АУСН: плюсы и минусы нового налогового режима

2561 просмотр
16.08.2022 09:32
Автор: Марина Климова, профессиональный бухгалтер и независимый налоговый консультант, автор более 70 книг и многочисленных статей по проблемам бухгалтерского учёта и налогообложения, к. э. н.

С 1 июля 2022 г. в России появился новый специальный налоговый режим – автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН). Он введен Федеральным законом от 25.02.2022 № 17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (далее – Федеральный закон № 17-ФЗ). Во втором полугодии 2022 г. на АУСН могут переходить только вновь созданные организации или только что зарегистрированные ИП. Однако с 2023 г. он откроет свои двери всем желающим налогоплательщикам, отвечающим критериям применения АУСН.

АУСН нельзя сочетать ни с какими другими налоговыми режимами (пп. 19 п. 2 ст. 3 Федерального закона № 17-ФЗ).

Если вы раздумываете о переходе на этот режим налогообложения, хотите присмотреться к нему – эта статья для вас.

I. Подойдете ли вы под АУСН

Экспериментальный налоговый режим могут применять организации и ИП, зарегистрированные на территории проведения эксперимента – в Москве, Московской области, Калужской области или Татарстане.

Применяющая АУСН организация не может иметь обособленных подразделений (пп. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона № 17-ФЗ). Т. е., вне «юридического адреса» рабочих мест, находящихся под контролем работодателя, иметь нельзя. Тем более, речь не идет о том, чтобы обустроить подразделение за пределами региона. Для ИП правило намного интереснее. У них в принципе не бывает обособленных подразделений, но бизнес-интересы могут быть хоть по всей стране. ФНС России поясняет (Письмо от 27.06.2022 № СД-4-3/7908@): в случае если ИП зарегистрирован по месту жительства на территории проведения эксперимента, а фактически предпринимательскую деятельность осуществляет на территориях иных субъектов Российской Федерации, не включенных в эксперимент, такой налогоплательщик вправе применять АУСН, например, в случае если ИП зарегистрирован по месту жительства на территории г. Москвы, а торговую деятельность осуществляет на территории Воронежской области.

Проверьте соответствие другим критериям применения АУСН, внимательно изучив п. 2 ст. 3 Федерального закона № 17-ФЗ. Например, не получится применять этот специальный налоговый режим если:

  • в течение календарного года доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили 60 миллионов рублей;
  • средняя численность работников в каком-либо месяце превысила пять человек;
  • организация или ИП производит выплаты физическим лицам, не являющимся налоговыми резидентами Российской Федерации, или привлекает работников на вредные работы, дающие право на досрочную пенсию; выплачивает доходы, облагаемые НДФЛ по налоговым ставкам 9 %, 30 %, 35 % или доходы в натуральной форме, в виде материальной выгоды; осуществляет выплату доходов физическим лицам в наличной форме;
  • остаточная стоимость основных средств организации по данным бухучета превысила 150 миллионов рублей;
  • организация или ИП ведет деятельность в качестве посредника и т. д.

II. Подойдет ли АУСН вам. Какие налоги не придется платить

Организации, применяющие АУСН, освобождаются от уплаты (п. 4, 6 ст. 2 Федерального закона № 17-ФЗ):

  • налога на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого дивидендов, с прибыли КИК и с доходов по отдельным видам государственных и муниципальных ценных бумаг),
  • НДС (за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ),
  • налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость).

ИП, перешедшие на АУСН не уплачивают (п. 5, 6 ст. 2 Федерального закона № 17-ФЗ):

  • НДФЛ (за исключением налога, уплачиваемого с дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам 9 % и 35 %),
  • НДС (за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ),
  • налог на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности (за исключением объектов налогообложения, включенных в региональный перечень коммерческой недвижимости).

Взамен этих налогов уплачивается один налог, ставка которого зависит от избранного налогоплательщиком объекта налогообложения:

  • 8 % от суммы доходов или
  • 20 %, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Казалось бы, не выгодно: на УСН ставки ниже, однако повышение ставки оправдано тем, что при применении АУСН не нужно платить страховые взносы, предусмотренные НК РФ, как за работников, так и ИП за себя в виде фиксированного платежа (п. п. 1, 1.1, 7 ст. 18 Федерального закона № 17-ФЗ).

Пенсионные права, право на получение пособий по обязательному социальному страхованию и право на медобслуживание в рамках ОМС не страдают: их финансирование осуществляется за счет трансферта Фондам части налога из федерального бюджета (ст. 5 Федерального закона от 25.02.2022 № 18-ФЗ, п. 2 ст. 20 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ, пп. 13, 13.2 п. 2, пп. 1 п. 3 ст. 6 Федерального закона № 27-ФЗ). Пенсионный стаж сотрудникам исчисляется в общем порядке. ИП нужно учесть следующую особенность. Налоговый орган сам производит расчеты и 46 % уплаченного ИП налога направляет на его пенсионные накопления, которые учитываются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации (п. 3 ст. 19 Федерального закона № 17-ФЗ). Фонд эту величину сравнивает с показателем 80,1078 % совокупного фиксированного размера страховых взносов за этот же год, установленного п. 1.2 ст. 430 НК РФ. Например, в 2023 г. этот показатель составит 36 723 руб. (45 842 руб. * 80,1078 %). Если 46 % от суммы налога за год не меньше, то ИП зачтется полный год страхового пенсионного стажа, если меньше – то стаж исчисляется пропорционально (п. 2 ст. 17 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, п. 7.1 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

На нужды обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний плательщики АУСН, имеющие наемные работников, перечисляют фиксированный платеж в размере 2040 руб. в год, который никак не зависит от вида деятельности, численности сотрудников и т.п. (п. 2.2, п. 4.1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

III. Особенности исполнения функций налогового агента

Функции налогового агента по НДС, налогу на прибыль, НДФЛ налогоплательщиками, применяющими АУСН, исполняются (п. 3, 6 ст. 2 Федерального закона № 17-ФЗ).

В отношении обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению НДФЛ есть особенности (см. ст. 17 Федерального закона № 17-ФЗ):

  • исполнение функций налогового агента может осуществляться плательщиком АУСН по его выбору самостоятельно или через уполномоченный банк, через который выплачиваются зарплаты и прочие вознаграждения физическим лицам и которому можно поручить расчет, удержание и перечисление в бюджет сумм НДФЛ, уплачиваемого по ставке 13 %. Этот вариант теоретически призван освободить работодателя от хлопот, связанных с расчетом и уплатой НДФЛ, но надо понимать, что он не перекладывает на банк функции налогового агента и с любыми ошибками банка придется бороться самому плательщику АУСН (п. 10 ст. 17 Федерального закона № 17-ФЗ);
  • налоговый агент – плательщик АУСН предоставляет физическим лицам только стандартные и профессиональные вычеты по НДФЛ и не может предоставить социальные и имущественные вычеты. Их гражданин может получить, представив в налоговый орган декларацию по форме 3-НФДЛ.

IV. Учет доходов и расходов

Налогоплательщики применяют кассовый метод учета доходов и расходов. Причем учет расходов ведут только те, кто предпочел объект обложения «доходы минус расходы» (ст. 6 - 8 Федерального закона № 17-ФЗ).

Это роднит АУСН с классической УСН, но на этом сходство заканчивается.

Так, перечень расходов, которые можно признавать на АУСН, открытый: допустимо учитывать любые документально оформленные и экономически обоснованные расходы, за исключением перечисленных в п. 4 ст. 6 Федерального закона № 17-ФЗ. Дополнительных условий, как при применении УСН, для признания расходов закон не устанавливает (например, на УСН расходы на приобретение товаров списываются по мере реализации товаров, расходы на приобретение основных средств – после их ввода в эксплуатацию и т.п., а Федеральный закон № 17-ФЗ таких требований не содержит).

Список расходов, которые учитывать при определении налоговой базы нельзя, очень похож на перечень из ст. 270 НК РФ, т.е. имеется перекличка с расходами, не уменьшающими базу по налогу на прибыль. Но есть и очень показательно отличие: согласно пп. 26 п. 4 ст. 6 Федерального закона № 17-ФЗ вы не сможете учитывать никакие расходы, осуществленные в натуральной форме и (или) в наличной форме, за исключением тех, фиксация которых проведена через зарегистрированную в налоговом органе ККТ.

Вот тут-то и начинается самое интересное!

Что это за странное правило, зачем оно установлено?

V. Прозрачный, как стеклышко

Дело в том, что главной особенностью АУСН является полная прозрачность всех действий налогоплательщика для налоговых органов.

Любые операции проводятся:

  • через уполномоченный банк, который ежемесячно передает налоговому органу данные о доходах и расходах налогоплательщика. При этом банк в своей информации для налоговых органов делит доходы и расходы налогоплательщика на учитываемые и не учитываемые в целях налогообложения в меру своего понимания. Банк предоставляют налогоплательщику возможность подтверждения (корректировки) этой информации, но если налогоплательщик не воспользовался этой возможностью, такая информация считается подтвержденной. В дальнейшем при выявлении любых ошибок, расхождений налогоплательщик выясняет отношения с банком (пп. 2 п. 1 ст. 14, ст. 15 Федерального закона № 17-ФЗ);
  • с использованием контрольно-кассовой техники. Через ККТ пробиваются сведения о расходах, которые прошли «мимо» счета в банке, но которые налогоплательщик хочет учесть в целях налогообложения. В отношении доходов дело обстоит следующим образом. Плательщики АУСН применяют ККТ в общем порядке. Если организация или ИП обязаны применять ККТ при расчетах за товары (работы, услуги) согласно требованиям Федерального закона № 54-ФЗ, то нужно ее применять (в том числе, при расчетах с физическими лицами в безналичной форме). Если ККТ уже имеется, то можно с ее помощью сформировать данные и в отношении внереализационных доходов (пп. 1 п. 1 ст. 14 Федерального закона № 17-ФЗ; табл. 25, 63 и 101 Приложения № 2 к приказу ФНС России от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@);
  • через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России – в отношении доходов, которые не прошли через банк и не отразились по ККТ; в отношении доходов, включаемых в налоговую базу на дату перехода на АУСН в связи с переходом на кассовый метод учета (т.е. в отношении ранее полученных авансов и предоплат по договорам, исполнение которых налогоплательщик осуществляет после перехода на АУСН) (пп. 3 п. 1 ст. 14 Федерального закона № 17-ФЗ).

Именно поэтому традиционную Книгу учета доходов и расходов или какие-либо другие регистры налогового учета (в привычном понимании этого термина) налогоплательщики, применяющиеся АУСН, не ведут.

VI. Что с отчетностью

Декларацию при применении данного специального налогового режима подавать не нужно (ст. 13 Федерального закона № 17-ФЗ). А зачем? Налоговый орган и так все про вас знает, получая информацию чуть ли не в режиме реального времени. Поэтому он и налог исчисляет сам (п. 2, 3 ст. 12 Федерального закона № 17-ФЗ), а вы его только уплачиваете не позднее 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом (налоговый период при АУСН равен месяцу) (п. 8 ст. 12 Федерального закона № 17-ФЗ). Да и то можете уполномочить свой банк на автосписание налога путем передачи согласия на это в органы ФНС России через свой ЛКН или через этот банк. В последнем случае данные для уплаты налога ежемесячно налоговый орган будет сам передавать этому банку (п. 10, 11 ст. 12 Федерального закона № 17-ФЗ).

Вот такой эконом-вариант налогового мониторинга получается.

По тем же причинам налогоплательщик АУСН не представляет в налоговый орган Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) (п. 1, 2, 11 ст. 17 Федерального закона № 17-ФЗ).

Ввиду особенностей уплаты страховых взносов теми, кто применяет АУСН, их освободили от представления Расчета по страховым взносам (п. 2 ст. 18 Федерального закона № 17-ФЗ, п. 8 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ в ред., действующей с 01.01.2023), Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма 4-ФСС) (в 2023 г. ее заменит Единая форма сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, но и эту форму подавать будет не нужно) (п. 1.6 ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

В 2023 г. формы СЗВ-М уже не будет. А вот формы, которые мы сейчас знаем как СЗВ-СТАЖ и СЗВ-ТД, плательщики АУСН будут подавать на общих основаниях (п. 2, п. 5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ в ред., действующей с 01.01.2023).

Других особенностей представления отчетности законодатель не установил.

Удобные сервисы онлайн-отчётности «Такском» подходят для любых налоговых режимов

На выбор мы предлагаем три решения:

VII. Подвох с банком

Мы неоднократно упоминали об особенностях взаимодействия налогоплательщиков с банками и об особой роли банка при применении АУСН.

Этим обусловлена очень впечатляющая особенность: при применении АУСН организация или ИП могут иметь счет (счета), корпоративные электронные средства платежа только в банке (банках), включенном ФНС России в реестр уполномоченных кредитных организаций (пп. 29 п. 2 ст. 3 Федерального закона № 17-ФЗ). Этот реестр размещен на официальном сайте ФНС России, посвященной АУСН (см. https://ausn.nalog.gov.ru/#block07ancor). На момент написания статьи в списке всего несколько банков:

  • ПАО Сбербанк,
  • АО «Альфа-Банк»,
  • АО «Тинькофф Банк»,
  • ПАО «Промсвязьбанк»,
  • Филиал Точка ПАО Банка «ФК Открытие»,
  • АО КБ «Модульбанк».

Это очень обременительное правило, которое продиктовано интересами государства и необходимостью обеспечить прозрачность деятельности организации или ИП, но загоняющее налогоплательщика в жесткие рамки в части выбора обслуживающего банка.

Если ваша решимость перейти на АУСН не поколебалась или, наоборот, упрочилась, вам остается только выбрать объект налогообложения, а также уведомить о своем решении ФНС России до 31 декабря календарного года, предшествующего году начала применения АУСН. Уведомление подается через личный кабинет налогоплательщика или через уполномоченный банк, в котором у вас открыт счет (п. 1, 4 ст. 4 Федерального закона № 17-ФЗ).

Помните, что в силу п. 5 ст. 4 Федерального закона №17-ФЗ добровольно сменить АУСН на иной режим налогообложения можно будет только по окончании календарного года.

Отправить
Запинить
Поделиться

Свои замечания и предложения отправляйте на brand@taxcom.ru

Мы всегда готовы вам помочь

Оставьте свой номер, если возникли вопросы. Мы перезвоним и поможем со всем разобраться

Просьба заполнить имя, чтобы консультант знал как к вам обращаться
Заполните поле телефон, чтобы консультант вам перезвонил