Убытки при продаже товаров ниже себестоимости

Автор
Елена Данякина
аттестованный налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов, аккредитованный преподаватель Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России
6905 просмотров
16.07.2021 12:51

1-51-БЗ-АНОНС (2).pngСнижение цен – норма или исключение? 

«Прибыль – норма жизни коммерческой организации», – так можно перефразировать требование ГК РФ об основной цели деятельности компании (ст. 50 ГК РФ). Но жизнь диктует свои нормы. Для нас стали привычными понятия – «распродажа», «акции снижения цен», «уценки». Все это приводит к возможным убыткам для продавцов, так как предполагает реализацию товаров по ценам, равным себестоимости, или даже ниже себестоимости. 

Причины у возможных акций разные:

— распродажа – помогает избавиться от лишних остатков товаров (сезонных, неликвидных и пр.), что сокращает расходы на их хранение и приносит дополнительные деньги прямо сейчас, пусть и несколько меньше ожидаемых; 

— уценка – проводится для товаров, потерявших некоторые потребительские свойства, с завершающимися сроками годности и хранения и пр.; 

— различные акционные предложения (три по цене двух и пр.) – помогают привлечь новых клиентов, поддержать лояльность постоянных покупателей и т. д. 

Продажа имущества по цене ниже себестоимости иногда бывает вынужденной – например, при ликвидации организации.  

Налоговые последствия «щедрости» продавцов 

Согласно ст. 454 ГК РФ цена продажи товаров определяется договором, указаний на уровень цен или проверку их соответствия рыночным ценам в гражданском законодательстве нет. 

Снижение цен на реализуемые товары уменьшит налоговую базу и по НДС (п. 2 ст. 153 НК РФ), и по налогу на прибыль (п. 2 ст. 249 НК РФ). Если новые цены реализации будут ниже себестоимости товаров – будет получен убыток, но его можно учесть при расчете налога на прибыль (п. 2 ст. 268 НК РФ). 

Контролирующие органы, конечно, вспомнят ст. 50 ГК РФ (о цели существования коммерческой организации) и поинтересуются причинами щедрости продавцов. Снижение цен придется обосновать, особенно когда видимых причин нет (нет потери потребительских свойств, нет признаков порчи и пр.). 

Рассмотрим несколько случаев. 

Уценка по необходимости: приближение срока годности, снижение спроса, частичная потеря потребительских свойств и т. д. 

УФНС России по г. Москве в письме от 02.08.2012 № 16-15/070063@ обращало внимание, что реализация устаревших материалов по цене ниже цены приобретения может быть оправданной, так как налогоплательщик, приобретая указанные материалы, рассчитывал применить их в деятельности для получения дохода. Но для подстраховки налогоплательщику нужно подготовить объяснения и подтверждения: приказ, распоряжение, где будут описаны причины уценки. При продаже уцененных товаров НДС, принятый ранее правомерно к вычету, может превысить НДС с реализации. Но это не нарушает условия п. 2 ст. 170 НК РФ, реализация облагается НДС – значит, вычет законен. 

Утилизация товаров: истечение срока годности, порча, существенное снижение качества 

Закон от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» (п. 5 ст. 5) запрещает продавать товары с истекшим сроком годности. Такие товары нужно либо утилизировать собственными силами, либо вернуть поставщику, либо отдать в переработку. 

Если организация самостоятельно утилизирует товар, составьте акт, который будет основанием для списания покупной стоимости товара в расходы (п. 1 ст. 252 НК). При утилизации и переработке товара не нужно восстанавливать НДС (п. 3 ст. 170 НК). Минфин считает, что стоимость продукции, а также затраты на ее утилизацию можно учесть в расходах, если обязанность по утилизации конкретных категорий товаров предусмотрена законом (письма Минфина от 23.04.2019 № 07-01-09/29286, от 26.05.2016 № 03-03-06/1/30409). 

Риск – принимаем и обосновываем 

Обобщим возможные риски распродаж и уценок. 

1. Стоимость реализации не должна многократно отклоняться от рыночного уровня, иначе это может быть расценено как признак необоснованной налоговой выгоды (определение ВС от 29.03.2018 № 303-КГ17-19327). 

2. Снижение цен нужно обосновать документально (акты, приказы и пр.). 

3. Взаимозависимость с покупателем может стать основанием для пристального изучения результатов сделок (ст. 105.1 НК, определения ВС от 11.04.2016 № 308-КГ15-16651, от 05.03.2019 № 310-ЭС19-963, постановление АС Поволжского округа от 20.12.2019 № А55-19403/2018). Но доказывать несоответствие условий сделки рыночным – обязанность налоговых органов (п. 3 ст. 105.3 НК РФ). 

Вывод: НК РФ разрешает реализацию товаров и имущества по цене, ниже себестоимости, но требует подтверждения обоснованности таких сделок.

Отправить
Запинить
Поделиться

Свои замечания и предложения отправляйте на brand@taxcom.ru

Специальные предложения
Для пользователей 1С
Отправляйте отчётность во все госорганы из привычного интерфейса 1С
Статьи по теме

Еще статьи

Мы всегда готовы вам помочь

Оставьте свой номер, если возникли вопросы. Мы перезвоним и поможем со всем разобраться

Просьба заполнить имя, чтобы консультант знал как к вам обращаться
Заполните поле телефон, чтобы консультант вам перезвонил