Налогоплательщик должен проявлять осмотрительность при выборе контрагента.
Это влияет на возможность применения им налоговых вычетов по НДС, уменьшения доходов на расходы, использования иных налоговых преференций.
Проверка налогоплательщиком своего контрагента Налоговым кодексом РФ не предусмотрена.
Предлагаем узнать об этом из интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.
Обязан ли налогоплательщик для целей налогообложения проверять своего контрагента при заключении сделки?
Налоговый кодекс не содержит обязанности налогоплательщика запрашивать сведения о регистрации контрагента, постановке на учёт в налоговых органах, исполнении им своих обязанностей в налоговых отношениях и т.п.
Представление соответствующих документов о контрагенте для получения налоговой выгоды, например, для получения вычета по НДС, применения налоговой льготы Налоговым кодексом не предусмотрено.
Однако необходимость в наличии таких документов может возникнуть, если налоговый орган откажет в получении налоговой выгоды по причине её необоснованного применения, и налогоплательщик вынужден будет приводить доказательства обратного.
Что означает «необоснованность» применительно к налоговой выгоде?
Прежде всего, это значит, что деловой цели в хозяйственной операции не было.
Отметим, что на практике иногда стирается грань между отсутствием деловой цели в сделке и отсутствием собственно сделки.
Если в первом случае сделка была, но её единственная цель – налоговая выгода (например, заключение договоров возмездного оказания услуг с индивидуальными предпринимателями вместо ранее существовавших трудовых договоров с работниками), то во втором случае с помощью искусственного документооборота создана лишь видимость сделки.
В качестве примеров, когда сделка не могла быть осуществлена, можно привести заявление вычетов в отношении товаров, которые не производились в указанном в первичных документах объёме, или в отношении работ (услуг) при отсутствии у исполнителя персонала, производственных активов для выполнения работы (услуги).
В каком акте содержатся признаки, которые указывают на необоснованную налоговую выгоду?
Некоторые признаки были названы в Постановлении Пленума ВАС РФ № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» от 12 октября 2006 года. Но как правило, речь идёт не об одном – двух признаках, а о совокупности обстоятельств, которые свидетельствуют о её получении.
К наиболее явным признакам, указывающим на необоснованную налоговую выгоду, относится фактическое отсутствие контрагента, включая явную неспособность выполнять им обязательства по сделке.
С чего начать проверку?
С проверки существования контрагента: государственная регистрация, постановка на налоговый учёт.
Отсутствие должной осмотрительности и осторожности проявляется в заключении договора с несуществующими лицами (похожее дело было рассмотрено в Постановлении Президиума ВАС РФ № 10095/11 от 20 октября 2011 года).
Документы, оформленные от имени незарегистрированных лиц, не могут служить основанием для учёта расходов и применения налоговых вычетов.
К сделкам с несуществующими лицами могут относиться и случаи, когда у налогоплательщика имеются сведения о том, что лица, указанные в качестве учредителей, в судебном порядке отказались от участия в учреждении организации.
При заключении сделки с таким контрагентом риск налоговых претензий составляет 100%.
Если в качестве адреса места нахождения контрагента указан адрес массовой регистрации – необходима дополнительная проверка фактического нахождения исполнительного органа.
Кстати, определённым показателем потери связи с контрагентом по адресу, приведённому в ЕГРЮЛ, помимо возврата почтовой корреспонденции с характерными пометками («адресат отсутствует» и т.п.), является отсутствие у контрагента возможности пользоваться услугой дистанционного банковского обслуживания.
Должны быть проверены полномочия исполнительного органа контрагента (отсутствие дисквалификации) или уполномоченного представителя, вплоть до установления личных контактов при подписании договоров.
Кроме того, следует получить копии лицензий и разрешений, если их наличие требуется для осуществления контрагентом своей деятельности.
Получение налогоплательщиком подобных сведений и документов означает самостоятельную проверку рисков финансово-хозяйственной деятельности, проведение которой рекомендовано ФНС РФ.
А если документы о первом контрагенте есть, но налоговый орган указывает на фиктивность последующего звена в цепочке сделок?
Случаи, когда налогоплательщик, претендующий на налоговые преференции, напрямую взаимодействует с фирмой-однодневкой, уже почти не встречаются. Как правило, выстраивается несколько звеньев, в том числе для того, чтобы налоговый орган просто не уложился в срок проверки, производя запросы в отношении всех участников цепочки.
Но если налоговым органом будет установлена согласованность операций, наличие у налогоплательщика сведений о нарушениях, допускаемых другими лицами – участниками сделок, выгода может быть признана необоснованной.
То есть, налогоплательщик должен проверять всех контрагентов контрагента?
Нет, налогоплательщик должен будет суметь доказать, что стороной сделки с ним является реально существующее лицо, операция, совершённая налогоплательщиком, является обычной для него хозяйственной операцией, связанной с предпринимательской деятельностью, результаты этой сделки использованы в деятельности, направленной на извлечение дохода. О нарушениях, допущенных третьими лицами, налогоплательщик не знал и не мог знать.
Но повторю, иногда налоговому органу удаётся доказать обратное, то есть, что налогоплательщик и звенья в цепочке сделок взаимосвязаны друг с другом и их действия являются преднамеренными и согласованными.
К признакам таких сделок относится наличие общих учредителей, руководителей, один адрес места нахождения. Помимо сведений о налогоплательщике и контрагентах, которые можно узнать из открытых источников, существуют и менее заметные на первый взгляд признаки: проведение расчётов в одном банке через один IP-адрес, ведение отчётности одним лицом, родственные отношения или отношения знакомства между ответственными работниками налогоплательщика и контрагента и т.п.
На практике может сложиться ситуация, когда налогоплательщиком понесены расходы, оприходован приобретённый товар или результаты работ. При этом налоговый орган устанавливает, что контрагент по сделке не мог производить товар, лица, которые являлись руководителями контрагента в соответствующий период, отрицают наличие хозяйственных отношений с налогоплательщиком. Что в подобном случае может грозить налогоплательщику?
В данной ситуации получается, что расходы понесены налогоплательщиком при отсутствии должного документального подтверждения. Но если налоговым органом не ставится под сомнение сама по себе хозяйственная операция, использование полученного по сделке имущества в предпринимательской деятельности, то налогоплательщик имеет возможность произвести расчёт расходов по сделке с таким контрагентом исходя из рыночных цен по аналогичным сделкам. При этом налоговый орган вправе опровергнуть представленный налогоплательщиком расчёт и уменьшить сумму расходов по спорным операциям.
Такая процедура, прямо не предусмотренная Налоговым кодексом, допускается арбитражными судами (Постановление Президиума ВАС РФ № 2341/12 от 3 июля 2012 года).
Данный подход не распространяется на определение размера налоговых обязательств по НДС. Документальное обоснование права на налоговый вычет сумм НДС, уплаченных контрагентам при приобретении товаров (работ, услуг), лежит на налогоплательщике. Использование в целях определения суммы налоговых вычетов по НДС расчётного метода невозможно.
Какие источники информации могут быть использованы налогоплательщиком при проверке?
По общему правилу, копии необходимых регистрационных документов должны быть представлены контрагентом. Эти сведения не относятся к коммерческой тайне.
Проверка сведений возможна с использованием общедоступных источников информации, прежде всего интернет-ресурсов ФНС РФ.
Налогоплательщик также может обратиться в налоговый орган по месту учёта контрагента с запросом о фактах нарушениях контрагентом законодательства о налогах и сборах.
Эта информация не является налоговой тайной?
Нет, не является.
Получается, что не рекомендуется заключать сделки с теми, кто привлекался к налоговой ответственности?
Не совсем так. Пожалуй, показательным нарушением в данном случае будет такое нарушение, как непредставление налоговых деклараций. При наличии такой информации от налогового органа есть вероятность заключения сделки с фактически недействующей организацией.
Кроме того, обратите внимание, что предъявление претензий налоговым органом возможно не вообще по сделке с лицом, которое ранее привлекалось к налоговой ответственности, а по сделке, в результате совершения которой не уплачены налоги.
Оформляется ли проверка налогоплательщиком контрагента каким-либо документом?
Это может быть локальный документ, например, регламент проверки контрагентов для целей налогообложения. Следует иметь в виду, что при наличии такого документа налогоплательщик обязан его соблюдать.
Результаты же проведённой проверки могут оформляться налогоплательщиком в виде досье, в котором хранится полученная информация о контрагенте (документы, представленные контрагентом, распечатки с интернет-сайтов, информация государственных органов).
При проявлении налогоплательщиком должной осмотрительности – проверки существования контрагента, наличия деловой цели, учёте результатов сделки в предпринимательской деятельности, у налогового органа, по сути, остаётся только один способ доказать необоснованную налоговую выгоду – установить согласованность действий налогоплательщика и контрагента, в результате которых контрагентом не уплачен налог.
Отправить
Запинить
Поделиться
и получайте новости первыми!