Как получить льготу по имущественным налогам

Автор
Марина Климова,
профессиональный бухгалтер и независимый налоговый консультант, автор более 70 книг и многочисленных статей по проблемам бухгалтерского учёта и налогообложения, к. э. н.
655 просмотров
15.12.2021 12:57

В поле нашего зрения три налога: налог на имущество организаций, транспортный и земельный. В последнее время они подвергаются радикальному реформированию, включая отмену или частичную отмену декларирования.

Так, по транспортному и земельному налогам налогоплательщики не представляют налоговую отчетность, начиная с налогового периода 2020 года. А по налогу на имущество организаций в силу новой редакции п. 6 ст. 386 НК РФ налогоплательщики – российские организации, начиная с отчетности за налоговый период 2022 года, не включают в налоговую декларацию сведения об объектах налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

Если раньше налогоплательщик, имевший право на налоговые льготы по этим налогам, установленные НК РФ, региональным законодательством, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, сообщал о них в декларации, то теперь порядок получения льгот радикально изменился.

Сначала по транспортному и земельному налогам порядок сделали заявительным, но, видимо, эксперимент показал, что это только запутало и самих налогоплательщиков, и налоговые органы, поскольку в НК РФ не было четко регламентировано в какие сроки необходимо подавать заявление на льготу.

И уже в середине 2021 года были внесены коррективы в НК РФ, позволяющие упростить механизм получения льгот, сделав его более изящным и необременительным для налогоплательщиков.

 

Беззаявительный порядок

По транспортному и земельному налогам с 2 июля 2021 года стало возможным претендовать на льготы без подачи заявления (абз. 9 п. 3 ст. 361.1, абз. 4 п. 10 ст. 396 НК РФ).

Алгоритм теперь следующий.

  1. Налогоплательщик в установленные сроки уплачивает авансовые платежи и налог.

  2. Инспекция направляет налогоплательщику сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах транспортного и земельного налога (п. 4 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ). В этих сообщениях, в числе прочего, указываются данные о налоговых льготах, на которые по данным налогового органа, если они имеются в его распоряжении, имеет право налогоплательщик (см. формы сообщений в приказе ФНС России от 05.07.2019 № ММВ-7-21/337@, с 1 января 2023 года будет применяться форма сообщения, утвержденная приказом ФНС России от 16.07.2021 № ЕД-7-21/667@).

  3. Если налогоплательщик не обнаружил в сообщении положенной ему льготы (скорее всего, так и будет, поскольку маловероятно, что налоговые органы наслышаны о праве налогоплательщика на льготу), он в десятидневный срок со дня получения сообщения вправе представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие право на применение налоговых льгот (п. 6 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ).

  4. Представленные налогоплательщиком пояснения и (или) документы рассматриваются налоговым органом в течение одного месяца со дня их получения. В целях получения налоговым органом дополнительных сведений и (или) документов, связанных с исчислением налога, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения представленных налогоплательщиком (его обособленным подразделением) пояснений и (или) документов не более чем на один месяц, уведомив об этом налогоплательщика-организацию (обособленное подразделение). О результатах рассмотрения налоговый орган информирует налогоплательщика-организацию. И в случае, если право на льготу считается обоснованным, и сумма налога изменилась, передает (направляет) налогоплательщику-организации (ее обособленному подразделению) уточненное сообщение об исчисленной сумме налога в течение десяти дней после составления такого сообщения (п. 7 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ). Если право на льготу не подтверждено налоговым органом, налогоплательщику (при наличии недоимки) направляется требование об уплате налога.

Таким образом, налогоплательщику не нужно подавать отдельно заявление о праве на льготу, а налоговому органу администрировать его. Все встало на свои места: меньше хлопот, очевидны обеим сторонам сроки выяснения отношений.

Аналогичный алгоритм заработает в отношении льгот по налогу на имущество организаций в части объектов, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость начиная с налогового периода 2022 года (п. 8 ст. 382, п. 6 ст. 386 НК РФ, п. 17 ст. 10 Федерального закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 2 письма ФНС России от 02.09.2021 № БС-4-21/12421@). Относительно льгот по объектам, применительно к которым налоговая база определяется как их среднегодовая стоимость, ничего не меняется – там декларирование остается, а значит и возможность заявить право на льготу непосредственно в строках декларации (см. форму налоговой декларации по налогу на имущество организаций, утвержденную приказом ФНС России от 14.08.2019 № СА-7-21/405@ (форму, применяемую с 1 января 2023 года – в редакции данного приказа от 09.08.2021)).

 

Если очень хочется, то можно

Несмотря на описанный беззаявительный механизм, у налогоплательщика не отнимают право на подачу заявлений на льготы по рассматриваемым налогам. Если он предпочитает обратиться с таковым, налоговый орган обязан его принять, рассмотреть и дать ответ.

Зачем подавать заявление? Только для собственного спокойствия – увидеть информацию о льготе в сообщении об исчисленных налоговыми органами суммах налогов, а также для того, чтобы не подавать пояснений к сообщению.

Ради использования льготы при уплате авансовых платежей по имущественным налогам заявление подавать не требуется: положения глав 28 «Транспортный налог», 30 «Налог на имущество организаций» и 31 «Земельный налог». НК РФ не связывают уплату авансовых платежей по налогам и применение налоговых льгот с обязательным представлением заявления о льготе в течение какого-либо определенного периода (п. 3 письма ФНС России от 10.12.2019 № БС-4-21/25284@, п. 4 письма ФНС России от 02.09.2021 № БС-4-21/12421@).

Заявление установленного образца и, если необходимо документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, могут быть представлены в любой налоговый орган по выбору самого налогоплательщика. Направление заявления через личный кабинет налогоплательщика не предусмотрено (п. 1 ст. 11.2 НК РФ, п. 10 письма ФНС России от 10.12.2019 № БС-4-21/25284@, п. 11 письма ФНС России от 02.09.2021 № БС-4-21/12421@).

Заявление будет рассматриваться налоговым органом в течение 30 рабочих дней со дня его получения, срок может быть продлен еще не более чем на 30 рабочих дней (о задержке налогоплательщика должны уведомить).

В итоге налогоплательщик получит уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы.

В уведомлении о предоставлении налоговой льготы должны быть указаны основания предоставления налоговой льготы, объекты налогообложения и периоды, применительно к которым предоставляется налоговая льгота. В сообщении об отказе от предоставления налоговой льготы должны быть указаны основания отказа от предоставления налоговой льготы, объекты налогообложения, а также период, начиная с которого налоговая льгота не предоставляется.

Все это следует из п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 в отношении транспортного и земельного налогов, а с 01.01.2022 будет предусмотрено и п. 8 ст. 382 для налога на имущество применительно к льготам в отношении объектов налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

В НК РФ нет никаких указаний относительно сроков представления заявлений, но вычислить их довольно легко. Дело в том, что в утвержденных бланках (приказ ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@ «Об утверждении формы заявления налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу, порядка ее заполнения и формата представления указанного заявления в электронной форме», приказ ФНС России от 09.07.2021 № ЕД-7-21/646@ «Об утверждении формы заявления налогоплательщика – российской организации о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций, порядка ее заполнения и формата представления указанного заявления в электронной форме, а также формы уведомления о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы по налогу на имущество организаций») есть такой параметр как «Срок предоставления налоговой льготы» с указание дат «с - по». Этот реквизит заполняется согласно документу (документам), подтверждающему право на налоговую льготу за соответствующий период.

Однако если период еще не окончен, то как можно утверждать, что в течение всего этого отрезка времени право на льготу актуально как по причине того, что налогоплательщик может выпасть из льготной категории, так и потому что у него может прекратиться право собственности на сам объект налогообложения? Поэтому заявление логично представить уже по окончании налогового периода (или периода пользования льготой, если он завершился раньше конца года) (см. также п. 8 письма ФНС России от 10.12.2019 № БС-4-21/25284@, п. 10 письма ФНС России от 02.09.2021 № БС-4-21/12421@).

В противном случае может сложиться ситуация, когда налогоплательщик в ответ на заявление получит применительно к разным периодам действия заявленной налоговой льготы и уведомление о предоставлении налоговой льготы, и сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы (п. 6 письма ФНС России от 10.12.2019 № БС-4-21/25284@, п. 8 письма ФНС России от 02.09.2021 № БС-4-21/12421@). Например, налогоплательщик подает заявление в июле 2022 года за налоговый период 2022 года, в заявлении указан срок предоставления налоговой льготы 01.01–31.12.2022. При этом, например, за период с 01.01 по 31.05 действие налоговой льготы подтверждено имеющимися документами (за этот период направляется уведомление о предоставлении налоговой льготы), а за период с 01.06 по 31.12 действие налоговой льготы не подтверждается, так как еще недоступны подтверждающие льготу документы, а часть периода находится в будущем – за этот период направляется сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы.

Что же до крайнего срока обращения, то мы уже зафиксировали, что, если в результате взаимодействия налогоплательщика и налогового органа в формате «пояснения к сообщению об исчисленных налоговыми органами суммах налога – рассмотрение пояснений» налогоплательщик не убедит проверяющих в праве на льготу, он получит требование на уплату недоимки, которое он должен будет исполнить не добровольно, так принудительно (п. 2 ст. 45, п. 4 ст. 69 НК РФ). Как следствие, разумно не откладывать подачу заявления на более поздний срок и представить его (самое позднее) в сроки подачи пояснений к сообщению, то есть в течение 10 рабочих дней после получения последнего. И, вообще, стоит ли в таких условиях говорить о заявлении, не лучше ли воспользоваться беззаявительным порядком, описанным выше.

Нет нужды подавать заявление о льготе в отношении имущества, не являющегося объектами налогообложения (п. 2 ст. 358, п. 4 ст. 374, п. 8 ст. 382, п. 2 ст. 389 НК РФ).

ОТЧЕТНОСТЬ.PNG

Отправить
Запинить
Поделиться
Статьи по теме

Еще статьи

Свои замечания и предложения отправляйте на kalabuhovapa@taxcom.ru