Ваш регион Москва?
Офисы
Выберите регион обслуживания
А
Б
В
Д
Е
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Х
Ч
Я
Регион не найден

Самые «горячие» летние налоговые нововведения: дайджест для бухгалтера

40 просмотров
16.09.2025 11:55
Рейтинг: 4.3

Марина Климова — профессиональный бухгалтер и независимый налоговый консультант, автор более 70 книг и многочисленных статей по проблемам бухгалтерского учёта и налогообложения, к. э. н.

Введение внесудебного порядка взыскания налоговых долгов с граждан

Российское налоговое законодательство предусматривает внесудебное взыскание задолженности по налогам с организаций и ИП. Чтобы взыскать налоговый долг за счёт имущества гражданина, не являющегося ИП, всегда требовалось решение суда. Однако летом был принят Федеральный закон от 31.07.2025 № 287-ФЗ, полностью меняющий привычную картину.

Начиная с 1 ноября 2025 года в случае неисполнения физическим лицом, не являющимся ИП или утратившим статус ИП, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов налоговый орган самостоятельно обращает взыскание на его имущество. Соблюдать судебную процедуру больше не требуется (п. 1 ст. 48 НК РФ в ред. Федерального закона № 287-ФЗ). Этот новый механизм будет работать вне зависимости от того, при каких обстоятельствах и по какому налогу образовалась задолженность у физического лица (в его бытность ИП, самозанятым, по имущественным налогам, по задекларированному им НДФЛ и т.д.) с учётом переходных положений, определённых ст. 3 Федерального закона № 287-ФЗ.

Взыскание задолженности с гражданина в судебном порядке будет производиться только в следующих случаях (пп. 2 п. 3 ст. 45, п. 2, п. 8 ст. 48, п. 5.2 ст. 138 НК РФ в ред., действующей с 01.11.2025):

  • обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации совершенной физическим лицом сделки или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика;
  • решение о взыскании задолженности принято после истечения 6 мес. с даты окончания срока исполнения требования об уплате задолженности;
  • гражданин подал жалобу на решение о взыскании, на отказ в перерасчёте налога, указанного в уведомлении и т.п.

В остальном инспекция сначала направит должнику через личный кабинет налогоплательщика или его личный кабинет на портале «Госуслуги» решение о взыскании задолженности и, если налогоплательщик её добровольно не погасит, разместит информацию о задолженности в реестре решений о взыскании. В нём отражаются сведения об отрицательном сальдо ЕНС налогоплательщика. Запись в этом реестре является поручением налогового органа кредитной организации произвести списание со счетов налогоплательщика. Если необходимой суммы в наличии нет, операции по счетам физического лица будут приостановлены (п. 4 ст. 48 НК РФ в ред., действующей с 01.11.2025).

Закон (пп. 2 п. 4 ст. 48 НК РФ в ред., действующей с 01.11.2025) оставляет гражданину право обратиться в банк с заявлением о сохранении части заработной платы и иных доходов ежемесячно для погашения других взысканий по исполнительным документам. Очерёдность списания денежных средств со счёта по различным требованиям установлена ст. 855 ГК РФ и ст. 111 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Некоторые виды доходов гражданина полностью защищены от взыскания, в отношении ряда других установлены лимиты удержаний. При взыскании налоговых долгов с граждан будут применяться правила ст. 99 и 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (п. 4 ст. 48 НК РФ в ред., действующей с 01.11.2025).

Например, с гражданина может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов, а вместе с алиментами на несовершеннолетних детей – не более 70%. Ограничение работает в отношении средств на том банковском счёте должника, куда его работодатель перечисляет заработную плату, но лишь в части последнего периодического платежа (п. 2–4 ст. 99 Федерального закона № 229-ФЗ). Например, гражданину зачислена на счёт заработная плата за первую половину февраля. При наличии информации о налоговой задолженности в реестре решений о взыскании до половины этой суммы может быть удержано банком в счёт погашения налогового долга. Если гражданин не израсходовал или не снял остаток зарплаты за первую половину февраля до момента зачисления зарплаты за вторую половину февраля, банк должен этот остаток забрать в счёт исполнения налоговой обязанности гражданина, а из суммы нового поступления – до половины.

Среди выплаты, за счёт которых взыскание не производится вовсе, есть и отдельные выплаты, источником которых может выступать работодатель, в частности:

а) компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ о труде:

  • в связи со служебной командировкой, с переводом на работу в другую местность;
  • в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику и используемого в интересах работодателя;
  • денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;

б) суммы единовременной материальной помощи:

  • в связи со стихийным бедствием или другими ЧС;
  • в связи с террористическим актом;
  • в связи со смертью члена семьи;

в) суммы полной или частичной компенсации стоимости путёвок в российские санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей.

Полный перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание, содержится в ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Удобная онлайн-отчётность

Сдавайте отчётность во все госорганы через удобный web-сервис «Онлайн-Спринтер»

Подключиться

Что следует сделать бухгалтеру прямо сейчас?

Сама организация (ИП) – источник выплаты в удержании налоговой задолженности непосредственного участия не принимает, но при перечислении заработной платы и других сумм работнику бухгалтер должен в платёжном поручении (зарплатном реестре) с особой тщательностью верно кодировать назначение платежа, в противном случае государство либо не взыщет то, что ему причитается, либо возьмёт сверх положенного.

Напомним: кодовые назначения платежа определены в приложении 1 к положению Банка России от 29.06.2021 № 762-П:


Код реквизита «Наименование платежа» Описание
1 перевод денежных средств, являющихся заработной платой и (или) иными доходами, в отношении которых ст. 99 Федерального закона № 229-ФЗ установлены ограничения размеров удержания
2 периодические выплаты, на которые п. 1 ст. 101 Федерального закона № 229-ФЗ не разрешает обращать взыскание
3 периодические выплаты, за счёт которых разрешено взыскание только алиментов (п. 2 ст. 101 Федерального закона № 229-ФЗ)
4 единовременные выплаты, на которые п. 1 ст. 101 Федерального закона № 229-ФЗ не разрешает обращать взыскание
5 единовременные выплаты, за счёт которых разрешено взыскание только алиментов (п. 2 ст. 101 Федерального закона № 229-ФЗ)

Отсутствие кода в платёжном документе означает, что ограничения по взысканию не установлены.

Вероятно, также стоит проинформировать работников и прочих физических лиц, получающих от организации (ИП) доходы, о новых правилах взыскания налоговой задолженности с граждан.

Оценка ФНС России организаций и ИП: как вас видит налоговая, будете знать не только вы сами

В 2023 г. ФНС России предложила, а в начале 2025 г. усовершенствовала свои Методики проведения оценки юридического лица и ИП на базе интерактивного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» АИС «Налог-3» (приказ ФНС России от 24.03.2023 № ЕД-7-31/181@ (ред. от 27.01.2025)). В личном кабинете налогоплательщика тогда появился раздел «Как меня видит налоговая», позволяющий самому налогоплательщику получить выписку о своей «нормальности» в глазах фискального органа. Обладатель выписки может самостоятельно поделиться ею с другими лицами, если считает необходимым. Однако сама методика и сервис, в котором она была реализована, не был никак узаконен, следовательно, и статус выписки был неопределённым.

При этом популярность сервиса росла, заинтересованность в результатах оценки стали проявлять контрагенты налогоплательщиков в рамках анализа налоговой благонадёжности имеющихся или потенциальных партнёров, поставщиков. ФНС России и ФАС России в совместном письме от 15.05.2025 № ЕД-17-31/1324 / МШ/45087/25 заявили, что сервисы оценки позволяют получать достоверные и актуальные сведения о финансово-хозяйственной и иной деятельности исполнителей по договорам, заключаемым в рамках закона о закупках, поэтому для подтверждения надёжности поставщика (исполнителя, подрядчика), недопущения финансовых рисков при взаимодействии с ним заказчику рекомендуется закрепить использование сервисов оценки в положениях о закупке и запрашивать у потенциального контрагента выписку в рамках преддоговорной проверки.

Интерес к инструменту стали проявлять органы Федерального казначейства, различные ведомства, региональные власти в целях обеспечения безопасного расходования бюджетных средств, выделяемых, в частности, на исполнение гособоронзаказов, при предоставлении региональных налоговых льгот и т.д.

Такие тенденции привели к принятию этим летом Федерального закона от 23.07.2025 № 254-ФЗ, который ввёл в Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» новую статью 6.3. Она вступает в силу с 01.01.2026 и, во-первых, определяет законные основания для проведения ФНС России соответствующей оценки сведений о финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и ИП, а во-вторых, устанавливает случаи, когда выписку – результат оценки – сможет запросить не сам налогоплательщик, а непосредственно другое заинтересованное лицо.

Оценка имеет целью подтверждение соответствия показателей бухгалтерской отчётности, налоговых деклараций (расчётов) и иных сведений о налогоплательщике, имеющихся у налогового органа, критериям, содержащимся в составе методики, утверждать которую новым законом поручено ФНС России.

Налоговое ведомство подготовило проект нового приказа «Об утверждении методики проведения анализа (оценки) сведений о финансово-хозяйственной деятельности юридического лица (ИП), порядка, форм (форматов) направления запроса о проведении анализа (оценки) сведений о финансово-хозяйственной деятельности юридического лица (ИП) и порядка, форм (форматов) предоставления результатов проведённого анализа (оценки) сведений о финансово-хозяйственной деятельности юридического лица (ИП)» (см. на https://regulation.gov.ru, ID проекта 01/02/08-25/00159270). Будущая методика, которую планируется применять с начала 2026 г., предполагает более углублённую проработку данных о налогоплательщике. Так, организацию будут оценивать в баллах по 55 критериям (в нынешней методике их 36), далеко не ограничиваясь показателями налоговой нагрузки: значение будет иметь и достоверность данных в ЕГРЮЛ, и непричастность к экстремистской деятельности, и показатели финансовой устойчивости, и динамика трудовых ресурсов, и многое другое. Тот же подход заложен применительно к ИП. ФНС России явно претендует на комплексный характер оценки налогоплательщика и на расширение сферы применения её результатов.

Если оцениваемое лицо с результатами анализа (оценки) не согласно, ему даётся право обратиться в налоговый орган с заявлением о корректировке, приложив к нему документальные доказательства, показывающие налогоплательщика в более выгодном свете (ст. 6.3 закона РФ от 21.03.1991 № 943-1, вступает в силу с 01.01.2026, введена Федеральным законом от 23.07.2025 № 254-ФЗ).

Никаких прямых негативных налоговых последствий низкий рейтинг в выписке не влечёт: доначисление налогов (страховых взносов, сборов), наложение штрафных санкций по-прежнему возможно только по результатам осуществления мероприятий налогового контроля. Переход к новой методике вряд ли изменит подход налоговых органов к отбору кандидатов на выездную налоговую проверку. Выписка всё же формируется для внешнего пользователя, сами же показатели и без того есть в АИС «Налог-3», налоговая служба с ними давно и активно работает.

С 1 января 2026 года ФНС России будет проводить анализ (оценку) сведений о финансово-хозяйственной деятельности организации (ИП) не только по запросу самого налогоплательщика, но – как закрепили в законе – и по запросу иного лица (в случаях, предусмотренных федеральными законами). Подходящие случаи, полагаем, не замедлят появиться в соответствующих федеральных законах.

ФНС России оповестит налогоплательщика о том, что третье лицо запросило выписку о нём и предоставит возможность оспорить её показатели до передачи документа инициатору запроса. Аргументы будут приниматься только документально подкреплённые и только в течение пяти рабочих дней со дня предоставления налогоплательщику выписки для ознакомления (ст. 6.3 закона РФ от 21.03.1991 № 943-1, вступает в силу с 01.01.2026, введена Федеральным законом от 23.07.2025 № 254-ФЗ).

Электронная отчётность через «Такском»

6-НДФЛ, НДС, РСВ и другие отчёты в удобном онлайн-сервисе

Получить консультацию

Что следует сделать бухгалтеру прямо сейчас?

Стоит заказать выписку в Личном кабинете налогоплательщика, проанализировать её данные и, возможно, поработать над своим налоговым имиджем.

Можно также ознакомиться с названным выше проектом приказа ФНС России, оценить, как скажется включение в оценку с 2026 году новых показателей на репутации организации или ИП.

Вероятнее всего, сервисы оценки станут много популярнее в новом году, учитывая летние изменения в законодательстве. Те заинтересованные лица, которые не смогут обратиться за выпиской напрямую в ФНС России, станут более активно запрашивать её у самого налогоплательщика – кому из контрагентов не захочется в случае чего сослаться на то, что в преддоговорной период он оценил потенциального исполнителя (поставщика) по мерке налоговых органов.

ЮНДФЛ – последствия разоблачения фиктивной самозанятости

8 августа 2025 года – дата, когда окончательно определился подход арбитражных судов к доначислению НДФЛ в случаях переквалификации отношений организаций или ИП с самозанятыми в трудовые отношения.

Типичная налоговая схема выглядит так: вместо того, чтобы оформить с гражданами трудовые договоры, отражающие реальные взаимоотношения с ними, их нанимают как самозанятых. С дохода таких исполнителей уплачивается только НПД, но не НДФЛ, не страховые взносы; никаких трудовых гарантий и компенсаций исполнители также не получают. Такой подход обеспечивает нанимателю очень ощутимую налоговую (и не только) экономию. Излишне говорить, что она незаконна.

Разоблачение схемы приводит к доначислению страховых взносов в полном объёме с соответствующими пенями и штрафом, а вот с НДФЛ вышла заминка.

С одной стороны, п. 10 ст. 226 НК РФ прямо предусматривает, что в случае выявления по результатам проведённой налоговой проверки факта неправомерного неудержания налоговым агентом сумм НДФЛ налог подлежит доначислению именно ему, а не налогоплательщику. С другой – самозанятые уплатили НПД со своего дохода. Ставка этого налога в случае оказания услуг, производства работ для заказчика – организации или ИП составляет 6%. Камнем преткновения стал вопрос, в каком размере разоблачённому работодателю – налоговому агенту должен быть начислен НДФЛ, – с зачётом НПД или без?

Суды зачастую поддерживали налогового агента в том, что доначисление должно быть именно на сумму разницы между НДФЛ и НПД, ведь «самозанятый» налог в бюджетную систему попал. Соответственно и величину штрафа, предусмотренного ст. 123 НК РФ за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налога, определяли от суммы этой же разницы. ВС РФ приходилось не раз наставлять суды на путь истинный и, наконец, ради формирования единообразной судебной практики по этому вопросу своё слово сказала Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ (Определение СКЭС ВС РФ от 08.08.2025 № 310-ЭС24-24050 по делу № А83-21915/2023):

  • при неправомерном неудержании НДФЛ налог доначисляется налоговому агенту, а не налогоплательщику; налоговый агент должен уплатить налог за счёт собственных средств;
  • суммы НПД были уплачены самозанятыми и после выявления нелегальной занятости и переквалификации договора в трудовой они подлежат возмещению этим налогоплательщикам как их налоговая переплата. Излишне уплаченный налог на профессиональный доход формирует положительное сальдо ЕНС физического лица, которое может быть использовано по его усмотрению;
  • сумма НПД не может быть произвольно зачтена в счёт уплаты НДФЛ налоговым агентом без добровольного решения самозанятого распорядиться данной суммой в счёт исполнения соответствующих обязательств налогового агента. В отсутствие такого волеизъявления самозанятого налоговому агенту предлагается уплатить всю сумму НДФЛ, исходя из установленной НК РФ налоговой ставки (13% или более) за свой счёт;
  • штраф устанавливается налоговому агенту не за неуплату налога, повлекшую причинение ущерба бюджету, а за неисполнение обязанности налогового агента. Неправомерное неудержание и неперечисление в установленный срок сумм НДФЛ наказывается штрафом в размере 20% от суммы налога, подлежавшей удержанию и перечислению. Факт поступления в бюджетную систему сумм НПД при исчислении штрафа налоговому агенту роли не играет.

Аналогичные выводы ФНС России приводила в п. 8 письма от 24.06.2025 № БВ-4-7/6081@. С учётом определения Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 08.08.2025 № 310-ЭС24-24050 по делу № А83-21915/2023 можно быть уверенными, что как инспекция, так и суды выступят в рассматриваемой ситуации единым фронтом.

Что следует сделать бухгалтеру прямо сейчас?

Зная о случаях злоупотребления самозанятостью, необходимо поставить руководство бизнеса в известность о сопутствующих таким налоговым схемам рисках. Позиция ВС РФ позволяет верно оценить потери от разоблачения недобросовестного поведения нанимателя и, возможно, предотвратить развитие ситуации по наихудшему сценарию.

Если работодатель откажется от злоупотреблений и признаёт отношения трудовыми до выявления нарушений налоговой проверкой, НДФЛ подлежит доудержанию налоговым агентом с работника в общем порядке, определённом п. 4 и 5 ст. 226 НК РФ.

 
Подключите удобную электронную отчётность

Сервисы для онлайн-отчётности с техподдержкой 24/7 и полезными сервисами для бухгалтера

Получить консультацию
Оценить
Поделиться
Поделиться
Статьи по теме
Подпишитесь на рассылку
Получайте полезные статьи и актуальные новости прямо на почту
Отправляя заявку в ООО «Такском», я принимаю условия политики обработки персональных данных
Согласие на обработку персональных данных

Совершая действия по отправке заявки в ООО «Такском», я даю свое согласие на получение от ООО «Такском» информационных и рекламных сообщений на указанный выше мой абонентский номер и/или адрес моей электронной почты, а также выражаю свое согласие с обработкой моих персональных данных (ФИО, абонентский номер, адрес электронной почты) ООО «Такском» включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение в целях оказания мне консультации по выбору тарифа и информировании меня об услугах и продуктах ООО «Такском». Я извещен о возможности отзыва мной настоящего согласия путем обращения в ООО «Такском» и подачи заявления об отзыве согласия по утвержденной форме. Настоящее согласие действует с момента отправки мной заявления в ООО «Такском» до момента подачи мной заявления об отзыве этого согласия.

Выберите регион обслуживания
А
Б
В
Д
Е
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Х
Ч
Я
Регион не найден
Выберите регион обслуживания
А
Б
В
Д
Е
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Х
Ч
Я
Регион не найден
Мы всегда готовы вам помочь
Оставьте свой номер, если возникли вопросы. Мы перезвоним и поможем со всем разобраться
Отправляя заявку в ООО «Такском», я принимаю условия политики обработки персональных данных
Мы всегда готовы вам помочь
Оставьте свой номер, если возникли вопросы. Мы перезвоним и поможем со всем разобраться
Спасибо, ваша заявка принята!
Наш менеджер свяжется с вами.
Согласие на обработку персональных данных

Совершая действия по отправке заявки в ООО «Такском», я даю свое согласие на получение от ООО «Такском» информационных и рекламных сообщений на указанный выше мой абонентский номер и/или адрес моей электронной почты, а также выражаю свое согласие с обработкой моих персональных данных (ФИО, абонентский номер, адрес электронной почты) ООО «Такском» включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение в целях оказания мне консультации по выбору тарифа и информировании меня об услугах и продуктах ООО «Такском». Я извещен о возможности отзыва мной настоящего согласия путем обращения в ООО «Такском» и подачи заявления об отзыве согласия по утвержденной форме. Настоящее согласие действует с момента отправки мной заявления в ООО «Такском» до момента подачи мной заявления об отзыве этого согласия.

Отдел продаж: 8 495 730-73-47
Техподдержка: 8 495 730-73-45
ОФД Техподдержка: 8 495 730-16-19