Марина Климова — налоговый консультант, преподаватель ИПБ России, Палаты налоговых консультантов. Опыт консультирования более 20 лет. Автор более 70 книг и более 200 публикаций по проблемам налогообложения, бухучета и трудового права, включенных в различные правовые базы. к.э.н.
Не позднее 25 февраля 2025 года нужно представить в налоговый орган расчёт сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форму 6-НДФЛ) за 2024 год. Рассмотрим особенности отражения данных в этой форме налоговой отчётности за истёкший налоговый период, в том числе продиктованные изменениями в налоговом законодательстве.
С 2024 г. был введён порядок налогообложения этих выплат (п. 1 ст. 217 НК РФ), предполагающий, что:
Пришло время по итогам года впервые отразить такие выплаты в бланках «Справок о доходах и суммах налога физического лица», включаемых в расчёт 6-НДФЛ. Заполняются данные об этих компенсациях с новыми кодами доходов, – соответственно 2018 и 2017 (утв. приказом ФНС России от 10.09.2015 № ММВ-7-11/387@) – только в том случае, если имеется облагаемая часть выплаты (так уж построено кодирование этих выплат). Если же размеры компенсаций не превышают необлагаемого лимита, то включать их в справки о доходах по итогам года будет ошибкой, равно как было бы неверным решением включение полностью необлагаемых выплат такого рода в строку 120 формы 6-НДФЛ за отчётные периоды 2024 года. Теперь же, по году, такая ошибка в промежуточной налоговой отчётности выявится благодаря контрольному соотношению 1.16 из письма ФНС России от 20.12.2023 № БС-4-11/15922@ (с учётом последующих изменений и дополнений): строка 120 раздела 2 по соответствующей ставке должна быть строго равна сумме строк «Общая сумма дохода» по соответствующей ставке налога раздела 2 приложений № 1 к 6-НДФЛ, представленных по всем налогоплательщикам этим налоговым агентом.
Доходы в виде материальной выгоды определяются в соответствии со ст. 212 НК РФ.
Пп. 1 п. 2 этой статьи был изложен в новой редакции Федеральным законом от 08.08.2024 № 259-ФЗ, причём действие обновлённой нормы распространили на доходы, полученные, начиная с 01.01.2024 (п. 20 ст. 19 Федерального закона № 259-ФЗ). В итоге с начала налогового периода 2024 года налоговую базу в отношении доходов в виде матвыгоды от экономии на процентах по заёмным средствам налоговому агенту – заимодавцу – следовало определять как превышение суммы процентов за пользование заёмными средствами, исчисленной исходя из 2/3 минимального значения ключевой ставки Банка России из действовавших на дату заключения налогоплательщиком договора о предоставлении заёмных (кредитных) средств (на дату последнего соответствующего изменения договора) и на дату фактического получения налогоплательщиком дохода (т.е. на последний день каждого месяца), над суммой процентов, исчисленной, исходя из условий такого договора.
Проще говоря, в формуле для расчёта этого вида матвыгоды нужно использовать наименьшее значение ключевой ставки ЦБР – либо текущее, либо то, что было на дату заключения (изменения) договора займа.
Скорее всего, это новшество повлекло за собой необходимость пересчитать в меньшую сторону сумму НДФЛ с начала 2024 года и вернуть излишне удержанный налог налогоплательщику.
В форме 6-НДФЛ за год соответствующие данные отражаются в строках 030 и 190, а если возврат был фактически осуществлён только в последнем квартале 2024 г., то и в подходящей строке из группы строк 031–036 раздела 1 и соответствующей строке из группы строк 191–196 раздела 2.
С 1 января 2025 г. действует новое правило: при невозможности до 31 января года, следующего за истёкшим налоговым периодом, удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога, налоговый агент обязан в срок не позднее 25 февраля года, следующего за истёкшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учёта о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (п. 5 ст. 226 НК РФ).
Ранее точка в вопросе удержания НДФЛ формально ставилась 31 декабря налогового периода.
Несмотря на то, что нововведение работает с начала 2025 г., оно затрагивает закрытие 2024 г.: если до конца старого года налоговый агент оказался не в состоянии удержать НДФЛ с налогоплательщика, он обязан пытаться сделать это до окончания января текущего года и – в случае успеха – в годовой форме 6-НФДЛ не показывать налог как неудержанный с налогоплательщика.
Например, если работник получил облагаемый доход в виде матвыгоды от экономии на процентах по заёмным средствам 31 декабря 2024 г., то налоговый агент уже не мог закрыть вопрос удержания НДФЛ до боя курантов, но вполне в силах произвести удержание из любой подходящей выплаты в январе 2025 г., не перекладывая функции по истребованию налога на государство в лице налоговой службы.
Исполняя требование новой редакции п. 5 ст. 226 НК РФ, помните:
Когда удержать НДФЛ до 31.01.2025 всё же не получилось, в годовом расчёте 6-НДФЛ за 2024 год соответствующая сумма включается в показатель строки 170 «Сумма налога, не удержанная налоговым агентом» раздела 2, причём значение в этой строке должно быть равно сумме строк «Сумма неудержанного налога» раздела 4 приложений № 1 к 6-НДФЛ («Справок о доходах и суммах налога»), представленных по всем налогоплательщикам этим налоговым агентом (контрольное соотношение 1.20 из письма ФНС России от 20.12.2023 № БС-4-11/15922@).
Если бухгалтер поторопился сдать расчёт, не дожидаясь окончания января, а затем произошло доудержание прошлогоднего НДФЛ, придётся представить уточнённую форму 6-НДФЛ за истёкший налоговый период.
Некоторые контрольные соотношения, предусмотренные письмом ФНС России от 20.12.2023 № БС-4-11/15922@, применяются только к годовому 6-НДФЛ, а по отчётным периодам не работают. В их числе контрольное соотношение 1.18: средняя заработная плата по данным 6-НДФЛ должна быть больше или равна средней зарплате в субъекте Российской Федерации по соответствующей отрасли экономики. При этом средняя зарплата определяется в целом по налоговому агенту на основании данных приложения «Сведения о доходах и соответствующих вычетах по месяцам налогового периода» и приложения № 1 к 6-НДФЛ, относящихся к оплате труда, представленных налоговым агентом по соответствующим ИНН, ОКТМО, КПП за аналогичный период, а показатель средней заработной платы в субъекте Российской Федерации по соответствующей отрасли экономики берётся за предыдущий налоговый период (календарный год).
ФНС России ведёт свою статистику средних зарплат в разрезе регионов и видов экономической деятельности, но проблема в том, что данные, с которыми налогоплательщик может ознакомиться с помощью сервиса «Налоговый калькулятор» на портале «Прозрачный бизнес» (https://pb.nalog.ru/calculator.html), могут весьма сильно отклоняться от аналогичных данных Росстата. Например, по данным ФНС России в Москве в 2023 году средняя зарплата для деятельности в области информационных технологий составляла 137 620 руб./мес., в то время как Росстат на своём сайте (https://www.fedstat.ru/indicator/57824) называет величину 204 034,8 руб./мес. Для строительной отрасли (строительство зданий) Москвы за 2023 г. ФНС России сообщает среднюю зарплату 94 200 руб./мес., а Росстат - 91 121,6 руб./мес. Получается, что отклонения могут быть разнонаправленными и в случае подозрений налогового органа о наличии у работодателя «серых» зарплат ставку в своей аргументации нужно делать на более выигрышный для налогового агента вариант.
Совершая действия по отправке заявки в ООО «Такском», я даю свое согласие на получение от ООО «Такском» информационных и рекламных сообщений на указанный выше мой абонентский номер и/или адрес моей электронной почты, а также выражаю свое согласие с обработкой моих персональных данных (ФИО, абонентский номер, адрес электронной почты) ООО «Такском» включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение в целях оказания мне консультации по выбору тарифа и информировании меня об услугах и продуктах ООО «Такском». Я извещен о возможности отзыва мной настоящего согласия путем обращения в ООО «Такском» и подачи заявления об отзыве согласия по утвержденной форме. Настоящее согласие действует с момента отправки мной заявления в ООО «Такском» до момента подачи мной заявления об отзыве этого согласия.
Совершая действия по отправке заявки в ООО «Такском», я даю свое согласие на получение от ООО «Такском» информационных и рекламных сообщений на указанный выше мой абонентский номер и/или адрес моей электронной почты, а также выражаю свое согласие с обработкой моих персональных данных (ФИО, абонентский номер, адрес электронной почты) ООО «Такском» включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение в целях оказания мне консультации по выбору тарифа и информировании меня об услугах и продуктах ООО «Такском». Я извещен о возможности отзыва мной настоящего согласия путем обращения в ООО «Такском» и подачи заявления об отзыве согласия по утвержденной форме. Настоящее согласие действует с момента отправки мной заявления в ООО «Такском» до момента подачи мной заявления об отзыве этого согласия.
и получайте новости первыми!