Марина Климова - налоговый консультант, преподаватель ИПБ России, Палаты налоговых консультантов. Опыт консультирования более 20 лет. Автор более 70 книг и более 200 публикаций по проблемам налогообложения, бухучета и трудового права, включенных в различные правовые базы. к.э.н.
В 2022 г. государство ввело мораторий на контроль применения ККТ пользователями, впрочем, весьма условный. Соответствующее Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» действует и сейчас. Его несколько раз редактировали.
В 2024 г. допускается проведение следующих видов контрольных (надзорных) мероприятий в рамках проверки соблюдения законодательства о применении ККТ, в том числе полноты учёта выручки в организациях и у ИП:
Самыми защищёнными от контроля в условиях моратория в 2024 г. являются две категории пользователей ККТ:
Новая директива ФНС России, доведённая Письмом от 11.04.2024 № Д-5-20/55@ «Об организации и проведении контрольных мероприятий за применением контрольно-кассовой техники в 2024 году», ограждает их от (п. 2.1, 2.2, 4):
Остальные пользователи контрольно-кассовой техники находятся в равном положении и вероятность проверки зависит в основном от той репутации, которую они себе создали в глазах ФНС России. Этот подход сильно контрастирует с прошлогодним, когда объектом повышенного внимания были организации общепита, сетевые торговые организации и злостные нарушители, результат наблюдения за которыми показал наличие фактов осуществления расчётов без применения ККТ на сумму более 1 млн. руб.
Контрольная закупка может выступать в качестве самостоятельного проверочного мероприятия (ст. 67 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», п. 18, 23 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.02.2022 № 272), а может стать результатом решения, принятого контролёрами на месте по результатам только что проведённого выездного обследования.
В первом случае её проведение планируется заранее и предварительно согласовывается с органами прокуратуры (п. 11 ст. 67 Федерального закона № 248-ФЗ). В 2024 г. контрольную закупку такого рода могут осуществить для проверки исполнения ранее выданного пользователю ККТ предписания об устранении нарушений, а также при поступлении в налоговые органы сведений (в т.ч. подтвержденных жалоб) о неприменении ККТ, невыдаче кассовых чеков, применении ККТ с нарушениями.
Обстоятельства осуществления контрольной закупки ввиду неутешительных результатов выездного обследования не позволяют проверяющим согласовать это мероприятие с начальством и органом прокуратуры: действовать нужно по горячим следам. Само выездное обследование изначально задумывается как надзорное мероприятие, не предполагающее контакта с пользователем ККТ. «Жертву» о нём заранее не предупреждают, а самим контролёрам не нужно решение о проведении такого мероприятия – довольно задания непосредственного начальства (п. 19, 20, 27 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.02.2022 № 272). Уже в процессе выездного обследования контролёры могут принять решение вступить в контакт с объектом: произвести контрольную закупку, если поведение пользователя ККТ вопиет о нарушениях. При этом действуют проверяющие без оформления решения о проведении контрольного мероприятия, и упрекнуть их в несоблюдении процедуры не удастся (п. 7 ст. 75 Федерального закона № 248-ФЗ). Орган прокуратуры уведомляют постфактум – в течение суток после такой контрольной закупки (п. 12 ст. 66 Федерального закона № 248-ФЗ). Если нарушитель пойман за руку – не применил ККТ, не выдал чек, допустил ещё какие-то очевидные нарушения требований к применению онлайн-касс, то акт составляется тут же (п. 37 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.02.2022 № 272). Если же к моменту завершения контрольной закупки фискальные данные, включая фискальный документ, не получены налоговым органом и это исключает обоснованную оценку соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, акт составляется и направляется контролируемому лицу в течение следующего рабочего дня (п. 27 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.02.2022 № 272). После этого принимается решение о выдаче контролируемому лицу предписания об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения, а также о возбуждении дела об административном правонарушении.
Контрольным закупкам по результатам выездных обследований в 2024 г. отводится особое место: согласно п. 4 Письма ФНС России от 11.04.2024 № Д-5-20/55@ они должны использоваться как метод воздействия на «недобросовестных пользователей ККТ». Естественно, именно эта схема контрольной закупки для проверяющих более привлекательна: никаких предварительных согласований при относительной спонтанности самого выездного обследования (напомним: его проведение не требует оформления отдельного решения). Для того, чтобы попасть в число «недобросовестных» и стать объектом выездного обследования с вытекающей из него при описанных выше условиях контрольной закупкой, достаточно не иметь зарегистрированной ККТ при наличии такой обязанности или не применять её в установленных случаях либо использовать с нарушениями порядка и условия регистрации и применения ККТ. Поскольку налоговые органы с помощью автоматизированных систем постоянно мониторят применение ККТ, а также собирают через специальный сервис жалобы покупателей, нарушителю не составляет труда попасться на глаза проверяющим.
Не забывайте, что контрольную закупку проверяющие могут провести не только очно, но и дистанционно (п. 2, 10 ст. 67 Федерального закона № 248-ФЗ). Очевидно, что это возможно при осуществлении продаж через Интернет, а также по каталогам, через телемагазины и т.п. Но при такой дистанционной торговле выездное обследование в общем-то не проведёшь (см. описание этого мероприятия в ст. 75 Федерального закона № 248-ФЗ), а значит, дистанционная контрольная закупка может осуществляться исключительно как самостоятельное контрольное мероприятие с соблюдением в 2024 г. требований пп. «а» п. 3 Постановления № 336.
Система обязательной маркировки товаров средствами идентификации существует уже не первый год и видов товаров, попадающих в её орбиту, становится все больше и больше.
Применение ККТ при продаже маркированного товара имеет свои особенности. Это специальные требования к моделям ККТ, к версии формата фискальных документов, к реквизитному составу чеков, к «способностям» фискального накопителя по обмену данными с информационной системой маркировки.
В сфере маркировки с 1 апреля 2024 г. по 1 июня 2025 г. происходит очередная революция: поэтапно вводится запрет продажи товаров, подлежащих обязательной маркировке, если при проверке кода маркировки на кассе верхнеуровневое кассовое программное обеспечение выдало ошибку. Нормативный документ, который устанавливает соответствующие требования к продавцам, – это Постановление Правительства РФ от 21.11.2023 № 1944; разъяснения дал Минпромторг России своим письмом от 12.02.2024 № ПЕ-13274/28.
Задачи разобраться с этими новыми правилами в рамках данной статьи у нас нет, но вот вопрос: если пользователем ККТ будет допущено какое-то нарушение на этом пути, может ли налоговый орган в рамках контроля (надзора) за применением ККТ его оштрафовать?
В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчётов в Российской Федерации» в рамках отношений по контролю и надзору за оборотом маркированных товаров налоговые органы вправе осуществлять контроль и надзор за соответствием ККТ и ФН установленным для продажи маркированного товара требованиям. Если в этой части обнаруживаются нарушения, пользователь может быть привлечён к ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ.
Однако вопросы, касающиеся нарушений при обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке, в компетенцию ФНС России не входят и не могут быть предметом проверки в рамках контроля применения ККТ.
В настоящее время КоАП РФ включает ст. 15.12, устанавливающую наказание за производство, ввод в оборот или продажу товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке, без соответствующей маркировки, а также с нарушением установленного порядка её нанесения, и ст. 15.12.1, предусматривающую ответственность за непредставление сведений и (или) нарушение порядка и сроков представления сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
Контролёром в сфере обращения товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, выступает Роспотребнадзор (ст. 23.93 КоАП РФ). Именно он может налагать санкции по ст. 15.12 и 15.12.1 КоАП РФ.
Задача разрешительного режима на кассе – блокировать незаконную продажу маркированного товара. Если кассы должным образом не настроены и не взаимодействуют с оператором системы маркировки в разрешительном режиме, – накажет Роспотребнадзор. Если при продаже товара, подлежащего обязательной маркировке средствами идентификации, применяется ненадлежащая модель ККТ, формат фискальных документов отличен от 1.2, в чеке не хватает обязательных реквизитов или продажи вообще идут в обход применения ККТ, – накажет налоговый орган.
«Такском» — всё для кассовых расчётов
- Регистрация касс в ФНС
- Перерегистрация касс в ФНС
- Кассовые аппараты всех популярных производителей
- Сопутствующие товары: сканеры штрихкодов, терминалы сбора данных, весы, денежные ящики и прочее
- Оператор фискальных данных. Пять лет подряд «Такском» занимает 2-е место в рейтинге ОФД по числу подключённых касс
- Регистрация в системе «Честный ЗНАК» — настройка рабочего места для работы на портале честныйзнак.рф
- Электронные подписи для касс, ЭДО и отчётности
- Эквайринг и терминалы для него
- Сервисы для онлайн-отчётности в госорганы
Совершая действия по отправке заявки в ООО «Такском», я даю свое согласие на получение от ООО «Такском» информационных и рекламных сообщений на указанный выше мой абонентский номер и/или адрес моей электронной почты, а также выражаю свое согласие с обработкой моих персональных данных (ФИО, абонентский номер, адрес электронной почты) ООО «Такском» включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение в целях оказания мне консультации по выбору тарифа и информировании меня об услугах и продуктах ООО «Такском». Я извещен о возможности отзыва мной настоящего согласия путем обращения в ООО «Такском» и подачи заявления об отзыве согласия по утвержденной форме. Настоящее согласие действует с момента отправки мной заявления в ООО «Такском» до момента подачи мной заявления об отзыве этого согласия.
Совершая действия по отправке заявки в ООО «Такском», я даю свое согласие на получение от ООО «Такском» информационных и рекламных сообщений на указанный выше мой абонентский номер и/или адрес моей электронной почты, а также выражаю свое согласие с обработкой моих персональных данных (ФИО, абонентский номер, адрес электронной почты) ООО «Такском» включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение в целях оказания мне консультации по выбору тарифа и информировании меня об услугах и продуктах ООО «Такском». Я извещен о возможности отзыва мной настоящего согласия путем обращения в ООО «Такском» и подачи заявления об отзыве согласия по утвержденной форме. Настоящее согласие действует с момента отправки мной заявления в ООО «Такском» до момента подачи мной заявления об отзыве этого согласия.
и получайте новости первыми!