными товарами через API.
Те, кто работает по системе FBO (со склада онлайн-ритейлера), действуют в соответствии с типом договора (агентский или договор закупа и продажи). Затем вся информация по идентификационным знакам уходит в маркетплейс через систему ЭДО в виде УПД.
Товары определённых категорий в России отслеживаются с помощью специальных систем. Производитель или импортёр закрепляет на каждой единице товара индивидуальный код, который сопровождает её на всех этапах, и в некоторых случаях печатается на покупательском чеке. Маркировка печатается на коробке или на ярлыке. Если это меховые изделия, используются RFID-метки.
«Яндекс Маркету» нужно передавать только действительные коды маркировки, соответствующие проданным единицам товаров. В противном случае при обнаружении Маркетом ошибки в маркировке товар может быть скрыт с витрины.
Продавцу нужно самостоятельно отсканировать коды единиц товаров и передать Маркету в виде текстовых строк. Если селлер работает по модели FBY (тип, при котором за все процессы отвечает маркетплейс), передавать коды нужно при поставке товаров. Подробная инструкция.
При работе по модели FBS, Экспресс или DBS коды нужно передавать во время обработки заказов. Они указываются в полях маркировки возле соответствующих товаров. Это делается перед переводом заказа в статус «Готов к отгрузке» (FBS или Экспресс) или передачей заказа в доставку (DBS). Смена статуса заказа доступна после указания кодов. Передача кодов доступна также по API.
Маркетплейс обязывает селлеров подключать электронный документооборот (ЭДО) для продажи товаров бизнесу и работы с маркированными товарами.
«Яндекс Маркет» активно привлекает на свою площадку продавцов и предлагает по 10 000 бонусов (1 бонус равен 1 рублю) на продвижение товаров с применением рекламных инструментов «Яндекс Маркета» для раскрутки магазина.
Существуют ограничения по весу на складах и в службе доставки «Яндекс Маркет». Максимальная высота паллеты в упаковке 180 см, а для крупногабаритных товаров — 220 см. Подробнее ограничения по весу для различных складов «Яндекс Маркета» смотрите в таблице.
Для работы на «Вайлдберриз» создайте личный кабинет. В нём можно управлять товарными движениями прямо через свой аккаунт.
Селлер выбирает товар для продажи на платформе. При поставке сотрудники маркетплейса проверяют корректность маркировки и принимают товары. В случае соответствия идентификационных кодов данным в «Честном ЗНАКе» продукция появляется в личном кабинете продавца на Wildberries в разделе «Поставки», автоматически формируется акт приёмки со списком идентификационных знаков. Этот список нужно отправить в «Честный ЗНАК». При модели FBS никаких документов селлеру оформлять не надо, но нужно следить за реализацией, чтобы в течение трёх дней после выкупа товарных позиций вывести коды из оборота, передать информацию в «Честный ЗНАК».
При модели FBO создайте УПД «ДОП» – документ первичной отчётности по маркируемым товарам для «Вайлдберриз». Он формируется на базе акта приёмки, который можно скачать из личного кабинета продавца. УПД «ДОП» нужно создать в системе ЭДО в течение 2 дней и отправить обратно в маркетплейс. Если вовремя не отправить УПД «ДОП», «Вайлдберриз» взимает с селлера штраф в размере 1 рубля за каждый товар с обязательной маркировкой. Все остальные действия с маркировочными кодами, в том числе вывод проданных товаров из оборота, осуществляет интернет-площадка Wildberries.
Вывод товара из оборота
Согласно новым правилам, выводить продукцию из оборота теперь должна интернет-площадка. Для этого платформы используют контрольно-кассовое оборудование после заключения договора с оператором фискальных данных (ОФД).
Это самый популярный способ вывода из оборота.
Кроме того, поставщик вправе осуществить эту процедуру самостоятельно. Правда здесь действует строгое временное ограничение. Вывести продукцию из оборота селлер обязан в течение трёх дней с момента отгрузки товара и не позднее даты получения продукции клиентом.
Маркетплейсы обязаны следовать новым правилам и должны самостоятельно отражать выбытие маркируемого товара.
Для производителей и импортёров
Импортёры ввозят продукцию на территорию страны через таможню. Если будут допущены ошибки в маркировке товаров, импортёр потеряет время и деньги, товар могут конфисковать на границе.
Производители и импортёры должны наносить коды DataMatrix на каждую единицу маркируемого товара. При перевозке товаров участниками оборота формируются транспортные упаковки. Для этого применяются коды-агрегаты. Данные об этих кодах необходимо передать в «Честный ЗНАК». Это делает импортёр.
Важный нюанс, который следует учесть импортёру: является ли государство, откуда идёт товар, членом ЕАЭС. Если ответ положительный, то информация о грузе сразу вносится в ИС. Если страна не является участником ЕАЭС, то при прохождении таможенного пункта сведения о ввозимых в РФ маркировочных знаках указываются в декларации и только потом передаются в систему маркировки «Честный ЗНАК» для маркетплейсов.
Для оптовиков и дистрибьюторов
Оптовики и дистрибьюторы выполняют посредническую роль между производителем товара и покупателем. Для них процедура маркировки товаров проходит проще, чем для импортёров.
Как только оптовик получил товар от импортёра или производителя, он считывает идентификационный код с упаковки маркируемой продукции. Для этого оптовик использует терминал сбора данных или 2D-сканер или пользуется мобильным приложением «Такском-Файлер» и при помощи камеры смартфона считывает коды.
Для предупреждения возможных проблем с оптовыми поставками из-за рубежа будет правильно заранее указать в договоре сведения, которые импортёр должен указывать на грузе.
На дату публикации этого материала закон обязывает применять сервисы ЭДО для следующих маркируемых товаров: обувь, одежда и текстиль, упакованная вода, БАДы, антисептики, духи, шины/покрышки, табачная продукция, фотоаппараты, молочная продукция, безалкогольные напитки.
При передаче данных через оператора ЭДО поставщик вносит маркировочные коды в электронный УПД, который подписывают оба участника. Система электронного документооборота автоматически отправляет в «Честный ЗНАК» подписанный документ для регистрации нового собственника товара.
Совершая действия по отправке заявки в ООО «Такском», я даю свое согласие на получение от ООО «Такском» информационных и рекламных сообщений на указанный выше мой абонентский номер и/или адрес моей электронной почты, а также выражаю свое согласие с обработкой моих персональных данных (ФИО, абонентский номер, адрес электронной почты) ООО «Такском» включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение в целях оказания мне консультации по выбору тарифа и информировании меня об услугах и продуктах ООО «Такском». Я извещен о возможности отзыва мной настоящего согласия путем обращения в ООО «Такском» и подачи заявления об отзыве согласия по утвержденной форме. Настоящее согласие действует с момента отправки мной заявления в ООО «Такском» до момента подачи мной заявления об отзыве этого согласия.
Совершая действия по отправке заявки в ООО «Такском», я даю свое согласие на получение от ООО «Такском» информационных и рекламных сообщений на указанный выше мой абонентский номер и/или адрес моей электронной почты, а также выражаю свое согласие с обработкой моих персональных данных (ФИО, абонентский номер, адрес электронной почты) ООО «Такском» включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение в целях оказания мне консультации по выбору тарифа и информировании меня об услугах и продуктах ООО «Такском». Я извещен о возможности отзыва мной настоящего согласия путем обращения в ООО «Такском» и подачи заявления об отзыве согласия по утвержденной форме. Настоящее согласие действует с момента отправки мной заявления в ООО «Такском» до момента подачи мной заявления об отзыве этого согласия.
и получайте новости первыми!