Подводные камни тарифа страховых взносов для малых предприятий

3472 просмотра
06.06.2022 09:30
Автор: Марина Климова, профессиональный бухгалтер и независимый налоговый консультант, автор более 70 книг и многочисленных статей по проблемам бухгалтерского учёта и налогообложения, к. э. н.

В РФ на постоянной основе применяется ряд пониженных тарифов страховых взносов для различных категорий плательщиков. В их числе – тариф для тех, кто признается субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – тариф).

В части выплат в пользу физического лица по итогам каждого календарного месяца в пределах МРОТ применяется общеустановленный тариф, а с суммы превышения над МРОТ начисляется:

  1. на обязательное пенсионное страхование:
    • в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 10 %;
    • свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 10 %;
  2. на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 0 %;
  3. на обязательное медицинское страхование – 5 %.

Эти, ставшие уже привычными, нормы находим в пп. 17 п. 1, п. 2.1 ст. 427 НК РФ.

Если отношения с физическим лицом регулируются не трудовым договором, а гражданско-правовым договором, предметом которого является оказание услуг, выполнение работ, или авторским договором, это не преграда к применению тарифа в отношении выплат исполнителю, автору (Письмо ФНС России от 03.11.2021 № БС-4-11/15533@).

За два с лишним года существования тарифа плательщики взносов сталкивались с некоторыми особенностями его применения, в особенности получатели «антиковидных» субсидий, но нам есть о чем рассказать.

Сдавайте онлайн-отчётность в ФНС и другие госорганы через удобные сервисы «Такском»

На выбор мы предлагаем три решения:

Повышение МРОТ посреди года

По поручению Президента России с 1 июня 2022 г. размер МРОТ увеличен на 10 %, за счет чего его величина теперь составляет 15 279 руб.

Значит ли это, что страховые взносы для пользователей тарифа возрастут, ведь с заработной платы в пределах МРОТ их надо начислять по общему, а не по пониженному тарифу?

Ответ имеется непосредственно в НК РФ: роста отчислений не происходит, поскольку МРОТ для целей применения тарифа нужно брать установленный федеральным законом на начало расчетного периода (пп. 17 п. 1 ст. 427 НК РФ).

Расчетным периодом по страховым взносам является год, как гласит ст. 423 НК РФ, а значит для целей исчисления страховых взносов МРОТ до конца 2022 г. так и будет приниматься равным величине 13 890 руб., как на начало 2022 г.

То есть даже если вознаграждение работника в организации, относящейся к числу субъектов МСП, равно МРОТ, саму оплату с 1 июня 2022 г. необходимо было повысить, но появляется компонента заработной платы, в отношении которой применяется пониженный тариф.

Утрата статуса субъекта МСП

Тариф предусмотрен НК РФ только для субъектов малого и среднего предпринимательства, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ.

Согласно этому закону к субъектам МСП относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 Федерального закона № 209-ФЗ, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов МСП.

Реестр ведет ФНС России на основе имеющихся у нее сведений и от самой организации (ИП) не требуется обращаться с заявлением о включении в реестр. Тем не менее, на сайте ФНС России существует сервис, позволяющий обратиться в Службу, если информации о предприятии (ИП) нет в реестре или она некорректна. В любой момент также можно проверить сведения о себе или ином лице на портале Единого реестра субъектов МСП.

Данные в реестре обновляются ежемесячно. А исключение действующих организаций и ИП из него производится раз в год – 10 июля – в случае, если такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (в составе Расчета по страховым взносам) и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не соответствуют критериям признания субъектами МСП, установленным ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ (ст. 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ).

С утратой места в реестре утрачивается и право на применение пониженного тарифа. Как видим, большое значение имеют не только характеристики плательщика взносов (состав участников организации, среднесписочная численность работников, величина дохода), позволяющие ему числиться в реестре, но и дисциплина налогоплательщика при сдаче налоговой отчетности.

Запомним: организация или ИП могут применять тариф с 1-го числа месяца, в котором сведения о плательщике страховых взносов внесены в единый реестр субъектов МСП и до 1-го числа месяца, в котором организация или ИП исключены из реестра (Письмо Минфина России от 20.01.2022 № 03-15-05/2932).

Добровольно или принудительно?

Тариф, который мы обсуждаем, позволяет сэкономить на уплате страховых взносов, но по ряду причин плательщик может быть не заинтересован в его применении.

Можно ли отказаться от применения пониженного тарифа и предпочесть общий? Казалось бы, ответ очевиден: применение льгот всегда было и остается добровольным. Однако не все так просто.

П. 1 ст. 56 НК РФ установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. При этом налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы по налогу либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 2 ст. 56 НК РФ). Но проблема в том, что страховые взносы – это не налог и не сбор. Это особый отдельный вид платежей на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемых с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования (п. 3 ст. 8 НК РФ) и согласно п. 3 ст. 1 НК РФ действие Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию страховых взносов только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено НК РФ.

Но в ст. 56 НК РФ именно страховые взносы-то и не упоминаются, а речь идет только о налогах и сборах.

Кроме того, как следует из положений ст. 17 и 18.2 НК РФ, Кодекс разделяет понятия «налоговая ставка» и «тариф страховых взносов». Они подразумевают различные самостоятельные элементы обложения и их нельзя считать аналогами или синонимами.

Выходит, что правило о льготах, от использования которых можно отказаться, неприменимо к страховым взносам. Да и в самой ст. 427 НК РФ, где речь идет о пониженных тарифах, нигде не упоминается о праве плательщика такой-то категории на их применение: во всех случаях соответствующий тариф просто вменен НК РФ.

Таким образом, НК РФ не предоставлено плательщику страховых взносов право отказаться от установленных НК РФ тарифов страховых взносов либо изменить их размер, в том числе отказаться от пониженного тарифа страховых взносов, установленного в соответствии с НК РФ. На этом фоне Минфин России не раз делал вывод о том, что применение пониженных тарифов страховых взносов является обязанностью, а не правом плательщика страховых взносов (см., например, Письма от 17.05.2018 № 03-03-06/1/33239, от 26.02.2019 № 03-03-06/1/12431, от 03.06.2021 № 03-15-05/43471). Этот вывод универсален в отношении всех пониженных тарифов, а не только рассматриваемого нами в настоящей статье.

Игнорирование данного правила приведет к конфликту с налоговым органом при проверке по налогу на прибыль или УСН – налогоплательщику будет инкриминировано завышение расходов (а в случае применения УСН с объектом «доходы» – неправомерное занижение суммы налога к уплате).

Сумма излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не улучшит пенсионных перспектив работника – она подлежит возврату плательщику страховых взносов (за исключением случая, когда она была учтена в индивидуальной части тарифа страховых взносов на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которому на момент обращения плательщика взносов с заявлением о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов назначена страховая пенсия) (п. 6.1 ст. 78 НК РФ).

Получить консультацию
Просьба заполнить имя, чтобы консультант знал как к вам обращаться
Заполните поле телефон, чтобы консультант вам перезвонил
Нажимая на кнопку, я выражаю свое согласие с обработкой персональных данных ООО «Такском»
Отправить
Запинить
Поделиться

Свои замечания и предложения отправляйте на brand@taxcom.ru

Специальные предложения
Для группы компаний
Подключайте больше — платите меньше! Существенные скидки при подключении двух и более организаций
Статьи по теме

Еще статьи

Мы всегда готовы вам помочь

Оставьте свой номер, если возникли вопросы. Мы перезвоним и поможем со всем разобраться

Просьба заполнить имя, чтобы консультант знал как к вам обращаться
Заполните поле телефон, чтобы консультант вам перезвонил