8 800 250 73 45 Отдел продаж 8 (800) 250 73 45 Техподдержка 8 (800) 250 73 46 Онлайн-кассы

ФЗ 63 об электронной подписи

Электронная подпись — неотъемлемая часть электронного документооборота. Как работает закон об ЭП, какие виды подписей существуют и какая подпись нужна именно вам?

Что такое электронная подпись?

Электронная подпись (ЭП) — это особый реквизит документа, который позволяет установить неизменность информации в электронном документе после его подписания с помощью ЭП и подтвердить принадлежность ЭП владельцу.

Владельцу ЭП выдают сертификат электронной подписи – документ, который подтверждает принадлежность открытого ключа (ключа проверки). Такие сертификаты выдаются удостоверяющими центрами (УЦ).

Владелец сертификата ЭП – физическое лицо, на чье имя выдан сертификат ЭП в удостоверяющем центре. У каждого владельца сертификата имеется два ключа ЭП: закрытый и открытый. Закрытый ключ электронной подписи (ключ ЭП) позволяет генерировать электронную подпись и подписывать электронный документ. Закрытый ключ хранится в тайне владельцем. Открытый ключ электронной подписи (ключ проверки ЭП) связан с закрытым ключом ЭП и предназначен для проверки подлинности ЭП.

Виды электронной подписи

Согласно 63-ФЗ об электронной подписи, ЭП бывают трех видов:

  1. Простая электронная подпись (ПЭП) – это комбинация из логина и пароля, которая лишь подтверждает, что документ подписан конкретным лицом. Такую подпись могут получить физические лица и ИП.
  2. Усиленную неквалифицированную электронную подпись (НЭП) получают в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа подписи. Данная ЭП позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ, и обнаружить факт внесения изменений после подписания электронных документов.
  3. Квалифицированная электронная подпись (КЭП) – самая защищенная разновидность ЭП. Юридически, она полностью эквивалентна собственноручной подписи и печати на бумажном документе. Программное обеспечение, необходимое для работы с КЭП, должно быть сертифицировано ФСБ. Квалифицированная ЭЦП наделяет документы полной юридической силой и соответствует всем требованиям о защите конфиденциальной информацию. КЭП используется для сдачи отчетности в контролирующие органы государственной власти и для участия в электронных торгах.

Как получить электронную подпись

Простая ЭП

Простая электронная подпись подходит для ограниченной работы на портале госуслуг: например, можно отправить электронное заявление на регистрацию ИП или ООО. Получить такую подпись можно бесплатно в МФЦ. Вам выдадут ЭП после заполнения заявления, в тот же день. Список необходимых документов варьируется, но, как правило, требуют только паспорт и СНИЛС. Вам выдадут бумажное уведомление, содержащее логин и пароль. Введите их в личном кабинете на сайте госуслуг и измените по своему желанию. Подпись действует пожизненно.

Усиленная ЭП

НЭП необходима, чтобы участвовать в электронных торгах в качестве поставщика на шести федеральных электронных торговых площадках госзакупок. Этот же вид подписи можно использовать для внутреннего и внешнего ЭДО, если стороны предварительно договорились об этом. Получить сертификат НЭП можно во всех удостоверяющих центрах (УЦ), аккредитованных Минкомсвязи России.

Усиленная квалифицированная ЭП

Наиболее универсальную подпись с высокой степенью защиты можно получить в аккредитованном Минкомсвязью удостоверяющем центре. С КЭП можно всё: отправлять любую отчетность в госорганы, подписывать договоры и даже участвовать в системе госзакупок. Если вы физическое лицо, для получения усиленной квалифицированной ЭП вам понадобится паспорт, СНИЛС и, возможно, ИНН. Для юридических лиц и ИП список документов шире:

  • свидетельство или уведомление о госрегистрации;
  • устав (для юрлиц);
  • выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП (со сроком давности не более 30 дней);
  • ИНН;
  • паспорт;
  • СНИЛС того лица, на чье имя изготавливается ЭП;
  • нотариально заверенная копия приказа о назначении руководителя или доверенность на работника, заверенная подписью руководителя и печатью (для юрлиц).

После заполнения заявлении и оплаты услуги, вам выдадут сертификат и ключи усиленной квалифицированной ЭП. Их запишут на электронный носитель — токен, карту памяти или флэш-накопитель (можно принести свои). Этот носитель присоединяется к компьютеру каждый раз, когда вам нужно применить ЭП. Срок действия подписи — 1 год с момента изготовления.

Вверх!