Покупка здания на земельном участке: сколько объектов учёта получаем?

2699 просмотров
16.11.2020 12:02

423-основа.png

Гражданский кодекс делит вещи на движимые и недвижимые (ст. 130 ГК РФ). Самое важное отличие недвижимых вещей – неразрывная связь с землёй.

Если организация покупает здание, то по общему правилу его цена включает в себя и стоимость земельного участка под ним или стоимость права на участок (п.2 ст. 555 ГК РФ). Продавец может в договоре указать один объект – здание на земельном участке. Такое право подтверждает Верховный суд (см. Обзор судебной практики ВС РФ № 3 от 2016 г.): если земельный участок с объектами недвижимости принадлежит одному собственнику, то отчуждать землю или строения по отдельности нельзя.

Сделку нужно зарегистрировать. В соответствии с законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» заявителями будут стороны договора купли-продажи (п. 3 ч. 3 ст. 15 Закона № 218-ФЗ).

Государственная регистрация перехода прав на недвижимое имущество подтверждается выпиской из ЕГРН.

Однако для отражения в учёте поступления здания можно не ждать регистрации сделки. Если здание и земельный участок уже переданы организации по акту, нужно их оприходовать в качестве основных средств на отдельном субсчёте счёта 01 (п. 52 Методических указаний по учёту основных средств от 24.12.2010 № 186н). Важно, чтобы уже была сформирована первоначальная стоимость объектов, в наличии были первичные документы, подтверждающие приём-передачу, объект уже должен эксплуатироваться.

Как правильно принять к бухгалтерскому учёту такой актив?

Если стоимость объектов (земельный участок и здание) не поделена (то есть они продавались как один объект), то в учёте нужно отразить два разных объекта основных средств – ­ само здание и земельный участок. Делить объект на два придётся и в силу того, что здание амортизируется, а земельный участок – нет (см. п.17 ПБУ 6/01 «Учёт основных средств»).

Для этого общую стоимость объекта поделите пропорционально какому-либо показателю, например, данным об их остаточной или кадастровой стоимости. Дополнительно нужно включить в первоначальную стоимость объектов и другие расходы, связанные с покупкой (расходы на регистрацию имущества, комиссионные вознаграждения и т.п.). Зафиксируйте распределение расходов в бухгалтерской справке.

Стоимость здания формируется на субсчёте 08/4 «Приобретение объектов основных средств», расходы на земельный участок – на субсчёте 08/1 «Приобретение земельных участков».

Пример

Состоялся аукцион по продаже здания и земельного участка одним лотом, организация его выиграла, стоимость составила 6000 тыс. руб. (включая НДС – 1000 тыс. руб.). По документам остаточная стоимость объекта – 4000 тыс. руб., из которых здание – 2800 тыс. руб., земельный участок – 1200 тыс. руб. Плата за участие в аукционе, услуги юристов, госрегистрацию составили 120 тыс. руб. (включая НДС – 20 тыс. руб.).

Для распределения расходов между зданием и участком земли найдём коэффициент:

по зданию: 2800 тыс.: 4000 тыс. = 0,7;

по земельному участку: 1200 тыс.: 4000 тыс. = 0,3.

Аукционная цена отличается от остаточной, покупали имущество одним лотом, поэтому к учёту объекты нужно принять по фактической цене приобретения, предварительно распределив её пообъектно на основании бухгалтерской справки.

  • Дт 19 Кт 60 – 1000 тыс. руб. – отражён входящий НДС;

  • Дт 08/4 Кт 60 – 3500 тыс. руб. ((6000 – 1000) х 0,7) – стоимость здания;

  • Дт 08/1 Кт 60 – 1500 тыс. руб. ((6000 – 1000) х 0,3) – стоимость земельного участка;

  • Дт 19 Кт 60 – 20 тыс. руб. – учтён входящий НДС с дополнительных расходов;

  • Дт 08/4 Кт 60 – 70 тыс. руб. ((120 – 20) х 0,7) – часть расходов, отнесённых в стоимость здания;

  • Дт 08/1 Кт 60 – 30 тыс. руб. ((120 – 20 ) х 0,3) – расходы в стоимость участка;

  • Дт 68 Кт 19 – 1020 тыс. руб. (1000 + 20) – принят к вычету входящий НДС по недвижимости;

  • Дт 01 Кт 08/4 – 3 570 тыс. руб. (3500 + 70) – здание учтено в составе ОС;

  • Дт 01 Кт 08/1 - 1 530 тыс. руб. (1500 + 30) – земельный участок учтён в составе ОС.

Результаты ведения бухгалтерского учёта отражаются в бухгалтерской отчётности. Помочь сдать бухгалтерскую отчётность через интернет может решение компании Такском Онлайн-Спринтер

Преимущества этого облачного сервиса для бухгалтеров налицо:

Формат веб-кабинета. Без установки дополнительных сложных программ: работа осуществляется непосредственно из браузера.

Документы и данные хранятся в защищённом облачном архиве.

Пользователю доступна всегда только актуальная версия. Нет необходимости в самостоятельном обновлении ПО.

Требования к рабочему месту минимальны. Нужно лишь иметь ПК и доступ в интернет.

Быстрый запуск и работа даже с большим массивом документов.

Автоматическое определение типа отчёта и получателя при загрузке документа в веб-кабинет.

Встроенный персональный календарь бухгалтера с напоминаниями о приближении сроков сдачи отчётности.

Система автоматической проверки на ошибки и подсказки по заполнению форм отчётности.

 

Отправить
Запинить
Поделиться

Свои замечания и предложения отправляйте на brand@taxcom.ru

Специальные предложения
Для пользователей 1С
Отправляйте отчётность во все госорганы из привычного интерфейса 1С
Статьи по теме

Еще статьи

Мы всегда готовы вам помочь

Оставьте свой номер, если возникли вопросы. Мы перезвоним и поможем со всем разобраться

Просьба заполнить имя, чтобы консультант знал как к вам обращаться
Заполните поле телефон, чтобы консультант вам перезвонил