Убытки при продаже товаров ниже себестоимости

Автор
Елена Данякина
аттестованный налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов, аккредитованный преподаватель Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России
9930 просмотров
16.07.2021 12:51

1-51-БЗ-АНОНС (2).pngСнижение цен – норма или исключение? 

«Прибыль – норма жизни коммерческой организации», – так можно перефразировать требование ГК РФ об основной цели деятельности компании (ст. 50 ГК РФ). Но жизнь диктует свои нормы. Для нас стали привычными понятия – «распродажа», «акции снижения цен», «уценки». Все это приводит к возможным убыткам для продавцов, так как предполагает реализацию товаров по ценам, равным себестоимости, или даже ниже себестоимости. 

Причины у возможных акций разные:

— распродажа – помогает избавиться от лишних остатков товаров (сезонных, неликвидных и пр.), что сокращает расходы на их хранение и приносит дополнительные деньги прямо сейчас, пусть и несколько меньше ожидаемых; 

— уценка – проводится для товаров, потерявших некоторые потребительские свойства, с завершающимися сроками годности и хранения и пр.; 

— различные акционные предложения (три по цене двух и пр.) – помогают привлечь новых клиентов, поддержать лояльность постоянных покупателей и т. д. 

Продажа имущества по цене ниже себестоимости иногда бывает вынужденной – например, при ликвидации организации.  

Налоговые последствия «щедрости» продавцов 

Согласно ст. 454 ГК РФ цена продажи товаров определяется договором, указаний на уровень цен или проверку их соответствия рыночным ценам в гражданском законодательстве нет. 

Снижение цен на реализуемые товары уменьшит налоговую базу и по НДС (п. 2 ст. 153 НК РФ), и по налогу на прибыль (п. 2 ст. 249 НК РФ). Если новые цены реализации будут ниже себестоимости товаров – будет получен убыток, но его можно учесть при расчете налога на прибыль (п. 2 ст. 268 НК РФ). 

Контролирующие органы, конечно, вспомнят ст. 50 ГК РФ (о цели существования коммерческой организации) и поинтересуются причинами щедрости продавцов. Снижение цен придется обосновать, особенно когда видимых причин нет (нет потери потребительских свойств, нет признаков порчи и пр.). 

Рассмотрим несколько случаев. 

Уценка по необходимости: приближение срока годности, снижение спроса, частичная потеря потребительских свойств и т. д. 

УФНС России по г. Москве в письме от 02.08.2012 № 16-15/070063@ обращало внимание, что реализация устаревших материалов по цене ниже цены приобретения может быть оправданной, так как налогоплательщик, приобретая указанные материалы, рассчитывал применить их в деятельности для получения дохода. Но для подстраховки налогоплательщику нужно подготовить объяснения и подтверждения: приказ, распоряжение, где будут описаны причины уценки. При продаже уцененных товаров НДС, принятый ранее правомерно к вычету, может превысить НДС с реализации. Но это не нарушает условия п. 2 ст. 170 НК РФ, реализация облагается НДС – значит, вычет законен. 

Утилизация товаров: истечение срока годности, порча, существенное снижение качества 

Закон от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» (п. 5 ст. 5) запрещает продавать товары с истекшим сроком годности. Такие товары нужно либо утилизировать собственными силами, либо вернуть поставщику, либо отдать в переработку. 

Если организация самостоятельно утилизирует товар, составьте акт, который будет основанием для списания покупной стоимости товара в расходы (п. 1 ст. 252 НК). При утилизации и переработке товара не нужно восстанавливать НДС (п. 3 ст. 170 НК). Минфин считает, что стоимость продукции, а также затраты на ее утилизацию можно учесть в расходах, если обязанность по утилизации конкретных категорий товаров предусмотрена законом (письма Минфина от 23.04.2019 № 07-01-09/29286, от 26.05.2016 № 03-03-06/1/30409). 

Риск – принимаем и обосновываем 

Обобщим возможные риски распродаж и уценок. 

1. Стоимость реализации не должна многократно отклоняться от рыночного уровня, иначе это может быть расценено как признак необоснованной налоговой выгоды (определение ВС от 29.03.2018 № 303-КГ17-19327). 

2. Снижение цен нужно обосновать документально (акты, приказы и пр.). 

3. Взаимозависимость с покупателем может стать основанием для пристального изучения результатов сделок (ст. 105.1 НК, определения ВС от 11.04.2016 № 308-КГ15-16651, от 05.03.2019 № 310-ЭС19-963, постановление АС Поволжского округа от 20.12.2019 № А55-19403/2018). Но доказывать несоответствие условий сделки рыночным – обязанность налоговых органов (п. 3 ст. 105.3 НК РФ). 

Вывод: НК РФ разрешает реализацию товаров и имущества по цене, ниже себестоимости, но требует подтверждения обоснованности таких сделок.

Отправить
Запинить
Поделиться

Свои замечания и предложения отправляйте на brand@taxcom.ru

Специальные предложения
Статьи по теме

Еще статьи