Ваш регион Москва?
Офисы
Выберите регион обслуживания
А
Б
В
Д
Е
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Х
Ч
Я
Регион не найден

Автоматизация воинского учёта: взаимодействие организаций с военкоматами. Новые риски для организаций-уклонистов

530 просмотров
27.11.2024 15:01

Марина Климова — налоговый консультант, преподаватель ИПБ России, Палаты налоговых консультантов. Опыт консультирования более 20 лет. Автор более 70 книг и более 200 публикаций по проблемам налогообложения, бухучета и трудового права, включенных в различные правовые базы. к.э.н.

Что происходит прямо сейчас

В России идёт нашумевшая реформа воинского учёта, в которой задействованы различные органы власти. Одна из главных её задач – максимальная автоматизация процессов в этой сфере с тем, чтобы информированность государства о гражданах, подлежащих воинскому учёту, вышла на совершенно новый уровень.

Воплощением этих замыслов стали два глобальных информационных ресурса – Государственный информационный ресурс, содержащий сведения о гражданах, необходимые для актуализации документов воинского учёта (ГИР) и Единый реестр сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учёт, гражданах, состоящих на нём, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учёте (в просторечии – электронный Реестр воинского учёта), одной из подсистем которого стал реестр повесток.

Мы присутствуем при завершающей стадии подготовительных работ: Минцифры РФ, завершив разработку, передало готовый продукт Минобороны РФ, чья задача – запустить его и наполнять информацией.

Они слишком много знают…

С переводом воинского учёта в цифру на военкоматы обрушится лавина информации, в первую очередь, в рамках межведомственного электронного взаимодействия.

В частности, Минобороны РФ будут получать сведения несколькими способами:

  • от органов внутренних дел через электронные ресурсы – о смене гражданами места жительства (места пребывания), получении иностранцами российского гражданства, выявлении лиц, которые должны состоять на воинском учёте, но не состоят;
  • ФНС России как оператор реестра ЗАГС будет держать пользователей ГИР в курсе относительно семейного положения военнообязанных и призывников;
  • СФР и медицинские организации сообщат сведения о признании граждан инвалидами или выявлении заболеваний, влияющих на категорию годности к военной службе и т.д. (ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее закон № 53-ФЗ), Указ Президента РФ от 25.11.2022 № 854 «О государственном информационном ресурсе, содержащем сведения о гражданах, необходимые для актуализации документов воинского учёта»).

Догадываетесь, почему из общего массива информации, передаваемой в рамках межведомственного информационного взаимодействия, мы выделили именно эти категории сведений? Эти же данные (и не только их) должны передавать военкоматам и организации-работодатели.

Таким образом, в рамках автоматизации баз данных территориальным органам Минобороны РФ станет значительно легче выявлять как те организации, которые находятся на подведомственной им территории, так и – из их числа – те, которые не взаимодействуют с военкоматами и, по всей видимости, не ведут воинский учёт.

Удобная онлайн-отчётность

Сдавайте отчётность во все госорганы через удобный web-сервис «Онлайн-Спринтер»

Подключиться

Обязательно ли электронное взаимодействие с военкоматами

В реформе воинского учёта определённое место, безусловно, отведено организациям-работодателям, способы взаимодействия которых с военкоматами будут постепенно меняться.

Следует отметить, что обязанности организаций в области обороны достаточно обширны и разнообразны: это и обязанности по мобилизационной подготовке, и по бронированию граждан на период мобилизации, и на военное время, обязанности по предоставлению имущества для нужд обороны, а также обязанности по ведению воинского учёта. Установлены они Федеральными законами от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», Законом № 53-ФЗ.

Нас в этой статье занимает узкий вопрос, касающийся только передачи работодателем военкоматам информации в рамках исполнения обязанностей организации по осуществлению воинского учёта. Тот факт, что мы ограничились рассмотрением только этой проблематики, не означает, что этим функции организаций и исчерпываются.

Обновлённое законодательство (ст. 4, ст. 8.1, ст. 8.2 закона № 53-ФЗ, п. 3 постановления Правительства РФ от 19.04.2024 № «О государственной информационной системе «Единый реестр сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учёт, гражданах, состоящих на воинском учёте, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учёте») предусматривает, что обеспечение информационного взаимодействия организаций с военкоматами будет осуществляться через Реестр воинского учёта, а также посредством портала «Госуслуги» и региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Мы лишь в начале пути, и цифровизация воинского учёта – задача не одного дня и даже, вероятно, года. Законодатель и Правительство РФ предусмотрели, что если на каком-то этапе реформы государственные информационные ресурсы и системы ещё не будут введены в эксплуатацию (или не будут доступны какие-то из их функций), то передача данных будет осуществляться по старинке (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 14.04.2023 № 127-ФЗ, п. 3 постановления Правительства РФ от 25.07.2023 № 1211).

Но даже когда электронное взаимодействие с военкоматами станет рутиной, оно всё равно не будет единственно возможным способом (по крайней мере, нынешние нормы именно таковы). Например, согласно п. 1 ст. 8.2 Закона № 53-ФЗ Реестр воинского учёта формируется военными комиссариатами в автоматизированном режиме на основании сведений ГИР, а также сведений, полученных военкоматами из государственных информационных систем и информационных ресурсов, от органов власти, организаций и граждан в письменной и (или) электронной форме.

Как видим, получение сведений от организаций на бумаге не отвергается. Аналогичные выводы можно сделать из п. 13 Положения о Реестре воинского учёта, утверждённого постановлением Правительства от 19.04.2024 № 506.

Перечислим, для каких сообщений в военкомат закон или иной нормативный правовой акт (далее НПА) прямо предусматривает ВОЗМОЖНОСТЬ (но не ОБЯЗАННОСТЬ) передачи сведений в электронном виде:

Вид сообщения Способы передачи, предусмотренные НПА Срок передачи Форма, если сообщение передаётся на бумажном носителе Норма
Сведения о гражданине, подлежащем воинскому учёту, при принятии (поступлении) его на работу или увольнении его с работы
  • лично;
  • по почте;
  • через портал «Госуслуги»,
  • через региональный портал государственных и муниципальных услуг;
  • через Реестр воинского учёта
в течение 5 календарных дней со дня приёма на работу или увольнения приложение № 9 к Методрекомендациям* (см. письмо Минобороны России от 06.10.2023 № 207/6/3665) или  приложение № 2 к Положению о воинском учёте** п. 1 ст. 4 Закона № 53-ФЗ, пп. а п. 32, п. 32(1) Положения о воинском учёте**  
Сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учёте
  • лично;
  • по почте,
  • через портал «Госуслуги»;
  • через региональный портал государственных и муниципальных услуг;
  • через Реестр воинского учёта
в течение 5 календарных дней со дня изменения соответствующих сведений приложение № 13 к Методрекомендациям* п. 1 ст. 4 Закона № 53-ФЗ, пп. е п. 32, п. 32(1) Положения о воинском учёте**
Сведения о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учёте (лицах, приобретших гражданство РФ и подлежащих постановке на воинский учёт)
  • лично;
  • по почте;
  • через портал «Госуслуги»;
  • через Реестр воинского учёта
в течение 3 рабочих дней приложение № 3 к приказу Министра обороны, МВД, ФМС №  366/789/197 от 10.09.2007, письмо Минобороны от 01.03.2019 № 315/4/1023 п. 1 ст. 4 Федерального закона № 53-ФЗ
Ответ на запрос военкомата
  • лично;
  • по почте;
  • через региональный портал государственных и муниципальных услуг
в 2-недельный срок со дня получения запроса приложение № 10 к Методрекомендациям* п. 11 ст. 8.1 Закона № 53-ФЗ, п. 32(1) Положения о воинском учёте**

* Методические рекомендации по ведению воинского учёта в организациях (утв. Генштабом Вооружённых Сил РФ 11.07.2017);

** Положение о воинском учёте, утверждённое постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.

К слову, тот факт, что предусмотрена та или иная возможность для электронного взаимодействия с военкоматом, не означает, что эта возможность реализована на практике.

В рамках перехода на передачу данных онлайн (если организация этого желает) следует оформить сотрудникам, ответственным за ведение воинского учёта, УКЭП (электронные сообщения должны подписываться именно ею – п. 32(1) Положения о воинском учёте);
выдать им на портале «Госуслуги» МЧД с соответствующими полномочиями.

Подключите сервисы онлайн-отчётности «Такском»
Подключиться

Дедовским способом

Однако надо признать, что перечисленными сообщениями коммуникация с военкоматами не ограничивается. Организация-работодатель также должна сообщать в военкомат об обнаруженных в документах воинского учёта неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учёта, мобилизационной подготовки и мобилизации – в течение 5 рабочих дней со дня их выявления (пп. «г» п. 30 Положения о воинском учёте). Форма сообщения не определена, следует проконсультироваться в военкомате. Кроме того, работодатель должен информаировать военкомат об отсутствии отметок в паспортах граждан Российской Федерации, об их отношении к воинской обязанности (пп. «г» п. 27, п. 32 Методрекомендаций по ведению воинского учёта). Срок подачи и форма сообщения НПА не определены, следует уточнить в военкомате.

Об автоматизации этих функций нигде не упоминается, но их никто не отменял. Не будем забывать, что за непредставление или несвоевременное представление сведений, необходимых для ведения воинского учёта, для ответственных должностных лиц организации ст. 21.4 КоАП РФ предусматривает штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб.

Помимо этого, как минимум 1 раз в год организация обязана проводить сверку сведений, содержащихся в карточках граждан, подлежащих воинскому учёту, со сведениями, имеющимися у военкоматов. Дата и время сверки устанавливаются военным комиссариатом, ведущим свою деятельность на территории, в пределах которой находится организация (пп. д п. 32 Положения о воинском учёте, приложение № 12 к Методическим рекомендациям, п. 36 Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учёта, утв. приказом Минобороны РФ от 22.11.2021 № 700). Для сверки учётных сведений карточек с учётными данными граждан, состоящих на воинском учёте в других военкоматах, в эти военкоматы направляются списки граждан, пребывающих в запасе (согласно п. 36 Инструкции № 700 и по форме из приложения № 23 к ней). Эта сверка также не может быть осуществлена онлайн, поскольку такой механизм действующими НПА не предусмотрен.

ВНИМАНИЕ!

Мы рассмотрели только вопросы процедуры, касающейся способов передачи сведений в военкоматы. На работодателе–организации также лежат и иные обязанности в сфере организации и ведения воинского учёта, бронирования сотрудников на период мобилизации и на военное время; функции в области обороны.

В IT-решениях «Такском» для электронной отчётности представлены актуальные формы документов

Вам не нужно самостоятельно обновлять сервис — это происходит автоматически. Мы отслеживаем все изменения законодательства и своевременно обновляем формы документов в наших продуктах. Мы предлагаем три решения для сдачи отчётности:

Гибкая линейка тарифов подойдёт как организациям, так и ИП на любых режимах налогообложения

Получить консультацию
 

Подключите удобную электронную отчётность

Сервисы для онлайн-отчётности с техподдержкой 24/7 и полезными сервисами для бухгалтера

Получить консультацию
Оценить
Поделиться
Поделиться
Статьи по теме
Подпишитесь на рассылку
Получайте полезные статьи и актуальные новости прямо на почту
Отправляя заявку в ООО «Такском», я принимаю условия политики обработки персональных данных
Согласие на обработку персональных данных

Совершая действия по отправке заявки в ООО «Такском», я даю свое согласие на получение от ООО «Такском» информационных и рекламных сообщений на указанный выше мой абонентский номер и/или адрес моей электронной почты, а также выражаю свое согласие с обработкой моих персональных данных (ФИО, абонентский номер, адрес электронной почты) ООО «Такском» включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение в целях оказания мне консультации по выбору тарифа и информировании меня об услугах и продуктах ООО «Такском». Я извещен о возможности отзыва мной настоящего согласия путем обращения в ООО «Такском» и подачи заявления об отзыве согласия по утвержденной форме. Настоящее согласие действует с момента отправки мной заявления в ООО «Такском» до момента подачи мной заявления об отзыве этого согласия.

Выберите регион обслуживания
А
Б
В
Д
Е
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Х
Ч
Я
Регион не найден
Выберите регион обслуживания
А
Б
В
Д
Е
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Х
Ч
Я
Регион не найден
Мы всегда готовы вам помочь
Оставьте свой номер, если возникли вопросы. Мы перезвоним и поможем со всем разобраться
Отправляя заявку в ООО «Такском», я принимаю условия политики обработки персональных данных
Мы всегда готовы вам помочь
Оставьте свой номер, если возникли вопросы. Мы перезвоним и поможем со всем разобраться
Спасибо, ваша заявка принята!
Наш менеджер свяжется с вами.
Согласие на обработку персональных данных

Совершая действия по отправке заявки в ООО «Такском», я даю свое согласие на получение от ООО «Такском» информационных и рекламных сообщений на указанный выше мой абонентский номер и/или адрес моей электронной почты, а также выражаю свое согласие с обработкой моих персональных данных (ФИО, абонентский номер, адрес электронной почты) ООО «Такском» включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение в целях оказания мне консультации по выбору тарифа и информировании меня об услугах и продуктах ООО «Такском». Я извещен о возможности отзыва мной настоящего согласия путем обращения в ООО «Такском» и подачи заявления об отзыве согласия по утвержденной форме. Настоящее согласие действует с момента отправки мной заявления в ООО «Такском» до момента подачи мной заявления об отзыве этого согласия.

Отдел продаж: 8 495 730-73-47
Техподдержка: 8 495 730-73-45
ОФД Техподдержка: 8 495 730-16-19