Екатерина Шестакова - генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент», кандидат юридических наук
Вопрос особенно актуален в связи с усилением контроля за бизнесом, а также введением электронных пояснений по НДС.
От того, насколько правильно, развёрнуто и полно будут написаны возражения, зависит решение, которое примет налоговый орган, — о привлечении к ответственности, о возмещении НДС или отказе в возмещении. Поэтому в этом материале мы научимся основному алгоритму составления возражений на акт налоговой проверки.
Возражения на акт налоговой проверки необходимо готовить в случае проведения:
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представитель в случае несогласия с фактами, изложенными в акте этой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, вправе в течение 1 месяца со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по нему в целом или по его отдельным положениям (п. 6 статьи 100 НК РФ).
Причём каких-то специальных требований к возражениям на акт камеральной проверки нет. Вместе с тем в возражениях должны быть обязательно указаны:
Приведём пример возражений.
Руководителю ИФНС России N 55 по г. Москве
173000, г. Москва, ул. Малахова, д. 32
от ООО «Амир»,
ИНН 7755134420, КПП 775501001,
173000, г. Москва, ул. Малахова, д. 30
Возражения ООО «Амир» на акт камеральной налоговой проверки от 13.03.2017 № 3-29/55
13 марта 2017 г., г. Москва
ИФНС России № 55 по г. Москве в лице старшего государственного налогового инспектора К.С. Иванова (далее - Инспектор) провела камеральную налоговую проверку первичной налоговой декларации по налогу на имущество.
В результате проведенных мероприятий была выявлена недоплата налога в бюджет.
Налогоплательщик не согласен с актом камеральной налоговой проверки на основании следующего
Позиция налогового органа
В ходе выездной налоговой проверки за 2016 год установлено, что общество неправомерно не включило в среднегодовую стоимость облагаемого налогом имущества организаций стоимость основных средств, фактически используемых в производственной деятельности в течение 2016 года.
В 2016 году общество приобрело недвижимое имущество на сумму 4 513 954 руб.:
— дизель-генератор (акт приемки-передачи от 14.11.2016);
— мобильный конвейер (договор поставки от 29.06.2016).
Общество приняло приобретенное оборудование к учету в состав ОС с 01 января 2017 года, до этого момента оборудование находилось на балансовом счете 08.04 «Приобретение объектов основных средств».
Налоговый орган также указывает, что фактическое использование объектов началось в 2016 году при выполнении работ или оказании услуг для управленческих нужд организации либо для представления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В ходе допроса бухгалтер И.И.Иванова пояснила, что расхождения между данными по выездной налоговой проверке по налогу на имущество организаций и данными по сданной уточненной декларации по налогу на имущество организаций за 2016 год произошли в связи с бухгалтерской ошибкой. Таким образом данные выездной налоговой проверки являются верными.
Позиция общества
Согласно статье 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете» в случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, руководитель экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.
Таким образом, выводы о том, что расхождения по налогу на имущество организаций произошли в связи с бухгалтерской ошибкой, не были подтверждены руководителем экономического субъекта, а следовательно, не являются верными.
Налоговый орган подтверждает, что постановка в Гостехнадзоре произведена в 2016 году, что подтверджает техническую возможность использования имущества.
Поскольку постановка в Гостехнадзоре предусмотрена законодательно, а техническое состояние техники не было проверено уполномоченным органом, использование вышеуказанной техники без соблюдения требований законодательства и ввод в эксплуатацию не возможны.
Кроме того, эксплуатация без регистрации в Гостехнадзоре является нарушением законодательства, предусматривающим административную ответственность.
Регистрация опасных производственных объектов и ведение государственного реестра опасных производственных объектов осуществляются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором) (п. 5.3.5 Положения о Ростехнадзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401, п. 3 Правил, п. 6 Регламента).
Отсутствие государственной регистрации опасного производственного объекта является административным правонарушением, влекущим за собой ответственность по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
В ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности. Под данными требованиями понимаются условия, запреты, ограничения и иные требования, содержащиеся, в частности, в Законе (п. 1 ст. 3 Закона). Одним из них является требование об обязательной регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре, установленное в п. 2 ст. 2 Закона. Из этого можно сделать вывод, что нарушение данного требования влечет за собой ответственность по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ. Это подтверждается следующими судебными актами:
— Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 23.11.2010 № А82-4734/2010;
— Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 16.06.2010 № А31-557/2010;
— Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2009 № А17-1418/2008 (Определением ВАС РФ от 03.09.2009 № ВАС-10704/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).
Следовательно, общество правомерно ввело в эксплуатацию технику только после регистрации в уполномоченном органе.
Данный факт был зафиксирован в конце 2016 года (16 декабря 2016 года).
Правомерность неначисления налога на имущество также подтверждается и Минфином.
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 29.11.2012 № 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» п. 4 ст. 374 Кодекса дополнен пп. 8, на основании которого с 1 января 2013 г. не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 г. в качестве основных средств (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, Письмо Минфина России от 10.01.2013 N 03-05-05-01/01, Письмо Минфина России от 24.12.2012 N 03-05-05-01/79).
Кроме того, налоговый орган неправомерно относит к недвижимому имуществу дизель-генератор и мобильный конвейер.
Понятия движимого и недвижимого имущества определены ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания и сооружения и иное имущество (п. 1 ст. 130 ГК РФ).
Что касается движимого имущества, то вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом, регистрация прав на которое не требуется, кроме случаев, указанных в законе (п. 2 ст. 130 ГК РФ).
В статье 130 Гражданского кодекса приведен один из ключевых критериев отнесения имущества к недвижимому – прочная (прежде всего физическая) связь с землей. Его суть заключается в следующем: если объект возможно переместить с одного места на другое без несоразмерного ущерба его назначению, он признается движимым имуществом. В этом случае прочная связь с землей отсутствует. Конвейер, самосвал, бульдозер не являются недвижимым имуществом. Гражданский кодекс относит к недвижимому имуществу:
— земельные участки;
— участки недр;
— все, что прочно связано с землей (здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и т. п.);
— воздушные и морские суда;
— суда внутреннего плавания;
— космические объекты;
— предприятие (в целом как имущественный комплекс).
Под объектом недвижимого имущества необходимо понимать единый конструктивный объект капитального строительства как совокупность указанных в п. 2 ст. 2 Закона № 384-ФЗ объектов, функционально связанных со зданием (сооружением) так, что их перемещение без причинения несоразмерного ущерба назначению объекта недвижимого имущества невозможно (Письмо Минфина России от 29.03.2013 № 03-05-05-01/10050).
Таким образом, вышеуказанное имущество (дизель-генератор, мобильный конвейер) не относится к недвижимости.
Движимое имущество не облагается налогом на имущество на основании пп.8 п.4 статьи 384 НК РФ.
Следовательно, вышеуказанная техника правомерно не включена в налогооблагаемую базу по налогу на имущество, поскольку:
— введена в эксплуатацию после постановки в Ростехнадзоре;
— введена в эксплуатацию после 01.01.2017, что подтверждает право на льготу по налогу на имущество в отношении движимого имущества.Генеральный директор А.А.Бенедиктов
Здесь приведён пример возражений. Однако каков алгоритм составления возражений?
Необходимо:
В случае, если налоговый орган допустил нарушения, связанные с порядком проведения камеральной проверки, то на этом основании возможно оспорить его решение. Приведём примеры таких ошибок.
Пример | Разъяснение / судебное решение |
Несоблюдение крайней даты проведения проверки. | Постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 № 04АП-2560/15, ФАС Центрального округа от 23.04.2010 по делу № А35-2160/2009. |
Проведение проверки без декларации. | (Письмо ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@. |
Истребование излишних документов. | Постановление Президиума ВАС РФ от 18.09.2012 № 4517/12 по делу № А65-9081/2011. |
Налогоплательщик может обжаловать неправомерное решение налогового органа по результатам проверки в случае следующих нарушений:
К существенным нарушениям относятся несоблюдение следующих условий:
Если налогоплательщик не согласен с позицией налогового органа в части применения норм законодательства, он также может оспорить его решение.
Для того чтобы написать апелляционную жалобу по данному основанию, необходимо:
Пример | Разъяснение / судебное решение |
НДС | |
В п. 5 Постановления указано, что в соответствии с пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ при выставлении счета-фактуры с выделенной суммой налога лицом, не являющимся плательщиком НДС, у этого лица появляется обязанность перечислить соответствующую сумму налога в бюджет. Возникновение этой обязанности не означает, что лицо приобретает статус плательщика НДС, в том числе и право на применение налоговых вычетов. | Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость». |
Орган местного самоуправления не является плательщиком НДС. | Постановление Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 № 16055/11 по делу № А12-19210/2010. |
Применение вычетов по НДС является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством их декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных в гл. 21 НК РФ условий. | Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.11.2015 № Ф05-15817/2015 по делу № А40-128335/14. |
Таким образом, для разработки позиции по написанию возражений на акт налоговой проверки могут послужить следующие доводы.
Доводы отражены в уже сформированной судебной практике и позиции Минфина России.
Пояснения в налоговый орган могут быть направлены:
Однако, если говорить об НДС, то по этому налогу с 2016 года пояснения должны представляться только в электронном виде.
Представить пояснения просят не просто так. Основаниями для пояснений могут послужить следующие причины:
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе потребовать от налогоплательщика-организации или индивидуального предпринимателя представить в течение 5 дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, а также истребовать у них в установленном порядке документы, подтверждающие их право на такие льготы.
Поэтому не нужно игнорировать требования налогового органа о представлении документов, поскольку за это предусмотрены штрафные санкции: 200 рублей за каждый непредставленный документ. Но если бы были только штрафы! К более суровой мере можно отнести доначисление налогов расчётным путём.
В этой связи необходимо:
К пояснениям можно приложить выписки из учётных регистров и другие необходимые документы, подтверждающие доводы, которые приводите в пояснениях. Формировать и направлять пояснения и возражения вполне удобно в электронном виде.
Электронный документооборот поступательно входит в нашу жизнь.
В некоторых случаях пояснения на бумажном носителе не считаются представленными. Данное правило закреплено в абз. 4 п. 3 ст. 88 НК РФ. Это может повлечь штрафные санкции в размере 5 000 или 20 000 рублей.
Более того, в соответствии с приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@ с начала 2017 года введён специальный электронный формат представления пояснений к налоговой декларации по НДС.
И есть ещё ряд причин, по которым выполнять такую процедуру методом электронного документооборота просто необходимо.
Во-первых, электронные пояснения снижают коррупционную составляющую в общении налогоплательщика с налоговым органом.
Во-вторых, всегда можно оперативно подготовить пояснения и решить проблему, например, если ошибка носит технический характер и не влияет на факт уплаты налога и подачи отчётности.
В-третьих, можно быстрее представить пояснения, которые влияют на налоговый вычет и, следовательно, воспользоваться этим вычетом.
В-четвертых, представление пояснений в электронном виде не влечёт представления «уточнёнки». Ведь при отсутствии недоплаты налога в бюджет она носит рекомендательный характер. И если ошибка в декларации не повлияла на сумму НДС, необходимо представить пояснения с корректными данными.
Представить документы и пояснения в ФНС России можно по электронным каналам связи в рамках статьи 93 НК РФ и приказа ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@.
Компания «Такском» предлагает вам воспользоваться для этих целей широкой линейкой специализированного программного обеспечения , где каждый, даже самый требовательный, пользователь найдёт для себя подходящий продукт.
Совершая действия по отправке заявки в ООО «Такском», я даю свое согласие на получение от ООО «Такском» информационных и рекламных сообщений на указанный выше мой абонентский номер и/или адрес моей электронной почты, а также выражаю свое согласие с обработкой моих персональных данных (ФИО, абонентский номер, адрес электронной почты) ООО «Такском» включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение в целях оказания мне консультации по выбору тарифа и информировании меня об услугах и продуктах ООО «Такском». Я извещен о возможности отзыва мной настоящего согласия путем обращения в ООО «Такском» и подачи заявления об отзыве согласия по утвержденной форме. Настоящее согласие действует с момента отправки мной заявления в ООО «Такском» до момента подачи мной заявления об отзыве этого согласия.
Совершая действия по отправке заявки в ООО «Такском», я даю свое согласие на получение от ООО «Такском» информационных и рекламных сообщений на указанный выше мой абонентский номер и/или адрес моей электронной почты, а также выражаю свое согласие с обработкой моих персональных данных (ФИО, абонентский номер, адрес электронной почты) ООО «Такском» включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение в целях оказания мне консультации по выбору тарифа и информировании меня об услугах и продуктах ООО «Такском». Я извещен о возможности отзыва мной настоящего согласия путем обращения в ООО «Такском» и подачи заявления об отзыве согласия по утвержденной форме. Настоящее согласие действует с момента отправки мной заявления в ООО «Такском» до момента подачи мной заявления об отзыве этого согласия.
и получайте новости первыми!