Ваш регион Москва?
Офисы
Выберите регион обслуживания
А
Б
В
Д
Е
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Х
Ч
Я
Регион не найден

Пользователям ККТ о индикаторах риска нарушения обязательных требований

3498 просмотров
28.02.2024 14:20

Марина Климова - профессиональный бухгалтер и независимый налоговый консультант, автор более 70 книг и многочисленных статей по проблемам бухгалтерского учёта и налогообложения, к. э. н.

В 2024 г. продолжает действовать условный мораторий на проверки пользователей ККТ, введённый еще в 2022 г. Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 (ныне действует в ред. от 31.01.2024) «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

В настоящее время внеплановые проверки применения ККТ могут быть назначены исключительно по следующим основаниям (пп. «п» п. 3 Постановления):

  • при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований;
  • по решению руководителя, заместителя руководителя ФНС России;
  • по истечении срока исполнения предписания об устранении ранее выявленного нарушения.

Во всех перечисленных случаях необходимо согласование проверки с органами прокуратуры.

Разберемся с первым из оснований для проведения проверок: выявлением индикаторов риска.

Что такое «индикатор риска»?

Контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у ИП, – разновидность государственного контроля (надзора), поэтому ищем ответ на наш вопрос в Федеральном законе от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Согласно п. 9 ст. 23 индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

То есть это ещё не доказанное нарушение, но какой-то очень подозрительный маркер, заставляющий контролеров полагать, что у пользователя ККТ есть нарушения и достаточный повод для назначения проверочного мероприятия.

С 17 июля 2023 г. в области контроля применения ККТ работает новый Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у ИП. Он утвержден Приказом Минфина России от 06.06.2023 № 88н.

Каковы индикаторы в сфере контроля применения ККТ?

С вступлением в силу вышеназванного документа индикаторов стало три (а раньше был всего один):

  1. Отсутствие в течение 60 календарных дней фискальных данных в виде фискальных документов в автоматизированной информационной системе налоговых органов при наличии зарегистрированной контрольно-кассовой техники.
  2. Доля фискальных документов, в которых указан признак расчета «Возврат прихода», составляет 30 и более процентов от общего количества фискальных документов с признаком расчета «Приход», сформированных в течение 30 календарных дней. Этот признак не рассматривается как индикатор риска для ломбардов.
  3. Доля кассовых чеков коррекции (бланков строгой отчётности коррекции) составляет 30 и более процентов от общего количества фискальных документов, сформированных в течение 30 календарных дней.

Отсутствие новостей – плохая новость

В общем случае онлайн-касса передает фискальные документы в налоговые органы автоматически в электронной форме через оператора фискальных данных (ОФД).

В обязанности пользователя ККТ входит обеспечение передачи в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов в налоговые органы с помощью ОФД (п. 6 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ)).

Освобождены от такой передачи только пользователи, применяющие ККТ в отдаленных от сетей связи местностях, где кассовый аппарат будет работать в автономном режиме. О применении ККТ в таком режиме органы ФНС осведомлены: соответствующие данные указываются пользователем в заявлении о регистрации кассы и обязательно находят отражение в Карточке регистрации ККТ. Понятно, что рассматриваемый индикатор риска для этой категории пользователей не актуален.

Что до всех остальных, то, безусловно, непередача данных в налоговые органы может быть допущена умышленно – достаточно, например, собственноручно отключить ККТ от сети Интернет. Тогда это действительно нарушение, за которое пользователю придется ответить в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ как за применение ККТ с нарушением порядка и условий её применения, что влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти тысяч рублей. Вменить неприменение ККТ в данном случае нельзя.

Зачастую ККТ перестаёт передавать данные ОФД (как следствие, они не поступают в налоговые органы) из-за какого-то сбоя не на стороне пользователя (например, авария у интернет-провайдера) или по недоразумению (бывало, уборщица в трудовом порыве выдернет заветный кабель). В этих случаях от пользователя требуется бдительность: нужно отслеживать, нет ли непереданных ОФД фискальных документов, благо сделать это несложно – соответствующие данные представлены и в Отчете о текущем состоянии расчётов, и в Отчете о закрытии смены. Однако в такой ситуации добиться того, чтобы налоговый орган не поучал от ККТ вестей целях 60 календарных дней, не выйдет: фискальный накопитель исключает возможность формирования фискального признака для фискальных документов, если через 30 календарных дней с момента формирования фискального признака для фискального документа не будет получено подтверждение ОФД для этого фискального документа (п. 1 ст. 4.1 Федерального закона № 54-ФЗ).

Наверное, самое обидное – «заслужить» проверку из-за того, что кассовый аппарат просто временно не используется (например, находится в резерве) или сломан и его почему-то не торопятся починить. Действительно, в таких случаях есть все шансы дотянуть до выявления первого из индикаторов риска нарушения обязательных требований.

Решение довольно простое: хотя бы раз в два месяца включайте свою резервную ККТ. Даже нет необходимости открывать смену. Полноценным фискальным документом является Отчёт о текущем состоянии расчётов, который может быть сформирован и при закрытой смене. Как только он уйдет ОФД и далее – в налоговый орган, 60-дневный счетчик простоя обнулится и отсчёт дней без фискальных документов начнется заново.

При поломке ККТ без перспективы починки в ближайшие два месяца, возможно, целесообразно снять кассу с учета, а затем, когда она снова будет в строю, зарегистрировать заново. В противном случае при выявлении индикатора риска налоговый орган вправе назначить проверку, которая, естественно, не ограничится выяснением судьбы именно этой единицы контрольно-кассовой техники.

Подчеркиваем: иметь зарегистрированную, но не эксплуатируемую кассу, – само по себе не нарушение, но «молчание» ККТ привлекает внимание проверяющих и может стать причиной выездной проверки, при которой выявятся действительные нарушения пользователя.

Перебор по возвратным чекам

В качестве второго индикатора риска мы назвали запредельную долю возвратных чеков – не менее 30% от числа чеков с признаком расчета «Приход», сформированных в течение 30 календарных дней.

В такой ситуации очень сложно списать произошедшее на чью-то оплошность. Ведь Минфин выделил месячный срок, за который уже можно было многократно выявить, что чеки идут с ошибкой.

Скорее, это невероятно «хитрое» и «мудрое» решение пользователя, полагающего, что так можно убить двух зайцев: и покупатель чек получит, и налоговая не догадается о наличии выручки.

Полагаем, излишне говорить, что такая практика не только недопустима, но и не принесет желаемого эффекта, а, напротив, привлечет внимание проверяющих.

Лавина чеков коррекции

Наконец, третий индикатор риска – доля чеков (БСО) коррекции не менее 30% от общего количества фискальных документов, сформированных в течение 30 календарных дней. Пожалуй, многовато. Хотя, еще раз отметим: это совсем не обязательно нарушение.

Кассовые чеки (БСО) коррекции формируют при выполнении корректировки расчетов, которые были произведены ранее в целях исполнения обязанности по применению ККТ в случае осуществления ранее таким пользователем расчета без применения онлайн-кассы либо при ее использовании с нарушением требований законодательства.

Для добросовестного, но неопытного пользователя риск может быть в том, что он неверно осознает порядок формирования чеков коррекции при применении различных форматов фискальных данных (ФФД) – версии 1.05, 1.1, 1.2.

При использовании ФФД версии 1.05 для исправления ошибки в виде некорректно сформированного кассового чека кассовый чек коррекции не применяется, поэтому пользователь для корректировки погрешности, например, в чеке с признаком расчета «приход», формирует идентичный некорректному кассовый чек с признаком расчёта «возврат прихода», в котором отражает фискальный признак некорректно сформированного кассового чека, а затем формирует корректный кассовый чек с признаком расчета «приход». Аналогичным способом корректируется ошибочный кассовый чек с признаком расчёта «расход».

ФФД версии 1.05 предполагает формирование чека коррекции только в случае, если ранее ККТ не была применена при расчетах. Этот чек коррекции нельзя назвать полноценным. Предмет расчёта в таком чеке может не указываться, все ограничивается только суммой корректировки, а признак расчета принимает значение «приход» или «расход» (табл. 27, 28 Приложения № 2 к Приказу ФНС России от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@). Этот метод позволяет исправить ошибки, связанные с неприменением ККТ, общей суммой расчетов. ФНС России такой подход не осуждает, а лишь уточняет, что при его применении необходимо направить в налоговые органы в дополнение к сформированным кассовым чекам (БСО) коррекции сведения и документы, достаточные для идентификации каждого конкретного расчёта (Письмо ФНС России от 06.08.2018 № ЕД-4-20/15240@ «Об особенностях формирования кассового чека коррекции»). Эта возможность породила у многих пользователей привычку копить свои грехи и замаливать их потом одномоментно, пробив один чек (БСО) коррекции на всю совокупную сумму ошибок.

Но с переходом на ФФД версии 1.1 или 1.2 такой метод уже неприменим. В отношении чеков, которые ранее были сформированы с ошибками, пользователю необходимо будет выполнить следующие действия:

  1. сформировать кассовый чек коррекции, идентичный некорректному (со всеми имеющимися ошибками), на обратную операцию. Например, для операции «приход» обратной является «возврат прихода»;
  2. сформировать кассовый чек коррекции с корректными данными.

Таким образом, происходит коррекция расчета в целом, и на каждую корректировку нужны два чека коррекции (Письмо ФНС России от 01.06.2022 № АБ-3-20/5725@).

В случае формирования кассового чека коррекции в отношении расчёта, ранее произведенного без применения ККТ, такой фискальный документ должен содержать (помимо обязательных реквизитов самого кассового чека коррекции) реквизиты, соответствующие расчёту, который был произведён без применения ККТ (дата, наименование товара, работы, услуги, адрес расчета и другие реквизиты в соответствии с Приказом ФНС России от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@). Получается, что и здесь чек коррекции строго индивидуален и не может закрывать несколько нарушений сразу.

Но привычка – вторая натура. Пользователь нередко продолжает накапливать ошибки месяцами и годами, а затем зачастую устраивает «субботник». В этом случае он вполне может выйти на рассматриваемый нами индикатор риска нарушения обязательных требований в одном отдельно взятом месяце, когда решит исправить огрехи.

Нужно менять подход и корректировать выручку оперативно.

Напомним, что самостоятельное, своевременное и добровольное устранение нарушений при применении ККТ также может спасти от штрафа при выполнении условий, обозначенных в примечании к ст. 14.5 КоАП РФ.

«Такском» — всё для кассовых расчётов

Оценить
Поделиться
Поделиться
Статьи по теме
Подпишитесь на рассылку
Получайте полезные статьи и актуальные новости прямо на почту
Отправляя заявку в ООО «Такском», я принимаю условия политики обработки персональных данных
Согласие на обработку персональных данных

Совершая действия по отправке заявки в ООО «Такском», я даю свое согласие на получение от ООО «Такском» информационных и рекламных сообщений на указанный выше мой абонентский номер и/или адрес моей электронной почты, а также выражаю свое согласие с обработкой моих персональных данных (ФИО, абонентский номер, адрес электронной почты) ООО «Такском» включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение в целях оказания мне консультации по выбору тарифа и информировании меня об услугах и продуктах ООО «Такском». Я извещен о возможности отзыва мной настоящего согласия путем обращения в ООО «Такском» и подачи заявления об отзыве согласия по утвержденной форме. Настоящее согласие действует с момента отправки мной заявления в ООО «Такском» до момента подачи мной заявления об отзыве этого согласия.

Выберите регион обслуживания
А
Б
В
Д
Е
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Х
Ч
Я
Регион не найден
Выберите регион обслуживания
А
Б
В
Д
Е
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Х
Ч
Я
Регион не найден
Мы всегда готовы вам помочь
Оставьте свой номер, если возникли вопросы. Мы перезвоним и поможем со всем разобраться
Отправляя заявку в ООО «Такском», я принимаю условия политики обработки персональных данных
Мы всегда готовы вам помочь
Оставьте свой номер, если возникли вопросы. Мы перезвоним и поможем со всем разобраться
Спасибо, ваша заявка принята!
Наш менеджер свяжется с вами.
Согласие на обработку персональных данных

Совершая действия по отправке заявки в ООО «Такском», я даю свое согласие на получение от ООО «Такском» информационных и рекламных сообщений на указанный выше мой абонентский номер и/или адрес моей электронной почты, а также выражаю свое согласие с обработкой моих персональных данных (ФИО, абонентский номер, адрес электронной почты) ООО «Такском» включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение в целях оказания мне консультации по выбору тарифа и информировании меня об услугах и продуктах ООО «Такском». Я извещен о возможности отзыва мной настоящего согласия путем обращения в ООО «Такском» и подачи заявления об отзыве согласия по утвержденной форме. Настоящее согласие действует с момента отправки мной заявления в ООО «Такском» до момента подачи мной заявления об отзыве этого согласия.

Отдел продаж: 8 495 730-73-47
Техподдержка: 8 495 730-73-45
ОФД Техподдержка: 8 495 730-16-19