АУСН: плюсы и минусы нового налогового режима

641 просмотр
16.08.2022 09:32
Автор: Марина Климова, профессиональный бухгалтер и независимый налоговый консультант, автор более 70 книг и многочисленных статей по проблемам бухгалтерского учёта и налогообложения, к. э. н.

С 1 июля 2022 г. в России появился новый специальный налоговый режим – автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН). Он введен Федеральным законом от 25.02.2022 № 17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (далее – Федеральный закон № 17-ФЗ). Во втором полугодии 2022 г. на АУСН могут переходить только вновь созданные организации или только что зарегистрированные ИП. Однако с 2023 г. он откроет свои двери всем желающим налогоплательщикам, отвечающим критериям применения АУСН.

АУСН нельзя сочетать ни с какими другими налоговыми режимами (пп. 19 п. 2 ст. 3 Федерального закона № 17-ФЗ).

Если вы раздумываете о переходе на этот режим налогообложения, хотите присмотреться к нему – эта статья для вас.

I. Подойдете ли вы под АУСН

Экспериментальный налоговый режим могут применять организации и ИП, зарегистрированные на территории проведения эксперимента – в Москве, Московской области, Калужской области или Татарстане.

Применяющая АУСН организация не может иметь обособленных подразделений (пп. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона № 17-ФЗ). Т. е., вне «юридического адреса» рабочих мест, находящихся под контролем работодателя, иметь нельзя. Тем более, речь не идет о том, чтобы обустроить подразделение за пределами региона. Для ИП правило намного интереснее. У них в принципе не бывает обособленных подразделений, но бизнес-интересы могут быть хоть по всей стране. ФНС России поясняет (Письмо от 27.06.2022 № СД-4-3/7908@): в случае если ИП зарегистрирован по месту жительства на территории проведения эксперимента, а фактически предпринимательскую деятельность осуществляет на территориях иных субъектов Российской Федерации, не включенных в эксперимент, такой налогоплательщик вправе применять АУСН, например, в случае если ИП зарегистрирован по месту жительства на территории г. Москвы, а торговую деятельность осуществляет на территории Воронежской области.

Проверьте соответствие другим критериям применения АУСН, внимательно изучив п. 2 ст. 3 Федерального закона № 17-ФЗ. Например, не получится применять этот специальный налоговый режим если:

  • в течение календарного года доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили 60 миллионов рублей;
  • средняя численность работников в каком-либо месяце превысила пять человек;
  • организация или ИП производит выплаты физическим лицам, не являющимся налоговыми резидентами Российской Федерации, или привлекает работников на вредные работы, дающие право на досрочную пенсию; выплачивает доходы, облагаемые НДФЛ по налоговым ставкам 9 %, 30 %, 35 % или доходы в натуральной форме, в виде материальной выгоды; осуществляет выплату доходов физическим лицам в наличной форме;
  • остаточная стоимость основных средств организации по данным бухучета превысила 150 миллионов рублей;
  • организация или ИП ведет деятельность в качестве посредника и т. д.

II. Подойдет ли АУСН вам. Какие налоги не придется платить

Организации, применяющие АУСН, освобождаются от уплаты (п. 4, 6 ст. 2 Федерального закона № 17-ФЗ):

  • налога на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого дивидендов, с прибыли КИК и с доходов по отдельным видам государственных и муниципальных ценных бумаг),
  • НДС (за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ),
  • налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость).

ИП, перешедшие на АУСН не уплачивают (п. 5, 6 ст. 2 Федерального закона № 17-ФЗ):

  • НДФЛ (за исключением налога, уплачиваемого с дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам 9 % и 35 %),
  • НДС (за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ),
  • налог на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности (за исключением объектов налогообложения, включенных в региональный перечень коммерческой недвижимости).

Взамен этих налогов уплачивается один налог, ставка которого зависит от избранного налогоплательщиком объекта налогообложения:

  • 8 % от суммы доходов или
  • 20 %, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Казалось бы, не выгодно: на УСН ставки ниже, однако повышение ставки оправдано тем, что при применении АУСН не нужно платить страховые взносы, предусмотренные НК РФ, как за работников, так и ИП за себя в виде фиксированного платежа (п. п. 1, 1.1, 7 ст. 18 Федерального закона № 17-ФЗ).

Пенсионные права, право на получение пособий по обязательному социальному страхованию и право на медобслуживание в рамках ОМС не страдают: их финансирование осуществляется за счет трансферта Фондам части налога из федерального бюджета (ст. 5 Федерального закона от 25.02.2022 № 18-ФЗ, п. 2 ст. 20 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ, пп. 13, 13.2 п. 2, пп. 1 п. 3 ст. 6 Федерального закона № 27-ФЗ). Пенсионный стаж сотрудникам исчисляется в общем порядке. ИП нужно учесть следующую особенность. Налоговый орган сам производит расчеты и 46 % уплаченного ИП налога направляет на его пенсионные накопления, которые учитываются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации (п. 3 ст. 19 Федерального закона № 17-ФЗ). Фонд эту величину сравнивает с показателем 80,1078 % совокупного фиксированного размера страховых взносов за этот же год, установленного п. 1.2 ст. 430 НК РФ. Например, в 2023 г. этот показатель составит 36 723 руб. (45 842 руб. * 80,1078 %). Если 46 % от суммы налога за год не меньше, то ИП зачтется полный год страхового пенсионного стажа, если меньше – то стаж исчисляется пропорционально (п. 2 ст. 17 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, п. 7.1 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

На нужды обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний плательщики АУСН, имеющие наемные работников, перечисляют фиксированный платеж в размере 2040 руб. в год, который никак не зависит от вида деятельности, численности сотрудников и т.п. (п. 2.2, п. 4.1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

III. Особенности исполнения функций налогового агента

Функции налогового агента по НДС, налогу на прибыль, НДФЛ налогоплательщиками, применяющими АУСН, исполняются (п. 3, 6 ст. 2 Федерального закона № 17-ФЗ).

В отношении обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению НДФЛ есть особенности (см. ст. 17 Федерального закона № 17-ФЗ):

  • исполнение функций налогового агента может осуществляться плательщиком АУСН по его выбору самостоятельно или через уполномоченный банк, через который выплачиваются зарплаты и прочие вознаграждения физическим лицам и которому можно поручить расчет, удержание и перечисление в бюджет сумм НДФЛ, уплачиваемого по ставке 13 %. Этот вариант теоретически призван освободить работодателя от хлопот, связанных с расчетом и уплатой НДФЛ, но надо понимать, что он не перекладывает на банк функции налогового агента и с любыми ошибками банка придется бороться самому плательщику АУСН (п. 10 ст. 17 Федерального закона № 17-ФЗ);
  • налоговый агент – плательщик АУСН предоставляет физическим лицам только стандартные и профессиональные вычеты по НДФЛ и не может предоставить социальные и имущественные вычеты. Их гражданин может получить, представив в налоговый орган декларацию по форме 3-НФДЛ.

IV. Учет доходов и расходов

Налогоплательщики применяют кассовый метод учета доходов и расходов. Причем учет расходов ведут только те, кто предпочел объект обложения «доходы минус расходы» (ст. 6 - 8 Федерального закона № 17-ФЗ).

Это роднит АУСН с классической УСН, но на этом сходство заканчивается.

Так, перечень расходов, которые можно признавать на АУСН, открытый: допустимо учитывать любые документально оформленные и экономически обоснованные расходы, за исключением перечисленных в п. 4 ст. 6 Федерального закона № 17-ФЗ. Дополнительных условий, как при применении УСН, для признания расходов закон не устанавливает (например, на УСН расходы на приобретение товаров списываются по мере реализации товаров, расходы на приобретение основных средств – после их ввода в эксплуатацию и т.п., а Федеральный закон № 17-ФЗ таких требований не содержит).

Список расходов, которые учитывать при определении налоговой базы нельзя, очень похож на перечень из ст. 270 НК РФ, т.е. имеется перекличка с расходами, не уменьшающими базу по налогу на прибыль. Но есть и очень показательно отличие: согласно пп. 26 п. 4 ст. 6 Федерального закона № 17-ФЗ вы не сможете учитывать никакие расходы, осуществленные в натуральной форме и (или) в наличной форме, за исключением тех, фиксация которых проведена через зарегистрированную в налоговом органе ККТ.

Вот тут-то и начинается самое интересное!

Что это за странное правило, зачем оно установлено?

V. Прозрачный, как стеклышко

Дело в том, что главной особенностью АУСН является полная прозрачность всех действий налогоплательщика для налоговых органов.

Любые операции проводятся:

  • через уполномоченный банк, который ежемесячно передает налоговому органу данные о доходах и расходах налогоплательщика. При этом банк в своей информации для налоговых органов делит доходы и расходы налогоплательщика на учитываемые и не учитываемые в целях налогообложения в меру своего понимания. Банк предоставляют налогоплательщику возможность подтверждения (корректировки) этой информации, но если налогоплательщик не воспользовался этой возможностью, такая информация считается подтвержденной. В дальнейшем при выявлении любых ошибок, расхождений налогоплательщик выясняет отношения с банком (пп. 2 п. 1 ст. 14, ст. 15 Федерального закона № 17-ФЗ);
  • с использованием контрольно-кассовой техники. Через ККТ пробиваются сведения о расходах, которые прошли «мимо» счета в банке, но которые налогоплательщик хочет учесть в целях налогообложения. В отношении доходов дело обстоит следующим образом. Плательщики АУСН применяют ККТ в общем порядке. Если организация или ИП обязаны применять ККТ при расчетах за товары (работы, услуги) согласно требованиям Федерального закона № 54-ФЗ, то нужно ее применять (в том числе, при расчетах с физическими лицами в безналичной форме). Если ККТ уже имеется, то можно с ее помощью сформировать данные и в отношении внереализационных доходов (пп. 1 п. 1 ст. 14 Федерального закона № 17-ФЗ; табл. 25, 63 и 101 Приложения № 2 к приказу ФНС России от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@);
  • через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России – в отношении доходов, которые не прошли через банк и не отразились по ККТ; в отношении доходов, включаемых в налоговую базу на дату перехода на АУСН в связи с переходом на кассовый метод учета (т.е. в отношении ранее полученных авансов и предоплат по договорам, исполнение которых налогоплательщик осуществляет после перехода на АУСН) (пп. 3 п. 1 ст. 14 Федерального закона № 17-ФЗ).

Именно поэтому традиционную Книгу учета доходов и расходов или какие-либо другие регистры налогового учета (в привычном понимании этого термина) налогоплательщики, применяющиеся АУСН, не ведут.

VI. Что с отчетностью

Декларацию при применении данного специального налогового режима подавать не нужно (ст. 13 Федерального закона № 17-ФЗ). А зачем? Налоговый орган и так все про вас знает, получая информацию чуть ли не в режиме реального времени. Поэтому он и налог исчисляет сам (п. 2, 3 ст. 12 Федерального закона № 17-ФЗ), а вы его только уплачиваете не позднее 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом (налоговый период при АУСН равен месяцу) (п. 8 ст. 12 Федерального закона № 17-ФЗ). Да и то можете уполномочить свой банк на автосписание налога путем передачи согласия на это в органы ФНС России через свой ЛКН или через этот банк. В последнем случае данные для уплаты налога ежемесячно налоговый орган будет сам передавать этому банку (п. 10, 11 ст. 12 Федерального закона № 17-ФЗ).

Вот такой эконом-вариант налогового мониторинга получается.

По тем же причинам налогоплательщик АУСН не представляет в налоговый орган Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) (п. 1, 2, 11 ст. 17 Федерального закона № 17-ФЗ).

Ввиду особенностей уплаты страховых взносов теми, кто применяет АУСН, их освободили от представления Расчета по страховым взносам (п. 2 ст. 18 Федерального закона № 17-ФЗ, п. 8 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ в ред., действующей с 01.01.2023), Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма 4-ФСС) (в 2023 г. ее заменит Единая форма сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, но и эту форму подавать будет не нужно) (п. 1.6 ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

В 2023 г. формы СЗВ-М уже не будет. А вот формы, которые мы сейчас знаем как СЗВ-СТАЖ и СЗВ-ТД, плательщики АУСН будут подавать на общих основаниях (п. 2, п. 5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ в ред., действующей с 01.01.2023).

Других особенностей представления отчетности законодатель не установил.

Удобные сервисы онлайн-отчётности «Такском» подходят для любых налоговых режимов

На выбор мы предлагаем три решения:

VII. Подвох с банком

Мы неоднократно упоминали об особенностях взаимодействия налогоплательщиков с банками и об особой роли банка при применении АУСН.

Этим обусловлена очень впечатляющая особенность: при применении АУСН организация или ИП могут иметь счет (счета), корпоративные электронные средства платежа только в банке (банках), включенном ФНС России в реестр уполномоченных кредитных организаций (пп. 29 п. 2 ст. 3 Федерального закона № 17-ФЗ). Этот реестр размещен на официальном сайте ФНС России, посвященной АУСН (см. https://ausn.nalog.gov.ru/#block07ancor). На момент написания статьи в списке всего несколько банков:

  • ПАО Сбербанк,
  • АО «Альфа-Банк»,
  • АО «Тинькофф Банк»,
  • ПАО «Промсвязьбанк»,
  • Филиал Точка ПАО Банка «ФК Открытие»,
  • АО КБ «Модульбанк».

Это очень обременительное правило, которое продиктовано интересами государства и необходимостью обеспечить прозрачность деятельности организации или ИП, но загоняющее налогоплательщика в жесткие рамки в части выбора обслуживающего банка.

Если ваша решимость перейти на АУСН не поколебалась или, наоборот, упрочилась, вам остается только выбрать объект налогообложения, а также уведомить о своем решении ФНС России до 31 декабря календарного года, предшествующего году начала применения АУСН. Уведомление подается через личный кабинет налогоплательщика или через уполномоченный банк, в котором у вас открыт счет (п. 1, 4 ст. 4 Федерального закона № 17-ФЗ).

Помните, что в силу п. 5 ст. 4 Федерального закона №17-ФЗ добровольно сменить АУСН на иной режим налогообложения можно будет только по окончании календарного года.

Отправить
Запинить
Поделиться

Свои замечания и предложения отправляйте на brand@taxcom.ru

Специальные предложения
Для пользователей 1С
Отправляйте отчётность во все госорганы из привычного интерфейса 1С
Статьи по теме

Еще статьи

Мы всегда готовы вам помочь

Оставьте свой номер, если возникли вопросы. Мы перезвоним и поможем со всем разобраться

Просьба заполнить имя, чтобы консультант знал как к вам обращаться
Заполните поле телефон, чтобы консультант вам перезвонил