Автор: Марина Климова, профессиональный бухгалтер и независимый налоговый консультант, автор более 70 книг и многочисленных статей по проблемам бухгалтерского учёта и налогообложения, к. э. н.
С 1 июля 2022 г. в России появился новый специальный налоговый режим – автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН). Он введен Федеральным законом от 25.02.2022 № 17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (далее – Федеральный закон № 17-ФЗ). Во втором полугодии 2022 г. на АУСН могут переходить только вновь созданные организации или только что зарегистрированные ИП. Однако с 2023 г. он откроет свои двери всем желающим налогоплательщикам, отвечающим критериям применения АУСН.
АУСН нельзя сочетать ни с какими другими налоговыми режимами (пп. 19 п. 2 ст. 3 Федерального закона № 17-ФЗ).
Если вы раздумываете о переходе на этот режим налогообложения, хотите присмотреться к нему – эта статья для вас.
Экспериментальный налоговый режим могут применять организации и ИП, зарегистрированные на территории проведения эксперимента – в Москве, Московской области, Калужской области или Татарстане.
Применяющая АУСН организация не может иметь обособленных подразделений (пп. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона № 17-ФЗ). Т. е., вне «юридического адреса» рабочих мест, находящихся под контролем работодателя, иметь нельзя. Тем более, речь не идет о том, чтобы обустроить подразделение за пределами региона. Для ИП правило намного интереснее. У них в принципе не бывает обособленных подразделений, но бизнес-интересы могут быть хоть по всей стране. ФНС России поясняет (Письмо от 27.06.2022 № СД-4-3/7908@): в случае если ИП зарегистрирован по месту жительства на территории проведения эксперимента, а фактически предпринимательскую деятельность осуществляет на территориях иных субъектов Российской Федерации, не включенных в эксперимент, такой налогоплательщик вправе применять АУСН, например, в случае если ИП зарегистрирован по месту жительства на территории г. Москвы, а торговую деятельность осуществляет на территории Воронежской области.
Проверьте соответствие другим критериям применения АУСН, внимательно изучив п. 2 ст. 3 Федерального закона № 17-ФЗ. Например, не получится применять этот специальный налоговый режим если:
Организации, применяющие АУСН, освобождаются от уплаты (п. 4, 6 ст. 2 Федерального закона № 17-ФЗ):
ИП, перешедшие на АУСН не уплачивают (п. 5, 6 ст. 2 Федерального закона № 17-ФЗ):
Взамен этих налогов уплачивается один налог, ставка которого зависит от избранного налогоплательщиком объекта налогообложения:
Казалось бы, не выгодно: на УСН ставки ниже, однако повышение ставки оправдано тем, что при применении АУСН не нужно платить страховые взносы, предусмотренные НК РФ, как за работников, так и ИП за себя в виде фиксированного платежа (п. п. 1, 1.1, 7 ст. 18 Федерального закона № 17-ФЗ).
Пенсионные права, право на получение пособий по обязательному социальному страхованию и право на медобслуживание в рамках ОМС не страдают: их финансирование осуществляется за счет трансферта Фондам части налога из федерального бюджета (ст. 5 Федерального закона от 25.02.2022 № 18-ФЗ, п. 2 ст. 20 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ, пп. 13, 13.2 п. 2, пп. 1 п. 3 ст. 6 Федерального закона № 27-ФЗ). Пенсионный стаж сотрудникам исчисляется в общем порядке. ИП нужно учесть следующую особенность. Налоговый орган сам производит расчеты и 46 % уплаченного ИП налога направляет на его пенсионные накопления, которые учитываются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации (п. 3 ст. 19 Федерального закона № 17-ФЗ). Фонд эту величину сравнивает с показателем 80,1078 % совокупного фиксированного размера страховых взносов за этот же год, установленного п. 1.2 ст. 430 НК РФ. Например, в 2023 г. этот показатель составит 36 723 руб. (45 842 руб. * 80,1078 %). Если 46 % от суммы налога за год не меньше, то ИП зачтется полный год страхового пенсионного стажа, если меньше – то стаж исчисляется пропорционально (п. 2 ст. 17 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, п. 7.1 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
На нужды обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний плательщики АУСН, имеющие наемные работников, перечисляют фиксированный платеж в размере 2040 руб. в год, который никак не зависит от вида деятельности, численности сотрудников и т.п. (п. 2.2, п. 4.1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
Функции налогового агента по НДС, налогу на прибыль, НДФЛ налогоплательщиками, применяющими АУСН, исполняются (п. 3, 6 ст. 2 Федерального закона № 17-ФЗ).
В отношении обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению НДФЛ есть особенности (см. ст. 17 Федерального закона № 17-ФЗ):
Налогоплательщики применяют кассовый метод учета доходов и расходов. Причем учет расходов ведут только те, кто предпочел объект обложения «доходы минус расходы» (ст. 6 - 8 Федерального закона № 17-ФЗ).
Это роднит АУСН с классической УСН, но на этом сходство заканчивается.
Так, перечень расходов, которые можно признавать на АУСН, открытый: допустимо учитывать любые документально оформленные и экономически обоснованные расходы, за исключением перечисленных в п. 4 ст. 6 Федерального закона № 17-ФЗ. Дополнительных условий, как при применении УСН, для признания расходов закон не устанавливает (например, на УСН расходы на приобретение товаров списываются по мере реализации товаров, расходы на приобретение основных средств – после их ввода в эксплуатацию и т.п., а Федеральный закон № 17-ФЗ таких требований не содержит).
Список расходов, которые учитывать при определении налоговой базы нельзя, очень похож на перечень из ст. 270 НК РФ, т.е. имеется перекличка с расходами, не уменьшающими базу по налогу на прибыль. Но есть и очень показательно отличие: согласно пп. 26 п. 4 ст. 6 Федерального закона № 17-ФЗ вы не сможете учитывать никакие расходы, осуществленные в натуральной форме и (или) в наличной форме, за исключением тех, фиксация которых проведена через зарегистрированную в налоговом органе ККТ.
Вот тут-то и начинается самое интересное!
Что это за странное правило, зачем оно установлено?
Дело в том, что главной особенностью АУСН является полная прозрачность всех действий налогоплательщика для налоговых органов.
Любые операции проводятся:
Именно поэтому традиционную Книгу учета доходов и расходов или какие-либо другие регистры налогового учета (в привычном понимании этого термина) налогоплательщики, применяющиеся АУСН, не ведут.
Декларацию при применении данного специального налогового режима подавать не нужно (ст. 13 Федерального закона № 17-ФЗ). А зачем? Налоговый орган и так все про вас знает, получая информацию чуть ли не в режиме реального времени. Поэтому он и налог исчисляет сам (п. 2, 3 ст. 12 Федерального закона № 17-ФЗ), а вы его только уплачиваете не позднее 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом (налоговый период при АУСН равен месяцу) (п. 8 ст. 12 Федерального закона № 17-ФЗ). Да и то можете уполномочить свой банк на автосписание налога путем передачи согласия на это в органы ФНС России через свой ЛКН или через этот банк. В последнем случае данные для уплаты налога ежемесячно налоговый орган будет сам передавать этому банку (п. 10, 11 ст. 12 Федерального закона № 17-ФЗ).
Вот такой эконом-вариант налогового мониторинга получается.
По тем же причинам налогоплательщик АУСН не представляет в налоговый орган Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) (п. 1, 2, 11 ст. 17 Федерального закона № 17-ФЗ).
Ввиду особенностей уплаты страховых взносов теми, кто применяет АУСН, их освободили от представления Расчета по страховым взносам (п. 2 ст. 18 Федерального закона № 17-ФЗ, п. 8 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ в ред., действующей с 01.01.2023), Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма 4-ФСС) (в 2023 г. ее заменит Единая форма сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, но и эту форму подавать будет не нужно) (п. 1.6 ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
В 2023 г. формы СЗВ-М уже не будет. А вот формы, которые мы сейчас знаем как СЗВ-СТАЖ и СЗВ-ТД, плательщики АУСН будут подавать на общих основаниях (п. 2, п. 5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ в ред., действующей с 01.01.2023).
Других особенностей представления отчетности законодатель не установил.
Удобные сервисы онлайн-отчётности «Такском» подходят для любых налоговых режимов
На выбор мы предлагаем три решения:
Мы неоднократно упоминали об особенностях взаимодействия налогоплательщиков с банками и об особой роли банка при применении АУСН.
Этим обусловлена очень впечатляющая особенность: при применении АУСН организация или ИП могут иметь счет (счета), корпоративные электронные средства платежа только в банке (банках), включенном ФНС России в реестр уполномоченных кредитных организаций (пп. 29 п. 2 ст. 3 Федерального закона № 17-ФЗ). Этот реестр размещен на официальном сайте ФНС России, посвященной АУСН (см. https://ausn.nalog.gov.ru/#block07ancor). На момент написания статьи в списке всего несколько банков:
Это очень обременительное правило, которое продиктовано интересами государства и необходимостью обеспечить прозрачность деятельности организации или ИП, но загоняющее налогоплательщика в жесткие рамки в части выбора обслуживающего банка.
Если ваша решимость перейти на АУСН не поколебалась или, наоборот, упрочилась, вам остается только выбрать объект налогообложения, а также уведомить о своем решении ФНС России до 31 декабря календарного года, предшествующего году начала применения АУСН. Уведомление подается через личный кабинет налогоплательщика или через уполномоченный банк, в котором у вас открыт счет (п. 1, 4 ст. 4 Федерального закона № 17-ФЗ).
Помните, что в силу п. 5 ст. 4 Федерального закона №17-ФЗ добровольно сменить АУСН на иной режим налогообложения можно будет только по окончании календарного года.
Совершая действия по отправке заявки в ООО «Такском», я даю свое согласие на получение от ООО «Такском» информационных и рекламных сообщений на указанный выше мой абонентский номер и/или адрес моей электронной почты, а также выражаю свое согласие с обработкой моих персональных данных (ФИО, абонентский номер, адрес электронной почты) ООО «Такском» включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение в целях оказания мне консультации по выбору тарифа и информировании меня об услугах и продуктах ООО «Такском». Я извещен о возможности отзыва мной настоящего согласия путем обращения в ООО «Такском» и подачи заявления об отзыве согласия по утвержденной форме. Настоящее согласие действует с момента отправки мной заявления в ООО «Такском» до момента подачи мной заявления об отзыве этого согласия.
Совершая действия по отправке заявки в ООО «Такском», я даю свое согласие на получение от ООО «Такском» информационных и рекламных сообщений на указанный выше мой абонентский номер и/или адрес моей электронной почты, а также выражаю свое согласие с обработкой моих персональных данных (ФИО, абонентский номер, адрес электронной почты) ООО «Такском» включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение в целях оказания мне консультации по выбору тарифа и информировании меня об услугах и продуктах ООО «Такском». Я извещен о возможности отзыва мной настоящего согласия путем обращения в ООО «Такском» и подачи заявления об отзыве согласия по утвержденной форме. Настоящее согласие действует с момента отправки мной заявления в ООО «Такском» до момента подачи мной заявления об отзыве этого согласия.
и получайте новости первыми!