Статьи
С 1 сентября 2026 года запущен обязательный электронный документооборот перевозочных документов в сферах перевозки грузов и экспедирования. Их применение только началось, а участники обмена уже тонут в огромном море вопросов. Ответим на некоторые из них.
Технологический сбор введут с 1 декабря 2026 года. Он будет уплачиваться импортёрами – юридическими лицами и ИП (в том числе по схеме параллельного импорта, а также при приобретении товаров у иностранного продавца на электронных торговых площадках) при ввозе продукции, относящейся к электронной компонентной базе (электронных модулей), а также содержащей электронную компонентную базу[1]. Плательщиками станут и российские производители такой продукции и компонентов – юридические лица и индивидуальные предприниматели (п. 32, 33 ст. 3, ст. 10.2 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 488-ФЗ)).
Вопрос о налоговой реконструкции встаёт, когда контролёры выявили необоснованную налоговую выгоду. Обязательства налогоплательщика перед государством должны быть восстановлены таким образом, как если бы он не злоупотреблял правом, но не в более высоком размере. В противном случае избыточное доначисление налогов само по себе носило бы характер санкции в дополнение к штрафам, налагаемым на такого налогоплательщика.
С 1 сентября 2026 года новая редакция статьи 99 ТК РФ допускает сверхурочную работу продолжительностью не более четырёх часов в день (ранее – четырёх часов в течение двух дней подряд). Кроме того, годовая норма сверхурочных часов может быть увеличена до 240 часов (ранее максимальная продолжительность такой работы составляла 120 часов/год), но только если это предусмотрено коллективным договором и (или) отраслевым (межотраслевым) соглашением.
Налоговые агенты по НДФЛ привыкли представлять по два уведомления об исчисленных суммах налога в месяц. В роли плательщика страховых взносов компания (ИП) оформляет по одному в месяц (пропуская отчётные месяцы). С 01.09.2026 пункт 9 статьи 58 НК РФ дополнен абзацами 4 и 5, которые дали налоговому агенту (плательщику страховых взносов) возможность заполнять и представлять уведомления по НДФЛ и страховым взносам «авансом» за будущие периоды вплоть до конца года.
Электронный документооборот, как внешний, так и внутренний, развивается семимильными шагами. Адаптация к новым реалиям проходит сложно. Компании допускают много ошибок, не используют в полной мере возможности, которые открывает ЭДО. Рассмотрим наиболее значимые моменты составления и хранения такой документации, опираясь на новые стандарты и разъяснения.
Обязательно ли организации (ИП) оформлять движение транспорта путевыми листами? Правда ли, что путевые листы в скором времени станут исключительно электронными? Какие реквизиты такого документа значимы при налоговом контроле? Давайте найдём ответы на эти и другие болезненные для бизнеса вопросы.
Сальдо единого налогового счёта (ЕНС) – это разница между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной налоговой обязанности.
В процессе производства и коммерческой реализации расходы продавца по уплате налога в бюджет фактически перекладываются на покупателя. Цена за реализованные товары (работы, услуги) является экономическим источником для взимания НДС – покупатель обязан уплатить продавцу сумму налога как часть встречного предоставления по сделке. В свою очередь, покупатель использует право на вычет по налогу, а реализуя товар дальше по цепочке сделок, получает компенсацию НДС от последующего приобретателя. В итоге фактическое бремя уплаты налога несёт конечный потребитель.
Любой налогоплательщик понимает значимость счёта-фактуры (УПД) для документального обоснования вычета по НДС. П. 1 ст. 172 НК РФ оговаривает, что для вычета требуется счёт-фактура, выставленный продавцом при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров в РФ, документы, подтверждающие исчисление сумм налога налоговыми агентами, либо иные документы в случаях, предусмотренных п. п. 3, 6–8 ст. 171 НК РФ.
С 2025 года Налоговый кодекс РФ пополнен статьёй 286.2. Она предлагает налогоплательщикам воспользоваться федеральным инвестиционным налоговым вычетом (ФИНВ), который способен уменьшить платёж по налогу на прибыль организаций в части, зачисляемой в федеральный бюджет. В 2026 году правила применения вычета были доработаны.
Сверхурочной считается работа, выполняемая по инициативе работодателя за пределами установленной для сотрудника продолжительности рабочего времени. Такой труд оплачивается в повышенном размере и, поскольку он отбирает у работника часть времени отдыха, привлечение к сверхурочным работам оформляется в особом порядке.
Показатели средней и среднесписочной численности работников имеют значение в разных сферах деятельности компаний и ИП.
По версии Минфина России, налогоплательщик должен подтвердить, что при распространении рекламы не возникают условия, исключающие списание расходов (см. письма Минфина России от 30.03.2026 № 03-03-07/25720, от 25.02.2026 № 03-03-06/1/14144, от 19.12.2025 № 03-03-06/1/123911).
Вопросы предоставления и оплаты отпусков работникам регулируются гл. 19, гл. 26, ст. 139 ТК РФ, постановлением Правительства РФ от 24.04.2025 № 540 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», Правилами об очередных и дополнительных отпусках (утв. НКТ СССР 30.04.1930 № 169, ред. от 20.04.2010, в части, не противоречащей ТК РФ), Конвенцией № 132 МОТ «Об оплачиваемых отпусках». Нормы ТК РФ всё ещё продолжают совершенствоваться. Применение сложносочинённых и не всегда однозначных правил зачастую приводит к ошибкам, а также трудовым спорам. Необоснованные выплаты при их списании в расходы в налоговом учёте могут вызвать претензии со стороны налоговых органов. Разберём несколько ситуаций, связанных с отпусками, и расставим все точки над i.
Бухгалтер зачастую испытывает сложности с верной классификацией и учётом расходов на ремонты и реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение, дооборудование основных средств (далее – реконструкция). Первичные документы не всегда верно отражают сущность хозяйственных операций. Бухгалтер, которому и не положено разбираться в технических деталях, может легко обмануться, приняв один тип работ за другой. Ошибки же могут повлечь не только снижение качества бухгалтерской отчётности, но и негативные налоговые последствия.
С 1 сентября 2026 года вступят в силу новые условия и ограничения на снижение размера санкции для налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента. С одной стороны, от новой редакции ст. 114 НК РФ не веет оптимизмом: штраф теперь нельзя будет снизить более чем в 10 раз даже через суд. В прошлом в судебной практике нередко встречались решения о сокращении санкции в десятки, а то и сотни раз. С другой стороны, территориальные налоговые органы больше не будут предоставлены сами себе в принятии решений об учёте смягчающих ответственность налогоплательщика обстоятельств, а станут руководствоваться инструкцией ФНС России, что сделает процедуру более прозрачной, предсказуемой, позволит налогоплательщику сослаться на рекомендации Службы, чтобы контролёры их не проигнорировали.
Термин «должная осмотрительность» в российском законодательстве не применяется, однако любой налогоплательщик интуитивно понимает, что стоит за этим словосочетанием, впервые введённым в налоговую практику постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53. Оборот предполагает, что компания или ИП предприняли разумные меры по проверке благонадёжности и законопослушности контрагента, в том числе с точки зрения исполнения им своих налоговых обязательств.
Амортизационная премия – инструмент налогового учёта. Её применение позволяет единовременно включить в расходы в целях налогообложения прибыли существенную часть первоначальной стоимости объекта основных средств или расходов на его реконструкцию, модернизацию.
Налогоплательщики НДС рассчитывают налог при поступлении предоплаты и при отгрузке (передаче) товаров (работ, услуг), имущественных прав. Продавцу (исполнителю) нужно в обоих случаях выставлять счета-фактуры в порядке, установленном НК РФ. Разберёмся в нюансах заполнения авансовых счетов-фактур и работы с ними у сторон сделки.