Основные меры господдержки бизнеса в налоговой сфере

1395 просмотров
12.04.2022 12:56
Автор: Марина Климова – профессиональный бухгалтер и независимый налоговый консультант, автор более 70 книг и многочисленных статей по проблемам бухгалтерского учёта и налогообложения, к. э. н.

1. Возмещение НДС в заявительном порядке

Период действия: 2022 и 2023 гг.

Суть меры: получить возмещение суммы НДС из бюджета до момента окончания камеральной налоговой проверки декларации, в которой оно заявлено, могут налогоплательщики, в отношении которых на дату представления заявления одновременно соблюдаются следующие требования:

  • организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации;
  • в отношении налогоплательщика не возбуждено производство по делу о банкротстве.

Претендовать можно на возмещение в заявительном порядке любой суммы налога, но без предоставления банковской гарантии или поручительства, можно получить сумму, не превышающую совокупную сумму налогов и страховых взносов (без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу РФ и в качестве налогового агента), уплаченную налогоплательщиком за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление. Если «аппетиты» налогоплательщика выше, в части суммы превышения потребуется банковская гарантия или поручительство (пп. 8 п. 2, п. 2.2, п. 8 ст. 176.1 НК РФ).

Ложка дегтя: налоговые органы имеют полное право отказать налогоплательщику в реализации заявительного порядка зачета (возврата) налога, если у них имеются сведения, указывающие на возможное нарушение налогоплательщиком, связанное с исчислением суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет (в том числе за предыдущие налоговые периоды).

2. Особый порядок налогового учета курсовых разниц

Период действия: 2022-2024 гг.

Суть меры: в отношении положительных и отрицательных курсовых разниц, вытекающих из дооценки (уценки) требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, в том числе по требованиям по договору банковского вклада (депозита) в иностранной валюте (за исключением авансов) определено, что внереализационный доход (расход) определяется для целей налогообложения прибыли только на дату прекращения или исполнения требования (обязательства). Определение доходов и расходов на конец каждого месяца, как это предусмотрено общей нормой НК РФ, не производится. Мера нацелена на снижение зависимости налоговой базы и налоговых обязательств налогоплательщика от колебаний курса иностранной валюты (пп. 7.1 п. 4 ст. 271, пп. 6.1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Во времени нормы действуют так:

  • в отношении признания внереализационных доходов в виде положительной курсовой разницы – в части разниц, которые возникли в 2022-2024 г., причем правило распространяется на правоотношения, возникшие с начала 2022 г. (см. п. 2 ст. 5 Федерального закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ);
  • в отношении признания внереализационных расходов в виде отрицательной курсовой разницы – в части разниц, возникших в 2023 и 2024 гг. В 2022 г. такие курсовые разницы определяются на последний день каждого месяца до момента прекращения требования (обязательства), а также на день прекращения.

Ложка дегтя: в бухгалтерском учете курсовые разницы признаются доходами и расходами как на дату погашения (прекращения) требования (обязательства), так и на каждую отчетную дату пока средства числятся в расчетах (п. п. 7, 11 ПБУ 3/2006). Как следствие, формируются временные разницы, подлежащие бухгалтерскому учету. Так, в 2022 г. из-за различного подхода к налоговому и бухгалтерскому учету положительных курсовых разниц приходится отражать налогооблагаемую временную разницу, которая порождает отложенное налоговое обязательство. В 2023-2024 гг. расхождения будут формироваться уже по обеим разновидностям курсовых разниц.

3. Переход на авансовые платежи, исходя из фактической прибыли

Период действия: 2022 г., начиная с марта.

Суть меры: налогоплательщики, уплачивающие в налоговом периоде 2022 года ежемесячные авансовые платежи, вправе перейти до окончания налогового периода 2022 года на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли с любого месяца, начиная с марта (п. 2.2 ст. 286 НК РФ). В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца. Авансовые платежи, уплаченные налогоплательщиком с начала 2022 г. и до такого перехода, подлежат зачету при исчислении авансового платежа нарастающим итогом с начала налогового периода.

Эта мера призвана поддержать тех, чья рентабельность упала в период кризиса.

Для перехода необходимо:

  • внести соответствующую запись в учетную налоговую политику;
  • уведомить налоговый орган о своем решении в срок, установленный п. 2.2 ст. 286 НК РФ.

Ложка дегтя: отказ от исчисления ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли и возврат к уплате ежемесячных авансовых платежей по прежней схеме возможен не ранее начала налогового периода 2023 г., как следует из формулировки п. 2.2 ст. 286 НК РФ. Кроме того, из совокупности норм п. 2 ст. 285 и п. 1 ст. 289 НК РФ вытекает, что после выбора в пользу уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, налогоплательщику придется подавать декларацию по налогу на прибыль не ежеквартально, а ежемесячно.

4. Освобождение от НДФЛ дохода в виде материальной выгоды

Период действия: 2021-2023 гг.

Суть меры: все виды доходов физических лиц в виде материальной выгоды, предусмотренные ст. 212 НК РФ, освобождены от НДФЛ (п. 90 ст. 217 НК РФ). Таким образом, не подлежат обложению НДФЛ доходы в виде материальной выгоды, полученные налогоплательщиками в 2021-2023 гг. от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами от организаций (индивидуальных предпринимателей), с которыми налогоплательщики состоят в трудовых отношениях, от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у лиц, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику, а также от приобретения налогоплательщиками ценных бумаг и производных финансовых инструментов.

Поскольку согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона № 67-ФЗ действие этого положения распространяется на доходы физических лиц, полученные начиная с налогового периода 2021 года, налогоплательщик имеет право на перерасчет налога и возврат (зачет) излишне удержанной суммы.

Ложка дегтя: перерасчет и возврат (зачет), по мнению ФНС России, обязан произвести налоговый агент (Письмо ФНС России от 28.03.2022 № БС-4-11/3695@). И если за январь и февраль 2022 г. работа бухгалтера налогового агента ограничивается только этим, то за налоговый период 2021 г. налоговым агентам, выплатившим такие доходы, предлагается еще и пересдать расчеты 6-НДФЛ за первый квартал 2021 г., полугодие 2021 г., девять месяцев 2021 г. и 2021 г. При этом уточненный расчет по форме 6-НДФЛ за 2021 г. представляется с корректирующими (аннулирующими) справками о доходах и суммах налога физических лиц (приложения № 1 к расчету по форме 6-НДФЛ за 2021 г.) только в отношении физических лиц, данные которых уточняются. В справках о доходах за 2021 г. корректировке подлежат доходы в виде материальной выгоды по следующим кодам:

2610 Материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей
2630 Материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику
2640 Материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг
2641 Материальная выгода, полученная от приобретения производных финансовых инструментов

Если у налогоплательщика имелись в 2021 г. и другие доходы помимо материальной выгоды, полученные от налогового агента, то его справка о доходах корректируется, если нет – то аннулируется.

5. Меры по имущественным налогам

Период применения: зависит от меры.

Суть мер: а) при исчислении транспортного налога (суммы авансовых платежей) в отношении легковых авто средней стоимостью до 10 млн руб. не применяются повышающие коэффициенты (п. 2 ст. 362 НК РФ). До введения этой нормы повышающий коэффициент применялся к легковым автомобилям не слишком солидного возраста средней стоимостью от 3 млн руб. Правило заработало с налогового периода 2022 г. и во времени не ограничено (п. 6 ст. 5 Федерального закона № 67-ФЗ). б) за 2023 г. налог на имущество организаций в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, определяется исходя из их кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2022 г., если она ниже, чем та, что определена по состоянию на 1 января 2023 г. (п. 2 ст. 375 НК РФ). Аналогичная норма введена в отношении налога на имущество физических лиц (п. 1 ст. 403 НК РФ) и в отношении земельного налога (п. 1 ст. 391 НК РФ). Исключение составляют случаи, когда кадастровая стоимость увеличилась вследствие изменения характеристик объекта недвижимости.

Ложка дегтя: чтобы мера по налогам на имущество и земельному налогу была ощутима, нужно, как минимум, чтобы в 2022 г. в регионе прошел новый тур кадастровой оценки. Нельзя исключать, что в каких-то субъектах РФ они запланированы, однако, например, ни в Москве, ни в Московской области их в 2022 г. проводить не будут.

6. Приостановка операций по счетам налогоплательщиков

Период действия: до 01.06.2022.

Суть меры: до указанной даты налоговые органы не будут блокировать операции по счетам налогоплательщиков (Письмо ФНС России от 10.03.2022 № ЕД-26-8/4@). Это жест доброй воли, нацеленный на снижение административной нагрузки на налогоплательщиков, видимо, растерявшихся в сложные времена.

Ложка дегтя: 1 июня уже скоро и неизвестно продлят ли срок действия данной меры поддержки. Кроме того, несомненно, и сейчас налоговые органы фиксируют те нарушения налогоплательщиков, которые обычно приводят к приостановке операций по счетам, а она может произойти, в частности, из-за неподачи налоговой отчетности в срок, из-за неисполнения в срок требования инспекции об уплате налога (страховых взносов, пени, штрафа), из-за неисполнения в срок обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган, из-за отсутствия обязательного ЭДО с инспекцией (п. 3, 3.2 ст. 76 НК РФ) и по ряду иных предусмотренных НК РФ причин. Соответствующая негативная статистика учитывается налоговыми органами при оценке рисков нарушения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

7. Исчисление пеней

Период действия: с 09.03.2022 по 31.12.2023.

Суть меры: ставка пени для организаций на весь период просрочки уплаты налога, страховых взносов, сбора принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. При этом пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате определяется по этой ставке от неуплаченной суммы налога (п. 4 ст. 75 НК РФ). Норма применяется в том числе, и в отношении задолженности возникшей до 09.03.2022 (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ).

Данный подход предполагает приостановку на обозначенный период применения ставки пени в размере 1/150 действующей во время просрочки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, которая предусмотрена НК РФ для организаций в период, начиная с 31-го календарного дня просрочки.

Ложка дегтя: очевидно, что мера нацелена на облегчение обеспечительных мер, применяемых налоговыми органами в отношении нерадивых налогоплательщиков или тех, кто не имел финансовой возможности исполнить налоговых обязательства в срок, но, к сожалению, учитывая резкий рост самой ставки ЦБ РФ, в абсолютной величине пеня возросла.

8. Приостановка выездных налоговых проверок

Период действия: до 03.03.2025 включительно.

Суть меры: проведение выездных (повторных выездных) налоговых проверок аккредитованных IT-организации приостанавливается в указанный период (Письмо Минфина России от 18.03.2022 № 03-02-06/21331, Письмо ФНС России от 24.03.2022 № СД-4-2/3586@).

Ложка дегтя: как видим, это мера эксклюзивна. Но и для IT-компаний стопроцентной гарантий нет: как следует из вышеназванного письма Минфина, выездные налоговые проверки могут назначаться в этот период с согласия руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего налогового органа, руководителя (заместителя руководителя) ФНС России.

Что касается иных мероприятий налогового контроля, таких как камеральные налоговые проверки, осмотры, вызовы представителей налогоплательщиков в налоговые органы для дачи пояснений, истребование пояснений и документов и прочее, их проведение никаким ограничениям не подвергается.

В отношении остальных категорий налогоплательщиков (налоговых агентов) кризис на процедуры налогового контроля никакого отпечатка не наложил.

Меры поддержки бизнеса от компании «Такском»

Отправить
Запинить
Поделиться

Свои замечания и предложения отправляйте на brand@taxcom.ru

Специальные предложения
Тест-драйв отчётности
30 дней БЕСПЛАТНО отправляйте электронную отчётность в ИФНС, ПФР, ФСС и Росстат
Статьи по теме

Еще статьи

Мы всегда готовы вам помочь

Оставьте свой номер, если возникли вопросы. Мы перезвоним и поможем со всем разобраться

Просьба заполнить имя, чтобы консультант знал как к вам обращаться
Заполните поле телефон, чтобы консультант вам перезвонил