С 1 апреля 2024 года участники рынка обязаны соблюдать разрешительный режим при работе с определёнными категориями маркированных товаров, продаваемых в розницу. Это означает, что при продаже продукции на кассе система проверяет код маркировки. Если всё хорошо — ККТ «пробьёт» товар, а когда проверка не пройдена, продажа будет запрещена. Как работает разрешительный режим в системе «1С» — читайте в нашей статье.
Система обязательной маркировки товаров начала действовать с 1 января 2019 года. Производитель или импортёр маркирует двухмерным кодом Data Matrix каждую единицу товара или упаковку. Этот код позволяет отследить всю историю и путь каждой партии и (или) штуки продукции от момента производства до продажи в розницу. Прозрачность и открытость данных о продукте гарантирует, что в момент производства, при перевозке, сортировке на оптовом складе и магазине товары не подменяются на поддельные, а само производство отвечает всем требованиям законодательства для конкретной группы товаров.
С 1 января 2022 года все данные по товарам с маркировкой передаются между субъектами бизнеса только посредством электронного документооборота (ЭДО). А это значит, что для работы с маркировкой в «1С» необходим либо сервис ЭДО, который стыкуется с программой «1С», например, «Такском-Файлер» вместе с «Модулем для 1С», либо соответствующее решение для автоматизации передачи документации в электронном виде — «1С-ЭДО».
С вступлением в силу постановления Правительства РФ от 21.11.2023 № 1944 начали действовать требования к продаже товаров, которые нужно маркировать: каждый кассовый чек при продаже товаров с кодами маркировки DataMatrix формируется только после получения из системы «Честный ЗНАК» информации, подтверждающей законность такой продажи.
Онлайн-проверка стала обязательной в 2024 году для продажи некоторых товаров. Продавец сканирует код, кассовая программа отправляет код маркировки на проверку в «Честный ЗНАК», получает добро на продажу и успешно добавляет товар в чек. Если приходит запрет, касса не добавит товар в чек. Такая схема работает, только если есть интернет-соединение.
Критерии, по которым проходит проверка:
Офлайн-проверку вводят на случаи отсутствия подключения к интернету. Продавец сканирует код маркировки, кассовая программа обращается за проверкой в локальный модуль, получает добро и добавляет товар в чек. Или получает в ответ запрет и не добавляет товар. Как только подключение к интернету становится доступным, данные по продаже автоматически уйдут в ОФД, а оттуда — в ГИС МТ.
Код проверяется только по одному критерию — нет ли запрета от органов власти на продажу товара с конкретным кодом.
У двух видов разрешительного режима два существенных отличия:
Если продукция при продаже не проходит проверку в ГИС МТ «Честный ЗНАК», то система автоматически блокирует продажу в следующих случаях:
Работа системы маркировки направлена прежде всего на устранение с прилавков магазинов контрафактных и некачественных товаров.
Потребителям система даёт возможность проверить историю продукта через мобильное приложение, а бизнесу — избежать штрафов за нарушения правил оборота товаров, которые нужно маркировать. Автоматизация учёта товаров в «1С» от производства (когда производитель маркировал продукт) до розницы с минимизацией ручного ввода данных позволяет снизить административную нагрузку на бизнес за счёт интеграции с учётными системами и онлайн-кассами. А это, в свою очередь, позволяет обеспечить прозрачность цепочки поставок для регуляторов и потребителей, оперативно выявлять нарушения (просрочку, пересорт, серый импорт) на этапе приёмки товара и сокращать логистические издержки за счёт точного учёта движения продукции.
Разрешительный режим системы «Честный ЗНАК» — интеллектуальный фильтр, который в режиме реального времени проверяет легальность каждой торговой операции. При сканировании кода DataMatrix онлайн-касса выполняет многоуровневую проверку по целому ряду параметров. Она сверяет статус товара в ГИС МТ, проверяет сроки годности для регламентированных категорий и контролирует цену для табачной продукции.
Только после получения электронного «одобрения» от системы маркировки ККТ разрешает проведение продажи. В случае обнаружения нарушений (просрочка, контрафакт, несоответствие цен) операция автоматически блокируется с выводом на экран кассы причины отказа.
Все транзакции фиксируются в едином цифровом реестре, что позволяет проследить историю каждого продукта и выявить проблемные точки в цепочке поставок. Маркировка не только защищает потребителей от некачественной продукции, но и обеспечивает бизнесу надёжную страховку от случайных ошибок и преднамеренных нарушений. Кроме того, такой подход обеспечивает управление и контроль доступа сотрудников
Главное преимущество — интеграция системы «Честный ЗНАК» с программами «1С» и ККТ и автоматизация передачи данных в ОФД и ГИС МТ. А синхронизация с учётной системой идёт в режиме реального времени.
Сроки запуска обязательного разрешительного режима по дополнительным категориям товаров. Постановление Правительства РФ от 22.11.2024 № 1606 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2023 г. № 1944» расширяет перечень товаров, которые будут проходить проверку:
Кроме того, предполагается, что не ранее 1 марта 2026 года (согласно постановлению Правительства РФ от 03.03.2025 № 257 — с даты, определяемой отдельным актом Правительства РФ) в режиме офлайн-проверки станет обязательным запрет на продажу:
Напомним, что разрешительный режим не распространяется на:
В остальных случаях разрешительный режим действует. И для ритейла особенно важна проверка маркированной продукции на всех этапах путём сканирования кодов при приёмке товара с автоматическим формированием реестра расхождений.
Программы «1С» поддерживают все регламентированные товарные группы и адаптированы под последние изменения законодательства, включая обязательное использование ККТ при перемаркировке.
Для настройки автоматизации и управления работой разрешительного режима в учётной системе «1С» необходимо проверить ключевые параметры.
Рассмотрим подготовку подробнее.
Подготовка к работе с разрешительным режимом маркировки в «1С» представляет собой следующие шаги:
Если настройка прошла успешно — ваша учётная система готова к работе с разрешительным режимом.
Компания «Такском» — официальный участник рабочей группы по внедрению маркировки и крупнейший аттестованный франчайзи «1С» — предлагает профессиональные решения для работы с маркированными товарами. Решения, предлагаемые «Такском», обеспечивают полноценную автоматизацию взаимодействия учётной системы «1С» с ГИС МТ «Честный ЗНАК», том числе и для розницы.
Помимо интеграции программ «1С» с «Честным ЗНАКом» для работы с маркировкой компания «Такском» предлагает:
Кроме этого, компания «Такском» предлагает субъектам бизнеса заключить договоры на предоставление услуг оператора ЭДО и оператора фискальных данных.
Совершая действия по отправке заявки в ООО «Такском», я даю свое согласие на получение от ООО «Такском» информационных и рекламных сообщений на указанный выше мой абонентский номер и/или адрес моей электронной почты, а также выражаю свое согласие с обработкой моих персональных данных (ФИО, абонентский номер, адрес электронной почты) ООО «Такском» включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение в целях оказания мне консультации по выбору тарифа и информировании меня об услугах и продуктах ООО «Такском». Я извещен о возможности отзыва мной настоящего согласия путем обращения в ООО «Такском» и подачи заявления об отзыве согласия по утвержденной форме. Настоящее согласие действует с момента отправки мной заявления в ООО «Такском» до момента подачи мной заявления об отзыве этого согласия.
Совершая действия по отправке заявки в ООО «Такском», я даю свое согласие на получение от ООО «Такском» информационных и рекламных сообщений на указанный выше мой абонентский номер и/или адрес моей электронной почты, а также выражаю свое согласие с обработкой моих персональных данных (ФИО, абонентский номер, адрес электронной почты) ООО «Такском» включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение в целях оказания мне консультации по выбору тарифа и информировании меня об услугах и продуктах ООО «Такском». Я извещен о возможности отзыва мной настоящего согласия путем обращения в ООО «Такском» и подачи заявления об отзыве согласия по утвержденной форме. Настоящее согласие действует с момента отправки мной заявления в ООО «Такском» до момента подачи мной заявления об отзыве этого согласия.
и получайте новости первыми!