Ваш регион Москва?
Офисы
Выберите регион обслуживания
А
Б
В
Д
Е
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Х
Ч
Я
Регион не найден

Транспортный налог на электромобили и гибриды: сложные вопросы и новые правила

113 просмотров
28.08.2025 12:47
Рейтинг: 4.2

Марина Климова — профессиональный бухгалтер и независимый налоговый консультант, автор более 70 книг и многочисленных статей по проблемам бухгалтерского учёта и налогообложения, к. э. н.

На наших дорогах всё больше электромобилей и авто с гибридными двигателями. Эти транспортные средства являются объектами налогообложения транспортным налогом, но есть нюансы его уплаты, которые нам нужно обсудить.

Определяем мощность двигателя (двигателей) электромобиля/гибрида

Налоговую базу по транспортному налогу нужно определять, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (п. 1 ст. 359 НК РФ). Таким образом, сумма налога зависит от того, сколько у автомобиля (электромобиля) двигателей и какую функцию они выполняют.

Автомобили с электродвигателями согласно ГОСТ Р 59102-2020 «Электромобили и автомобильные транспортные средства с комбинированными энергоустановками. Термины и определения» делятся на три типа в зависимости от имеющейся энергоустановки:

  • электромобиль – приводится в движение исключительно одним или несколькими электродвигателями;
  • гибридный автомобиль с комбинированной энергоустановкой параллельного типа – приводится в движение электродвигателем и двигателем внутреннего сгорания (ДВС);
  • гибридный автомобиль с энергоустановкой последовательного типа – приводится в движение электродвигателем, имеет также ДВС, но он механически не связан с трансмиссией и предназначен для выработки электроэнергии, представляя собой часть тепловой электростанции автомобиля.

Выходит, что у гибрида с энергоустановкой последовательного типа не все двигатели дают машине ход – двигатель внутреннего сгорания в этом не участвует и его мощность не должна учитываться при исчислении налога.

Подход налогоплательщика должен быть следующим:

  • если перед нами «чистый» электромобиль с одним двигателем, ориентиром служит его максимальная 30-минутная мощность (на значение т.н. максимальной мощности для расчёта транспортного налога внимания не обращайте). В электронном ПТС искомый показатель указывается в поле «электродвигатель электромобиля» (Решение Коллегии ЕЭК от 12.07.2016 № 81, Решение Коллегии ЕЭК от 22.09.2015 № 122);
  • если у автомобиля два и более электродвигателя, то нужна их суммарная максимальная 30-минутная мощность;
  • если гибрид снабжён энергоустановкой параллельного типа, складывается максимальная 30-минутная мощность электродвигателя и мощность ДВС;
  • применительно к гибриду с энергоустановкой последовательного типа учитывайте только мощность электродвигателя, а мощность ДВС проигнорируйте.

Общий принцип: учитывается суммарная мощность всех приводящих двигателей электромобиля (гибридного автомобиля).

Именно такие разъяснения уже неоднократно давали Минфин России и ФНС России (письма Минфина России от 15.01.2025 № 03-05-06-04/2181, от 31.10.2024 № 03-05-06-04/106802, от 20.02.2024 № 03-13-06/14993, от 16.03.2023 № 03-05-04-04/22376, от 06.02.2023 № 03-05-04-04/9167, от 02.02.2023 № 03-05-04-04/8694, письма ФНС России от 17.03.2023 № БС-4-21/3127@, от 09.02.2023 № БС-4-21/1528@, от 19.06.2023 № БС-4-21/7691@ и др.), их позиции поддержана и ВС РФ (решение ВС РФ от 01.06.2023 № АКПИ23-240).

Организации рассчитывают транспортный налог (в том числе на электромобили) сами, но и налоговые органы делают это со своей стороны для сверки с налогоплательщиком; физическим лицам налог посчитает инспекция. Во избежание неверного расчёта, расхождений в данных об объектах налогообложения, которыми располагают налогоплательщики и налоговые органы, с 1 сентября 2025 г. у ГАИ, Гостехнадзора имеется новая обязанность – сообщать ФНС России сведения о наличии (отсутствии) у автомобиля комбинированной энергоустановки последовательного типа. Соответствующие поправки внесены приказом ФНС России от 17.01.2025 № ЕД-7-21/14@ в приказ ФНС России от 25.11.2015 № ММВ-7-11/545@. Наличие в форме сведений, которые налоговые органы получают от органов, занимающихся регистрацией автотранспорта, отметки об оснащении машины комбинированной энергоустановки последовательного типа должно найти отклик в автоматизированной системе ФНС России: мощность ДВС не учтут при исчислении транспортного налога на электромобили и гибриды на стороне налоговых органов.

Льготные налоговые ставки? Вполне возможно!

Законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют ставки транспортного налога и вправе устанавливать налоговые льготы.

Стоит ознакомиться с налоговыми льготами, предусмотренными в регионе по месту нахождения транспортного средства. Каждый регион идёт свои путём в установлении льгот для электромобилей.

Например, в Москве до конца 2029 г. от уплаты транспортного налога освобождены организации и физические лица, имеющие транспортные средства, оснащённые исключительно электрическими двигателями (п. 15 ч. 1 ст. 4 закона г. Москвы от 09.07.2008 № 33 «О транспортном налоге»).

В Удмуртии решили бессрочно освободить от налога на электромобили граждан и юридических лиц в отношении транспортных средств, приводимых в движение только типом двигателя «Электрический» (п. 1.2 ст. 3 закона УР от 27.11.2002 № 63-РЗ «О транспортном налоге в Удмуртской Республике»). У такой формулировки двоякий смысл: машина может иметь электрический двигатель и ДВС; если у гибрида энергоустановка параллельного типа, то эту льготу использовать нельзя; если последовательного – можно.

В Калининградской области льготу тоже установили, но лимитированную – для владельцев электромобилей с мощностью двигателя до 272 лошадиных сил (до 200,06 кВт) включительно (п. 1 ст. 7 закона Калининградской области от 16.11.2002 № 193 «О транспортном налоге»).

В целом ряде регионов льготы нет вообще, а вот в Московской области налогоплательщикам-организациям решили установить жёсткие условия для применения освобождения (ст. 26.19 закона Московской области от 24.11.2004 № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области»): за легковые электромобили, а также мотоциклы, мотороллеры, автобусы и тракторы, оснащённые исключительно электрическими двигателями, налог не уплачивается, однако если такой транспорт зарегистрирован на организацию, то льгота срабатывает лишь при условии направления сэкономленных средств на развитие организации (на освоение новых производств, совершенствование технологии и организации производства, инвестиции в новое строительство и улучшение основных средств, на повышение квалификации, переподготовку работников и т.п.). Естественно, инспекции заведомо неизвестно, выполняет ли компания условия льготирования, и она имеет полное право уточнить.

Налогоплательщик не должен получать в ИФНС разрешение на пользование льготой по транспортному налогу и вправе применить её самостоятельно при расчёте и уплате как авансовых платежей, так и налога, но он может упредить вопросы и расхождения и представить в налоговый орган по своему выбору заявление по форме, установленной приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@, о предоставлении налоговой льготы, приложив к нему документы-основания (п. 3 ст. 361.1 НК РФ). Сделать это разумно до начала рассылки налоговыми органами сообщений об исчисленных суммах имущественных налогов. Налогоплательщик ничего не нарушит, если не станет подавать такое заявление, а дождётся ежегодного сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах транспортного налога и в течение двадцати рабочих дней с момента его получения представит в инспекцию пояснения и (или) документы, подтверждающие обоснованность применения им льготы по электромобилю в прошедшем налоговом периоде (п. 4–7 ст. 363 НК РФ).

Повышающий коэффициент

Владельцам дорогих автомобилей, в том числе электромобилей, приходится уплачивать транспортный налог с учётом повышающего коэффициента. Он будет равен 3 в отношении (п. 2 ст. 362 НК РФ):

  • легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
  • легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

Минпромторг ежегодно составляет соответствующие перечни легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов рублей. Есть такой и на 2025 год. В нём встречаются электромобили и гибриды различных марок и моделей, включая AITO, Audi, AURUS, Bentley, Byd, BMW, HiPhi, Hongqi, Land Rover, LIXIAnG, Lotus, Mercedes-Benz, M-HERO, Porsche, SERES, Tank, Voyah, Zeekr.

Помните: применение повышающего коэффициента при исчислении транспортного налога не зависит от того, в какую сумму вам обошлась покупка авто и как давно вы являетесь его владельцем; важно лишь какова его средняя, по мнению Минпромторга РФ, стоимость и в каком году машина сошла с конвейера.

При наличии права на освобождение от уплаты транспортного налога по федеральным или региональным основаниям вносить его не придётся, даже если вы нашли свою машину в перечне Минпромторга России.

 

Подключите удобную электронную отчётность

Сервисы для онлайн-отчётности с техподдержкой 24/7 и полезными сервисами для бухгалтера

Получить консультацию
Оценить
Поделиться
Поделиться
Статьи по теме
Подпишитесь на рассылку
Получайте полезные статьи и актуальные новости прямо на почту
Отправляя заявку в ООО «Такском», я принимаю условия политики обработки персональных данных
Согласие на обработку персональных данных

Совершая действия по отправке заявки в ООО «Такском», я даю свое согласие на получение от ООО «Такском» информационных и рекламных сообщений на указанный выше мой абонентский номер и/или адрес моей электронной почты, а также выражаю свое согласие с обработкой моих персональных данных (ФИО, абонентский номер, адрес электронной почты) ООО «Такском» включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение в целях оказания мне консультации по выбору тарифа и информировании меня об услугах и продуктах ООО «Такском». Я извещен о возможности отзыва мной настоящего согласия путем обращения в ООО «Такском» и подачи заявления об отзыве согласия по утвержденной форме. Настоящее согласие действует с момента отправки мной заявления в ООО «Такском» до момента подачи мной заявления об отзыве этого согласия.

Выберите регион обслуживания
А
Б
В
Д
Е
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Х
Ч
Я
Регион не найден
Выберите регион обслуживания
А
Б
В
Д
Е
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Х
Ч
Я
Регион не найден
Мы всегда готовы вам помочь
Оставьте свой номер, если возникли вопросы. Мы перезвоним и поможем со всем разобраться
Отправляя заявку в ООО «Такском», я принимаю условия политики обработки персональных данных
Мы всегда готовы вам помочь
Оставьте свой номер, если возникли вопросы. Мы перезвоним и поможем со всем разобраться
Спасибо, ваша заявка принята!
Наш менеджер свяжется с вами.
Согласие на обработку персональных данных

Совершая действия по отправке заявки в ООО «Такском», я даю свое согласие на получение от ООО «Такском» информационных и рекламных сообщений на указанный выше мой абонентский номер и/или адрес моей электронной почты, а также выражаю свое согласие с обработкой моих персональных данных (ФИО, абонентский номер, адрес электронной почты) ООО «Такском» включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение в целях оказания мне консультации по выбору тарифа и информировании меня об услугах и продуктах ООО «Такском». Я извещен о возможности отзыва мной настоящего согласия путем обращения в ООО «Такском» и подачи заявления об отзыве согласия по утвержденной форме. Настоящее согласие действует с момента отправки мной заявления в ООО «Такском» до момента подачи мной заявления об отзыве этого согласия.

Отдел продаж: 8 495 730-73-47
Техподдержка: 8 495 730-73-45
ОФД Техподдержка: 8 495 730-16-19