Самостоятельное регулирование налоговых рисков

Автор
Ольга Бондаренко
аттестованный аудитор и консультант по налогам и сборам, член научно-экспертного и учебно-методического советов Палаты налоговых консультантов России, бизнес-тренер МВА, к. ю. н., доцент
751 просмотр
20.09.2021 13:04

О пристальном внимании контролирующих органов к оценке каждого налогоплательщика на предмет его добросовестности знают уже все. Сегодня не нужно даже пояснять тот факт, что недобросовестные действия контрагента могут привести к серьезным финансовым последствиям по любой сделке, как минимум, к потере расходов и отказе в вычете НДС (см. ст. 54.1 НК РФ, письмо ФНС России от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@). 

Добросовестным налогоплательщикам ФНС России предоставила достаточно действенный инструмент для саморегулирования налоговых рисков, которым, к сожалению, пользуются пока не многие. Но, для именно добросовестного налогоплательщика – это, действительно, спасение в столь сложной экономической ситуации с учетом недобросовестности ряда контрагентов. В настоящее время контрагенты, особенно представители крупного бизнеса, а так же при заключении государственных контрактов, инициируют применения этого инструмента. 

О том, что нужно сделать, чтобы свести к минимуму риски и потери от работы с недобросовестными контрагентами, читайте далее. 

Необходимо представить в налоговые органы по месту своего учета согласие на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, а также запрос об информировании о «разрывах» по налогу на добавленную стоимость по цепочке поставщиков. 

Сведения о налогоплательщике, составляющие налоговую тайну, могут стать общедоступными только с согласия их обладателя (п. п. 1 п. 1 ст. 102 НК РФ). Причем, согласие представляется по выбору налогоплательщика, как в отношении всех сведений или только их части. Можно указать и период, на который дается согласие. Данные подаются по форме, формату и в порядке, утвержденном ФНС России (Приказ ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@). 

В заявлении нужно указать коды — по ним налоговая определит, какие сведения вы решили открыть и сделать общедоступными. В нашем случае, будут интересовать коды «1100» и «1400». 

Предоставление согласия по коду «1100» делает доступными все сведения, содержащиеся в налоговых декларациях (расчетах), представляемых по окончании каждого налогового (отчетного) периода. 

Код «1400» означает, что налогоплательщик соглашается с общедоступностью иных сведений, относящихся в соответствии со ст. 102 НК РФ к налоговой тайне, для которых не утвержден отдельный код. 

Согласия, данные налогоплательщиками с кодами «1100» и «1400», с указанием в поле «1400» последовательности букв и символов «TG о наличии (урегулировании/не урегулировании) несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ/услуг) для принятия к вычету сумм НДС», используются территориальными налоговыми органами для того, чтобы информировать налогоплательщика по его запросу о факте наличия (урегулирования или не урегулирования) несформированного источника в отношении вычетов по НДС, принятых от непосредственного поставщика такого налогоплательщика и отраженных им в декларации по налогу на добавленную стоимость. 

Причем, указание кода согласия «1100»-«Сведения из налоговых деклараций (расчетов)» – необходимо исключительно для использования деклараций по НДС как источника информации о фактах наличия несформированных источников и не подразумевает раскрытия третьим лицам каких-либо сведений из налоговых деклараций, кроме факта, сообщаемого только покупателю о том, что его непосредственный поставщик, операции с которым отражены в декларации по НДС покупателя, имеет (урегулировал или не урегулировал) несформированный источник по цепочке его поставщиков товаров (работ, услуг) для принятия к вычету сумм НДС. 

Код согласия «1400»-«Иное» служит механизмом для корректной автоматизированной обработки принятых согласий и идентификации кейса согласий, а именно: кейса по информированию налогоплательщика о факте наличия (урегулирования или не урегулирования) несформированных источников для принятия к вычету сумм НДС. 

Важно, что переданные налогоплательщиками согласия не предполагают раскрытия третьим лицам хозяйственных связей между этими налогоплательщиками, любых данных из налоговых деклараций и иной информации, содержащей сведения коммерческой и (или) налоговой тайны за пределами сведений о факте наличия (урегулирования или не урегулирования) несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ, услуг) для принятия к вычету сумм НДС. А вас и непосредственно вашего контрагента будут предупреждать о существующих разрывах по вашей сделке. И у вас будет время предпринять какие-либо действия на устранение этих разрывов. 

В своем письме от 12 декабря 2019 г. № ЕД-4-2/25672@ ФНС РФ достаточно подробно рассказала о пределах раскрытия территориальными налоговыми органами информации на основании данных налогоплательщиками согласий на признание сведений, составляющих налоговую тайну общедоступными, с кодом «1100», «1400». 

Обратите внимание и на то, что налоговым законодательством не предусмотрен отзыв согласия. И, если случайно указать не тот код, который вы хотели бы, налоговая откроет не ту информацию, которую сделать общедоступной вы планировали. А то, что уже стало открытым, остается открытым навсегда. 

Так же, важно в договор с контрагентами включить заверения об обстоятельствах, которые позволят возместить потери. В силу статьи 431.2 ГК РФ, сторона, которая при заключении договора либо до или после его заключения дала другой стороне недостоверные заверения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения договора, его исполнения или прекращения, обязана возместить другой стороне по ее требованию убытки, причиненные недостоверностью таких заверений, или уплатить предусмотренную договором неустойку. Конечно, предполагается, что сторона, предоставившая недостоверные заверения, знала, что другая сторона будет полагаться на такие заверения. 

Так, например, в случае заключения договора поставки, вы как поставщик берете на себя обязательство возместить имущественные потери покупателю (и/или третьего лица), в том числе потери, вызванные предъявлением требований органами государственной власти к покупателю или к третьему лицу. Аналогичный пункт логично включить в договор и с вашим поставщиком. 

Как только у вашего покупателя появляются претензии налогового органа «о разрывах в цепочке поставщиков», покупатель доплачивает в бюджет спорные суммы и выставляет вам претензию в соответствии с условиями договора. И так доходят до «самого слабого звена», которое и становится крайним в цепочке поставщиков. 

На основании выше изложенного, рекомендуем еще раз проанализировать существующий механизм самостоятельного регулирования налоговых рисков и взять его на вооружение. А в ряде существенных для вас сделок инициировать применение этого алгоритма самим, не дожидаясь проявления инициативы со стороны контрагентов. 

«Такском» — один из крупнейших разработчиков сервисов для бизнеса в России. Компания является первым оператором электронной отчетности и основоположником обмена электронными документами в стране.

20 лет «Такском» помогает организациям наладить взаимодействие с государством и контрагентами, а также упростить и ускорить внутренние бизнес-процессы:

— удаленная сдача отчетности в госорганы, в том числе решения 1С;

— оформление и получение электронных подписей;

— подключение и обслуживание онлайн-касс, а также услуги ОФД;

— надежный, выгодный и удобный переход на электронный документооборот;

— решения для маркировки и прослеживаемости товаров;

проверка контрагентов.

Отправить
Запинить
Поделиться

Свои замечания и предложения отправляйте на kalabuhovapa@taxcom.ru