Марина Климова — налоговый консультант, преподаватель ИПБ России, Палаты налоговых консультантов. Опыт консультирования более 20 лет. Автор более 70 книг и более 200 публикаций по проблемам налогообложения, бухучета и трудового права, включенных в различные правовые базы. к.э.н.
С 1 сентября 2025 года ФНС России ввела ряд новых реквизитов кассового чека, часть из которых стала обязательной.
Так, при осуществлении расчёта в безналичном порядке в сети «Интернет» в чеке должен присутствовать тег 1125 «Признак расчёта в «Интернет», принимающий значение «1». Под расчётами такого рода п. 5 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчётов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ) подразумевает безналичные расчёты, исключающие возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или его представителем либо автоматическим устройством для расчётов. Расчёты проводятся с применением устройств, подключённых к сети «Интернет», обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия с покупателем. Пользователь при этом обязан обеспечить передачу покупателю кассового чека или БСО в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем до совершения расчётов, а на бумажном носителе фискальный документ может не печататься (см. также письмо ФНС России от 08.09.2025 № АБ-4-20/8172@).
Те, кто продаёт товары, подлежащие обязательной маркировке, с начала осени 2025 г. обязаны включать в уведомление о реализации маркированного товара тег 1011 – «Часовая зона» и тег 2040 – «Номер ФД кассового чека (чека коррекции)» для идентификации связанного с данным уведомлением кассового чека. Эти изменения направлены на повышение прозрачности расчётов и учёта маркированных товаров.
При формировании электронного чека обязательными с 1 сентября 2025 г. стали реквизиты:
Раньше их применение было факультативным. Заботясь о гарантиях получения покупателем электронного чека, ФНС России дала задание (письмо ФНС России от 21.10.2025 № АБ-4-20/9410@) изготовителям ККТ исключить возможность для пользователя одновременно отключать печатающий механизм онлайн-кассы и не заполнять названные реквизиты.
Повысились требования и к удобочитаемости кассовых чеков и БСО (п. 17(1) – 17(3) в приложении № 2 к приказу ФНС России от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@). Минимально допустимый размер шрифта в отпечатанном кассовом чеке (БСО) – 2 мм, интервал между строками символов должен составлять не менее 0,5 мм, контрастность печати символов – не менее 40 %. QR-код в таком фискальном документе должен иметь размер не менее 20x20 мм, контрастность печати элементов не менее 40 %. QR-код, отображаемый на дисплее компьютерного устройства пользователя, должен иметь размер не менее 20x20 мм и контрастность 250:1, время экспонирования – не менее 40 секунд.
Никакого переходного периода для адаптации к применению новых правил ФНС России решила бизнесу не давать и потребовала неукоснительного соблюдения новых положений приказа ФНС России от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@ прямо с 1 сентября 2025 г. (письмо ФНС России от 27.08.2025 № АБ-4-20/7882@).
ФНС России обратила внимание пользователей на то, что вопрос кассира, обращённый к покупателю: «Нужен ли Вам кассовый чек?», заведомо некорректен (см. письмо от 21.10.2025 № АБ-4-20/9410@). Пользователь обязан сформировать чек и выдать его покупателю, а тот сам решит, забирать его или оставить на прилавке. Комментируя подобные нарушения, ФНС России поясняет, что, если этот вопрос сопровождается формированием чека, то продавец может быть оштрафован либо за невыдачу чека покупателю (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ), либо за применение ККТ с нарушением действующего порядка (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ). Если же чек даже не выпущен, тогда удел нарушителя – санкция, предусмотренная ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение ККТ при осуществлении расчётов.
Добавим, что в сфере применения онлайн-касс нарушения, допущенные кассиром, расцениваются как нарушения пользователя – компании или ИП (п. 2.3 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ, определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 № 244-О, постановление Президиума ВАС РФ от 03.08.2004 № 5940/04 по делу № А12-18022/03-С19, постановление Президиума ВАС РФ от 03.08.2004 № 4554/04 по делу № А41-К2-21668/03). Сам кассир вообще не может быть привлечён к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ как должностное лицо. Диспозиции этой статьи касаются исключительно директора и иных работников, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции (т.е. руководящего состава), а также ИП (п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18, п. 4, п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19).
Изменение правил применения ККТ с 01.03.2025 затронули несколько сфер деятельности, но более всего – общепит. Пользователям теперь необходимо применить контрольно-кассовую технику и сформировать кассовый чек на бумажном носителе после получения согласия клиента совершить расчёт, но строго до передачи денежных средств. Если первый чек сформировали с признаком способа расчёта «передача в кредит», то при оплате формируется ещё один чек – уже не обязательно бумажный. Уклонение пользователя от формирования и выдачи гостю дооплатного чека налоговая служба квалифицирует как неприменение ККТ, достойное привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (письмо ФНС России от 04.07.2025 № АБ-4-20/6387@).
Обратимся к недавнему постановлению 4-го КСОЮ от 05.09.2025 № 16-4133/2025 (УИД 91RS0019-01-2024-004750-58). Суд разбирал спор пользователя ККТ с налоговым органом при следующих обстоятельствах. Организация пользовалась для формирования чеков онлайн-кассой, которая была снята с регистрационного учёта инспекцией в одностороннем порядке в связи с истечением срока действия ключа фискального признака ФН. В составе этой ККТ были установлены фискальные накопители, не зарегистрированные в налоговом органе. В таком режиме организация работала 5 месяцев. Проверяющие квалифицировали деяние как неприменение ККТ и оштрафовали компанию на основании ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Пользователь считал, что его действия неверно квалифицированы и должны быть отнесены к ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ (применение ККТ с нарушением установленного порядка). Это нарушение предусматривает гораздо меньшую санкцию. Суд поддержал контролёров, напомнив, что согласно ст. 1.1 Федерального закона № 54-ФЗ под применением контрольно-кассовой техники понимается совокупность действий организации или ИП с использованием онлайн-кассы, включённой в реестр и зарегистрированной в установленном порядке. Ещё в 2003 г. Пленум ВАС РФ разъяснил, что использование ККТ, не зарегистрированной в налоговом органе, следует считать неприменением (п. 1 постановления от 31.07.2003 № 16). Несмотря на кардинальную реформу и переход на онлайн-кассы, эта позиция осталась актуальной.
Добавим, что с 01.03.2025 новая редакция ст. 1.1 Федерального закона № 54-ФЗ дополнительно оговаривает, что применением ККТ следует считать не просто работу на зарегистрированной кассе, но только на аппарате, используемом по адресу и месту его регистрации. Если агрегат расположен по иному адресу, это также рассматривается как состав нарушения, предусмотренного именно ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Неприменение ККТ оборачивается для ИП штрафом от ¼ до ½ размера суммы расчёта (минимум – 10 000 руб.); для организации – от ¾ до одного размера суммы расчёта, осуществлённого без применения ККТ, но не менее 30 000 руб.
Интерес представляют ещё два недавно вынесенных судебных решения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа (постановление от 15.08.2025 № Ф08-3616/2025 по делу № А53-36955/2024) рассмотрел дело ИП, имеющего продуктовые магазины и за проверяемый год вообще ни разу не применившего ККТ при безналичных расчётах с покупателями. При этом по эквайрингу у него за это время прошло более 11 млн. руб. Выручка от физических лиц поступала на расчётный счёт, но ИП не догадывался, что её необходимо обеспечивать фискальными чеками. Налоговый орган назначил административный штраф в размере, превышающем 2 млн. руб. (20 % от суммы расчёта за год). Несмотря на солидность суммы, это ниже нижнего предела санкции по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (1/4, т.е. 25 % от суммы расчёта).
Суд поддержал вывод налогового органа о наличии в действиях предпринимателя события и объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, однако счёл размер штрафа завышенным. Он принял во внимание, что предприниматель является микропредприятием, что он признал вину и устранил правонарушение, что он имеет двух несовершеннолетних детей, а его супруга находится в отпуске по уходу за вторым ребенком; 11 млн. составляет оборот, но чистая прибыль много меньше и её недостаточно для уплаты штрафа. Усмотрев эти смягчающие обстоятельства суд снизил штраф до 10 тыс. руб. – до минимально возможного наказания.
В другом случае ООО продало чашку кофе за 199 руб., не выдав покупателю чек. Штраф за неприменение ККТ составил минимум для организаций, предусмотренный ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, – 30 000 рублей. Однако суд, куда обратился пользователь ККТ за защитой нарушенного права, указал, что проверяющие не учли нормы ч. 2 и 3 ст. 4.1.2 КоАП РФ, смягчающие наказание.
ООО является субъектом малого предпринимательства, значит, наказание должно быть назначено в размере от половины минимальной величины до половины максимальной величины административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ для юридического лица, но не менее минимального размера штрафа, предусмотренного этой частью статьи для должностного лица (10 000 руб.). Суд остановился на 15 000 руб., принимая во внимание также тот факт, что органом контроля не установлены отягчающие обстоятельства.
Решение можно было бы считать победой пользователя онлайн-кассы, если бы чашка кофе не обошлась ему в 15 000 руб.
Те, кто ККТ применяет, но с нарушениями, привлекаются к административной ответственности согласно ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ. Если не удастся отделаться предупреждением, то должностное лицо (или ИП) ждёт штраф в размере от 1 500 до 3 000 руб., юридическое лицо – штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб. Предположим, что в ходе проверки инспекторы обнаружили множество нарушений, предусмотренных именно этой частью статьи КоАП РФ (например, в целом ряде чеков отсутствуют или искажены необходимые реквизиты, нарушены сроки регистрации и перерегистрации онлайн-кассы). Такой штраф будет налагаться за каждое из них? Ответ на этот вопрос находим в п. 5 ст. 4.4 КоАП РФ: если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же частью статьи КоАП РФ, то виновнику назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения. Следовательно, общая сумма наказания составит для ИП до 3 000 руб., а для организации – до 10 000 руб.
То же правило применимо к санкциям, установленным другими частями ст. 14.5 КоАП РФ, но, к сожалению, если штраф рассчитывается от оборота, то такого эффекта экономии уже не будет. Например, в случае, если в ходе одной проверки будет выявлено, что организация не применила ККТ при осуществлении 3 расчётов: на сумму 10 000 руб., на сумму 90 000 руб. и на сумму 18 000 руб., то она будет привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ и общая сумма ущерба составит 118 000 руб. От этой величины и будет определяться размер административного штрафа (см. письмо ФНС России от 09.09.2022 № АБ-4-20/11978@).
За впервые совершённое административное правонарушение штраф подлежит замене на предупреждение (ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ), но только при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ).
Налоговые органы и суды придерживаются мнения, что неприменение ККТ (нарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ) в некоторых конкретных случаях может приводить к сокрытию дохода и создавать угрозу неуплаты налогов в полном объёме в бюджетную систему РФ, то есть угрозу причинения вреда экономической безопасности государства. Такая квалификация исключит замену штрафа предупреждением даже за первое нарушение (п. 1 письма ФНС России от 20.09.2022 № АБ-4-20/12526@, п. 2 Обзора судебной практики по спорам, связанным с применением законодательства об административных правонарушениях (утв. Президиумом Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.05.2024))
Остаётся возможность уплатить штраф со скидкой 50 %, если сделать это не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа (ч. 1.3-3 ст. 32.2 КоАП РФ, п. 5 письма ФНС России от 20.09.2022 № АБ-4-20/12526@).
С 13.09.2025 действует обновлённая процедура контроля, установленная положением о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ, в том числе за полнотой учёта выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Правительства РФ от 28.02.2022 № 272 (ред. от 05.09.2025) (далее – Положение).
В числе новинок:
Таким образом, проверяющие стали более мобильными и получили больше свободы при взаимодействии с пользователями ККТ.
и получайте новости первыми!