Контракт сорван иностранным контрагентом: как сняться «с крючка» валютного контроля?

2261 просмотр
14.04.2022 09:51
Автор: Марина Климова – профессиональный бухгалтер и независимый налоговый консультант, автор более 70 книг и многочисленных статей по проблемам бухгалтерского учёта и налогообложения, к. э. н.

I. Требования закона и жестокая реальность

По общему правилу, заложенному в ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты Российской Федерации в виде займов нерезидентам резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, обеспечить:

  1. получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
  2. возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
  3. получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями договоров займа.

В целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов, должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам).

При осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию о сроках исполнения контрактов и осуществления расчетов.

Если все эти правила соблюдаются, у банка, осуществляющего валютный контроль по контракту, претензий к резиденту быть не должно.

К сожалению, в настоящее время российский бизнес массово сталкивается с тем, что иностранные контрагенты в одностороннем порядке фактически разрывают договорные отношения, но действуют при этом не цивилизовано, а просто пропадают, зачастую не возвращая авансы, не поставляя уже оплаченный товар, не идя ни на какой контакт и т. п.

Помимо экономических потерь и разочарований российские организации и ИП наживают еще одну проблему: они не понимают, как следует взаимодействовать в подобных ситуациях с банком, как агентом валютного контроля, поскольку в обычных условиях нарушение сроков исполнения валютных контрактов стало бы поводом для жесткой реакции с его стороны.

В новых условиях действовать привычными методами зачастую не получается при всем желании и при полной добросовестности. Придется ли за это отвечать?

II. Особенности валютного контроля

За нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования ст. 15.25 КоАП РФ предусматривает солидные штрафные санкции. Однако ст. 2.1 Кодекса определено, что лицо может быть привлечено к ответственности только при совершении виновных действий (бездействия), приведших к нарушению. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению соответствующих требований.

Поскольку сегодня российские организации иной раз просто не в силах как-то повлиять на ситуацию, их привлечение к ответственности при таких обстоятельствах исключается. Доказывать виновность должен контролирующий орган (по делам о нарушениях валютного законодательства это налоговый орган), однако и самому фигуранту стоит подумать об обосновании своей невиновности: зафиксировать свои обращения к иностранному контрагенту, любым способом аргументировать, что исполнение контракта или изменение сроков, условий его исполнения не представлялось возможным по объективным или субъективным причинам, связанным с противоправными действиями иностранного партнера.

Понимая сложившуюся ситуацию, ФНС России временно приостановила до особых указаний назначение и проведение проверок соблюдения валютного законодательства за исключением проверок, связанных с исполнением положений Указов Президента Российской Федерации об ограничении валютных операций (Письмо ФНС России от 05.03.2022 № ШЮ-4-17/2734@).

Тем не менее, нужно сориентироваться, как же все-таки действовать в рассматриваемом нами случае.

III. В условиях турбулентности

В нормальных хозяйственных условиях закон защищает интересы обеих сторон сделки и исключает односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий. В ГК РФ этому посвящены нормы п. 1 ст. 310 и п. 1 ст. 452. Так, если бы виной задержки стали санкции или их последствия, но второй участник договора действовал бы, оставаясь в правовом поле, с ним можно было бы подписать соглашение об изменении условий, сроков исполнения контракта и этим обосновать отсрочку расчетов уполномоченному банку. На худой конец можно было бы согласовать условия расторжения договора.

Однако если у одной из сторон формируется уверенность в том, что контрагент фактически вышел из сделки, не прекращая ее в порядке, предусмотренном законом или обычаями делового оборота (т. е. по соглашению сторон), пострадавший может воспользоваться законными механизмами отказа от договора. ГК РФ предусматривает следующий подход. В случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе отказаться от исполнения своего обязательства и потребовать возмещения убытков (п. 2 ст. 328 ГК РФ). При этом нужно в разумный срок уведомить «обидчика» об отказе от сделки (п. 3 ст. 307, п. 1 ст. 450.1 ГК РФ, п. 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 № 54). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено законом или договором. Здесь мы сослались на положения ГК РФ, но если контракт регулируется правом другой страны, нужно найти в ее законодательстве аналогичные нормы.

Таким образом, российской стороне сделки следует обычным для сторон способом передачи юридически значимых сообщений направить иностранному контрагенту мотивированное уведомление о прекращении сделки, подробно описав, что именно в действиях партнера позволило пойти на односторонний отказ от дальнейших отношений. Нужно также позаботиться о том, чтобы зафиксировать, что уведомление доставлено или считается доставленным (ст. 165.1 ГК, п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 № 54). Закон не содержит требований о том, что у вас должны быть доказательства того, что контрагент ознакомился с уведомлением и хоть как-то на него отреагировал. При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории Российской Федерации сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

В итоге у российской стороны появляются правовые и документальные основания утверждать, что контракт расторгнут, причем не по ее вине, а возможность зачисления в срок валютной выручки или возврата перечисленного иностранному лицу аванса (предоплаты) отсутствует. Если в дальнейшем у иностранного лица удастся истребовать сумму причиненного его действиями убытка, полученное возмещение уже не будет валютной выручкой по спорному контракту.

IV. «Иди с этим в банк»

Далее резидент обращается в банк, где контракт стоит на учете, и подает заявление о снятии его с учета.

Это возможно сделать и в том случае, когда контракт не исполнен сторонами, но прекращен (п. 6.1.5 Порядка учета договоров, утв. Инструкцией Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления»).

При этом одновременно с заявлением о снятии с учета контракта резидент должен представить в банк справку о подтверждающих документах и документы, содержащие сведения, подтверждающие прекращение обязательств по контракту (п. 6.3 Порядка учета договоров). Это те документы, о которых мы говорили выше (уведомление и подтверждение его доставки), их можно сопроводить письменными разъяснениями для банка по поводу сложившейся ситуации.

В свою очередь, банк не позднее двух рабочих дней после даты представления резидентом заявления и необходимых документов должен проверить сведения и принять решение о снятии с учета контракта либо об отказе в снятии с учета контракта (п. 6.4 Порядка учета договоров). Если принято решение об отказе, банк обязан проинформировать резидента о причине отказа, причем мотивом могут быть только:

  • непредставление резидентом в банк необходимых для снятия с учета контракта документов;
  • представление документов, не содержащих необходимых сведений, подтверждающих указанное резидентом в заявлении основание для снятия с учета контракта;
  • отсутствие в банке информации, достаточной для снятия с учета контракта.

В этом случае необходимо после устранения недостатков снова обратиться в банк с заявлением и документами.

Факт непоступления средств на счет резидента в уполномоченном банке сам по себе не может являться причиной отказа в снятии контракта с учета по рассматриваемому нами основанию (п. 6.5 Порядка учета договоров).

Сняв с учета контракт с отрицательным сальдо, банк обязан проинформировать о потенциальном нарушении валютного законодательства налоговый орган, как орган валютного контроля (Указание Банка России от 16.08.2017 № 4498-У). Последний должен разобраться по существу в причинах прекращения контракта и наличии (отсутствии) оснований для привлечения резидента к ответственности с учетом вышеизложенного.

Меры поддержки бизнеса от компании «Такском»


Отправить
Запинить
Поделиться

Свои замечания и предложения отправляйте на brand@taxcom.ru

Специальные предложения
Для пользователей 1С
Отправляйте отчётность во все госорганы из привычного интерфейса 1С
Статьи по теме

Еще статьи

Мы всегда готовы вам помочь

Оставьте свой номер, если возникли вопросы. Мы перезвоним и поможем со всем разобраться

Просьба заполнить имя, чтобы консультант знал как к вам обращаться
Заполните поле телефон, чтобы консультант вам перезвонил