В марте 2019 года во Владивостоке под руководством начальника Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) Юрия Ладыгина состоялось совместное с налоговыми органами заседание Консультативного совета по работе с участниками внешнеэкономической деятельности в ходе которого отдельным пунктом был рассмотрен вопрос внедрения механизмов прослеживаемости и сквозного контроля товаров в одноименном докладе заместителя начальника отдела регионального курирования и контроля службы таможенного контроля после выпуска товаров ДВТУ Е.К. Антоненко.
О реализующихся в настоящий момент этапах создания системы прослеживаемости товаров эксперт сказал следующее:
В настоящее время в Российской Федерации и на пространстве Евразийского экономического союза в стадии активной разработки и реализации находятся процессы создания системы прослеживаемости товаров.
Предпосылками к этому в Российской Федерации послужили следующие факторы:
- во-первых, это выполнение поставленной Президентом РФ задачи по созданию единого стандарта таможенного и налогового администрирования, повлекшее необходимость более тесного взаимодействия между таможенной и налоговой службами, а также модернизации действующей системы по контролю за оборотом товаров;
- во-вторых, сложившаяся ситуация в сфере оборота промышленной продукции, характеризующаяся высокой долей незаконного оборота. По данным Министерства промышленности и торговли, незаконный оборот рынка легкой промышленности в России составляет 1,4 трлн рублей – это порядка 35 % всего рынка. Из них более половины (50 – 60 %) составляют «серые» поставки из стран дальнего зарубежья, около трети (25 – 30%) импортируется из стран ЕАЭС и около 15 % занимает неучтенное отечественное производство;
- в-третьих, это реализация Российской Федерацией достигнутой в рамках ЕАЭС договоренности по сопряжению национальных информационных систем государств – членов ЕАЭС на основе интегрированной информационной системы Союза в целях обеспечения прослеживаемости движения товаров от момента их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС до момента их передачи потребителю.
Основные подходы к формированию механизма прослеживаемости товаров в России определены Концепцией создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28.12.2018 № 2963-р. В соответствии с Концепцией основной целью внедрения системы маркировки и прослеживаемости товаров является обеспечение получения оперативной и достоверной информации о движении товаров в рамках хозяйственной деятельности организаций.
Концепцией предусмотрено, что комплекс мероприятий, обеспечивающих регистрацию движения товаров по товаропроводящей сети, может быть реализован двумя способами:
- физической прослеживаемостью (вид прослеживаемости, обеспеченной с помощью маркировки);
- документальной прослеживаемостью, котораяобеспечивается с помощью передачи данных о движении товара в сопроводительных документах (товарно-транспортных накладных, товарных накладных, налоговых и иных документах).
Одним из основных элементов вводимой системы маркировки и прослеживаемости является государственная информационная система (ГИС), обеспечивающая осуществление прослеживаемости движения товаров и мониторинга их оборота.
Предполагается, что государственная информационная система будет построена на основе использования средств идентификации для обеспечения физической прослеживаемости. При этом система будет при необходимости интегрирована с инструментами документальной прослеживаемости для обеспечения непротиворечивости данных о движении товаров.
В соответствии с поручением Правительства сквозная система маркировки товаров должна быть создана в Российской Федерации к 2024 году. Координатором системы является Министерство промышленности и торговли России.
Создание, эксплуатация и модернизация ГИС обеспечивается оператором, которым может выступать федеральный орган исполнительной власти или частный партнер на основании соглашения о государственно-частном партнерстве. За оператором ГИС также закреплена обязанность обеспечения консультационной, методологической и технической поддержки участников оборота товаров, а также их обучения работе со средствами идентификации.
Предполагается, что в РФ будет действовать единая национальная система маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак», оператор которой – частная компания «Центр развития перспективных технологий».
В применении инструментов физической прослеживаемости в Российской Федерации имеется определенный опыт и установлены четкие направления для реализации в перспективе.
С 12 августа 2016 года на территориях стран – участников ЕАЭС, в том числе Российской Федерации действует требование обязательной маркировки контрольными (идентификационными) знаками предметов одежды из натурального меха.
В соответствии с вступившим в силу с 1 января 2019 года распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р в течение 2019 года на территории России предполагается введение требования обязательной маркировки в отношении широкой номенклатуры товаров народного потребления:
- с 1 марта введена обязательная маркировка табачной продукции;
- с 1 июля вводится требование маркировки обувных товаров;
- с 1 декабря маркировке будет подлежать еще очень существенный перечень товаров народного потребления (духи и туалетная вода, новые резиновые шины и покрышки, фотокамеры и фотовспышки, белье (постельное, столовое, туалетное и кухонное), предметы одежды из натуральной или композиционной кожи, предметы верхней одежды (пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия), а также трикотажные блузки, блузы и блузоны (женские или для девочек).
На подлежащие маркировке товары до их введения в оборот должны быть нанесены средства идентификации. Оборот товаров без маркировки влечет наступление административной и уголовной ответственности. Участники оборота подлежащих маркировке товаров обязаны представлять оператору государственной информационной системы сведения о нанесенных на товары средствах идентификации, об обороте маркированных товаров и их выбытии из оборота.
В ходе совместной работы по реализации пилотного проекта по маркировке меховых изделий ФНС России и ФТС России удалось выработать подходы к совместному контролю, а также интегрировать системы контроля таможенных органов и ГИС «Маркировка». Система маркировки показала себя как эффективный инструмент прослеживаемости и контроля за оборотом товаров: результаты реализации пилотного проекта выразились в росте объемов изделий из натурального меха, реализуемых в рознице, в также в росте объемов таможенного декларирования товаров данной категории и, соответственно, увеличении сумм перечисленных в бюджет платежей.
В настоящее время ФТС России совместно с Федеральной налоговой службой завершаются работы по созданию прототипа национальной системы прослеживаемости товаров, основанной на документальном виде прослеживаемости. Координатором данного проекта является Министерство финансов.
Функционирование системы предлагается обеспечить путем создания и применения интегрированных информационных технологий таможенной и налоговой служб на основе данных из декларации на товары и счетов-фактур. В целях исключения разрывов цепочки прослеживаемости товаров вследствие применения налогоплательщиками специальных налоговых режимов, не предусматривающих обязательного оформления счетов-фактур, Министерством финансов прорабатывается вопрос применения иных форм налогового учета в отношении подлежащих прослеживаемости товаров.
С 1 января 2019 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», в соответствии с которыми в целях обеспечения реализации задач прослеживаемости товаров до конечного потребителя Правительству РФ предоставлено право устанавливать дополнительный обязательный реквизит кассового чека или бланка строгой отчетности – «код товара», определяемый Правительством и позволяющий идентифицировать товар или код товарной номенклатуры.
Реализацию информационного взаимодействия ЕАИС таможенных органов с национальной системой прослеживаемости планируется осуществлять посредством использования инфраструктуры системы межведомственного электронного взаимодействия, а также на базе регламентного электронного обмена данными между ФТС и ФНС России.
В июне 2018 года Минфином России утвержден план мероприятий по созданию национальной системы прослеживаемости товаров (приказ Минфина России от 19.06.2018 № 1049).
В рамках реализации мероприятий «дорожной карты» на федеральной уровне ведется работа по подготовке соответствующей нормативно-правовой базы.
Согласован перечень сведений, предполагаемых к информационному обмену между ФНС и ФТС России. Подписаны изменения и дополнения к Соглашению о сотрудничестве указанных ведомств, в соответствии с которыми в состав сведений, передаваемых Федеральной налоговой службой на плановой основе, включены данные об операциях с прослеживаемыми товарами, при этом информация, передаваемая на плановой основе Федеральной таможенной службой, дополнена сведениями о прослеживаемых товарах из заявлений о выпуске товаров до подачи декларации на товары, а также сведениями о товарах, конфискованных или обращенных в собственность государства иным способом, а также задержанных таможенными органами в соответствии с главой 51 Таможенного кодекса ЕАЭС.
В целях обеспечения функционирования системы прослеживаемости товаров проведены работы по модернизации информационно-программных средств таможенных и налоговых органов. На I полугодие 2019 года запланировано проведение тестирования информационного взаимодействия доработанных ведомственных информационных систем с национальной системой прослеживаемости.
В целях обеспечения технологической независимости, информационной безопасности при использовании ГИС и юридической значимости передаваемых в нее сведений на федеральном уровне проработан вопрос методов криптографической защиты информации, в частности на основе технологии blockchain, основанной на алгоритме с децентрализованным хранилищем данных, представляющих собой непрерывную цепь блоков, формируемых на каждом отдельном этапе обращения товара.
Министерством финансов определен перечень товаров, подпадающих под документальную прослеживаемость. К данной категории товаров решено отнести бытовые электротовары, тяжелую технику, детские коляски, металлическую мебель.
На внутриведомственном согласовании находится проект постановления Правительства Российской Федерации «О проведении эксперимента по прослеживаемости отдельных видов товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуск для внутреннего потребления». Согласно проекту постановления планируемый срок применения системы прослеживаемости товаров в пилотном проекте – 2019 год.
Создание механизма обеспечения прослеживаемости товаров является одним из основных прорабатываемых направлений на ближайшие несколько лет и позволит достичь нового уровня администрирования, в том числе в рамках контрольно-надзорной деятельности ФТС России и ФНС России.
и получайте новости первыми!