Марина Климова — налоговый консультант, преподаватель ИПБ России, Палаты налоговых консультантов. Опыт консультирования более 20 лет. Автор более 70 книг и более 200 публикаций по проблемам налогообложения, бухучета и трудового права, включенных в различные правовые базы. к.э.н.
До конца 2027 г. в России идёт эксперимент по применению Автоматизированной упрощённой системы налогообложения (АУСН), правовым основанием для проведения которого является Федеральный закон от 25.02.2022 № 17-ФЗ (далее – Федеральный закон № 17-ФЗ). АУСН ввело подавляющее большинство регионов РФ. Этот спецрежим даёт явную экономию по налогам в сравнении с УСН и тем более с общим режимом налогообложения, но заметно проигрывает ПСН. Впрочем, новые ограничения на применение ПСН, а также расширение круга «упрощенцев», принуждённых уплачивать НДС, делают АУСН очень интересной альтернативой.
Этот самобытный налоговый режим не совместим ни с каким другим (пп. 19 п. 2 ст. 3 Федерального закона № 17-ФЗ). Его можно выбрать взамен ОСН, ПСН, НПД или УСН, но не сочетать с ними.
Налогоплательщиком может стать организация или ИП из субъекта РФ, где проводится эксперимент.
Те, кто не вправе применять АУСН, названы в п. 2 ст. 3 Федерального закона № 17-ФЗ. Ограничения схожи с применяемыми при УСН, но несколько более жёсткие. Например, организация не может перейти на АУСН при наличии любого обособленного подразделения, в то время как права на применение УСН лишены только те компании, к которых имеются филиалы. Не сочетается с АУСН трудоустройство лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, а также «вредников», имеющих право на досрочную пенсию. Не могут применять АУСН посредники (комиссионеры, агенты, поверенные), в то время как для комитента, доверителя, принципала таких ограничений нет. Под запретом АУСН и для тех, кто совершает сделки с ценными бумагами, а также оказывает финансовые услуги (к ним ОКВЭД причисляет, в частности, деятельность в сфере лизинга, выдачу займов, предоставление факторинговых услуг и др.). Не могут применять АУСН участники совместной деятельности, стороны договоров доверительного управления имуществом, концессионных соглашений, некоммерческие организации, КФХ.
Максимально допустимый годовой доход составляет 60 млн руб. (пп. 23 п. 2 ст. 3 Федерального закона № 17-ФЗ). Стабилизационная оговорка из п. 3 ст. 1 Федерального закона № 17-ФЗ обещает не снижать эту планку до конца срока эксперимента, то есть до конца 2027 г. Повышать её тоже пока не собираются и на коэффициент-дефлятор эта величина не индексируется.
Остаточная стоимость основных средств в оценке по правилам бухучёта не должна быть выше 150 млн руб. (пп. 14 п. 2 ст. 3 Федерального закона № 17-ФЗ).
Весьма сурово ограничена допустимая средняя численность работников за налоговый период (месяц) – она не должна превышать 5 чел. (пп. 28 п. 2 ст. 3 Федерального закона № 17-ФЗ). При этом в показателе не учитываются привлекаемые самозанятые, сам ИП, применяющий АУСН, контрагенты, авторы, лица, с которыми заключены гражданско-правовые договоры, предмет которых отличен от выполнения работ, оказания услуг (например, физлица–арендодатели, см. п. 23, 24 приказа Росстата от 16.12.2024 № 647). Те, кто занят неполное рабочее время по соглашению с работодателем, при определении средней численности работников учитываются пропорционально отработанному времени (п. 16.1 приказа Росстата от 16.12.2024 № 647). По тому же принципу рассчитывается средняя численность внешних совместителей (п. 22 приказа Росстата от 16.12.2024 № 647).
Налог при АУСН рассчитывает не налогоплательщик, а налоговый орган. При этом большая часть налоговых деклараций и расчётов не представляется (включая налоговую отчётность по «зарплатным» налогам). В таких условиях ставка делается на простоту, где-то даже примитивизацию и прозрачность операций, совершаемых налогоплательщиком.
Так, налогоплательщикам запрещено производить физическим лицам выплаты в наличной и натуральной формах, выплачивать доходы в виде материальной выгоды, выплачивать доходы гражданам, не являющимся налоговыми резидентами РФ (пп. 30, 31 п. 2 ст. 3 Федерального закона № 17-ФЗ). Нет возможности у «автоупрощенца» предоставлять своим работникам социальные и имущественные вычеты по НДФЛ, тогда как стандартные и профессиональные могут использоваться в общем порядке (п. 3 ст. 2, п. 1, п. 4 ст. 17 Федерального закона № 17-ФЗ). Это ограничение не означает, что работники компании или ИП на АУСН вовсе не имеют права на имущественные или социальные вычеты по налогу на доходы физических лиц – они могут быть заявлены посредством декларирования или в упрощённом порядке, получены через других налоговых агентов.
Счета, корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств налогоплательщику дозволяется иметь только в кредитных организациях, включённых ФНС России в реестр уполномоченных кредитных организаций (пп. 29 п. 2 ст. 3 Федерального закона № 17-ФЗ). В него входят:
Список постепенно расширяется. При этом нет запрета на открытие счетов в нескольких из этих банков. Такое ограничение объясняется тем, что банк выступает для налоговых органов одним из главных источников сведений о доходах и расходах налогоплательщика. Передающие сведения лица должны быть доверенными и технически оснащёнными.
Ещё одна весьма необычная особенность – необходимость самим пробивать фискальный чек на собственные расходы, оплаченные наличными средствами. Только если такая фиксация расходов проведена, эта категория затрат может быть учтена в целях налогообложения (пп. 26 п. 4 ст. 6 Федерального закона № 17-ФЗ). Предполагается, что налогоплательщик совершил покупку и оплатил её наличными. Продавец выдал кассовый чек, но и сам налогоплательщик сформировал чек на эту покупку на собственной ККТ, только с признаком расчёта «расход». Тогда данные о таком расходе попадут в налоговый орган через ОФД налогоплательщика и найдут своё место в налоговом учёте. Естественно, к увеличению доходов налогоплательщика АУСН это не ведёт.
Налогоплательщик может выбрать один из двух объектов налогообложения: «доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов».
В первом случае его ждёт налоговая ставка 8 %; во втором – 20 % (п. 4 ст. 9, ст. 11 Федерального закона № 17-ФЗ).
П. 3 ст. 1 Федерального закона № 17-ФЗ обещает не увеличивать эти ставки до окончания срока проведения эксперимента. В то же время снижение ставок региональными законами для АУСН не предусмотрено.
Как видим, налоговые ставки выше, чем на УСН, но это окупается, в первую очередь, отсутствием необходимости уплачивать страховые взносы, предусмотренные НК РФ (ст. 18 Федерального закона № 17-ФЗ). Их не платят за сотрудников, а ИП – и за себя. При этом пенсионные права всех этих граждан не нарушаются: налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика ежемесячно получает от самой компании (ИП) или от уполномоченного банка развёрнутые сведения о доходах физических лиц (п. 3–5 ст. 18 Федерального закона № 17-ФЗ), обрабатывает их, передаёт в СФР; весомая часть налога, уплачиваемого при применении АУСН, направляется посредством межбюджетных трансфертов в бюджет СФР. В итоге на лицевые счета застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования зачисляются те же суммы, как если бы они работали у лица, применяющего другой налоговый режим. Страхователю на АУСН приходится уплачивать только взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний – в фиксированной сумме, которая в 2026 г. за весь год составляет 2 959 руб. (постановление Правительства РФ от 01.11.2025 № 1729), независимо от численности работников и вида деятельности. Если АУСН применяет ИП, у которого нет наёмных работников, то и эту сумму уплачивать не нужно, ведь он не выступает страхователем (п. 2.2 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
Выбравшим объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» предлагается открытый перечень расходов, признаваемых (как и доходы) с применением кассового метода (п. 3, 4 ст. 6, п. 1 ст. 7, ст. 8 Федерального закона № 17-ФЗ). Затраты должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены. Те виды расходов, которые в целях налогообложения учесть нельзя, поименованы в п. 4 ст. 6 Федерального закона № 17-ФЗ.
Плательщиками НДС «автоупрощенцы» не являются (п. 6 ст. 2 Федерального закона № 17-ФЗ). Есть надежда, что это условие сохранится как минимум до окончания срока эксперимента (до 31.12.2027). При допустимом доходе до 60 млн руб. такая особенность выглядит сегодня очень привлекательной.
Налоговым периодом при применении АУСН является месяц.
По его итогам налоговый орган посчитает налог и уведомит налогоплательщика о причитающейся сумме (п. 7, 8 ст. 12 Федерального закона № 17-ФЗ).
Для расчёта контролёрам нужны данные о доходах и расходах, определяющих налоговую базу. Источниками таких данных являются:
Вести книгу учёта доходов и расходов на АУСН не нужно.
Уведомления об исчисленных суммах налогов представлять в налоговый орган не требуется в части:
В общем порядке передаются только уведомления об исчисленных суммах по налогу на имущество организаций – его налогоплательщик уплачивает в отношении объектов, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.
Налоговая декларация в рамках АУСН не предусмотрена (ст. 13 Федерального закона № 17-ФЗ).
Декларация по НДС может потребоваться при выполнении «автоупрощенцем» функций налогового агента, но он сам налогоплательщиком не является и по своим операциям декларацию не формирует.
Расчёт по форме 6-НДФЛ, расчёт по страховым взносам, персонифицированные сведения налогоплательщики АУСН не представляют на основании п. 11 ст. 17, п. 2 ст. 18 Федерального закона № 17-ФЗ и п. 8 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования».
Форма ЕФС-1 подаётся страхователями, но только в объёме сведений о трудовой (иной) деятельности и о страховом стаже (подразделы 1.1 и 1.2, п. 1.6 ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»). Эта отчётность не требуется от ИП, не имеющего наёмных сотрудников, т.к. в этом случае он не выступает страхователем.
Бухгалтерская (финансовая) и статистическая отчётность представляются в общем порядке.
О своём желании применять этот специальный налоговый режим налогоплательщику следует уведомить ФНС России не позднее 31 декабря предшествующего календарного года через личный кабинет налогоплательщика или через уполномоченную кредитную организацию (п. 1, п. 5 ст. 4 Федерального закона № 17-ФЗ).
Особые правила установлены для тех, кто до перехода на АУСН применяет классическую «упрощёнку» и для самозанятых ИП: они могут перейти на рассматриваемый нами специальный налоговый режим с любого календарного месяца, уведомив налоговый орган о переходе и об отказе от УСН (НПД) не позднее последнего числа предшествующего месяца (п. 1.1 ст. 4 Федерального закона № 17-ФЗ).
До окончания календарного года добровольно отказаться от «автоупрощенки» нельзя. Налогоплательщики, перешедшие на АУСН после начала календарного года, не вправе перейти на иной режим налогообложения в течение 12 календарных месяцев с даты начала применения спецрежима.
Утратив право на применение АУСН, налогоплательщик с начала календарного месяца, в котором допущено несоответствие условиям её применения, автоматически оказывается на ОСН. При желании он может сразу подать уведомление о переходе на УСН или ЕСХН (п. 9 ст. 4 Федерального закона № 17-ФЗ).
и получайте новости первыми!