Покупка здания на земельном участке: сколько объектов учёта получаем?

279 просмотров
16.11.2020 12:02

423-основа.png

Гражданский кодекс делит вещи на движимые и недвижимые (ст. 130 ГК РФ). Самое важное отличие недвижимых вещей – неразрывная связь с землёй.

Если организация покупает здание, то по общему правилу его цена включает в себя и стоимость земельного участка под ним или стоимость права на участок (п.2 ст. 555 ГК РФ). Продавец может в договоре указать один объект – здание на земельном участке. Такое право подтверждает Верховный суд (см. Обзор судебной практики ВС РФ № 3 от 2016 г.): если земельный участок с объектами недвижимости принадлежит одному собственнику, то отчуждать землю или строения по отдельности нельзя.

Сделку нужно зарегистрировать. В соответствии с законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» заявителями будут стороны договора купли-продажи (п. 3 ч. 3 ст. 15 Закона № 218-ФЗ).

Государственная регистрация перехода прав на недвижимое имущество подтверждается выпиской из ЕГРН.

Однако для отражения в учёте поступления здания можно не ждать регистрации сделки. Если здание и земельный участок уже переданы организации по акту, нужно их оприходовать в качестве основных средств на отдельном субсчёте счёта 01 (п. 52 Методических указаний по учёту основных средств от 24.12.2010 № 186н). Важно, чтобы уже была сформирована первоначальная стоимость объектов, в наличии были первичные документы, подтверждающие приём-передачу, объект уже должен эксплуатироваться.

Как правильно принять к бухгалтерскому учёту такой актив?

Если стоимость объектов (земельный участок и здание) не поделена (то есть они продавались как один объект), то в учёте нужно отразить два разных объекта основных средств – ­ само здание и земельный участок. Делить объект на два придётся и в силу того, что здание амортизируется, а земельный участок – нет (см. п.17 ПБУ 6/01 «Учёт основных средств»).

Для этого общую стоимость объекта поделите пропорционально какому-либо показателю, например, данным об их остаточной или кадастровой стоимости. Дополнительно нужно включить в первоначальную стоимость объектов и другие расходы, связанные с покупкой (расходы на регистрацию имущества, комиссионные вознаграждения и т.п.). Зафиксируйте распределение расходов в бухгалтерской справке.

Стоимость здания формируется на субсчёте 08/4 «Приобретение объектов основных средств», расходы на земельный участок – на субсчёте 08/1 «Приобретение земельных участков».

Пример

Состоялся аукцион по продаже здания и земельного участка одним лотом, организация его выиграла, стоимость составила 6000 тыс. руб. (включая НДС – 1000 тыс. руб.). По документам остаточная стоимость объекта – 4000 тыс. руб., из которых здание – 2800 тыс. руб., земельный участок – 1200 тыс. руб. Плата за участие в аукционе, услуги юристов, госрегистрацию составили 120 тыс. руб. (включая НДС – 20 тыс. руб.).

Для распределения расходов между зданием и участком земли найдём коэффициент:

по зданию: 2800 тыс.: 4000 тыс. = 0,7;

по земельному участку: 1200 тыс.: 4000 тыс. = 0,3.

Аукционная цена отличается от остаточной, покупали имущество одним лотом, поэтому к учёту объекты нужно принять по фактической цене приобретения, предварительно распределив её пообъектно на основании бухгалтерской справки.

  • Дт 19 Кт 60 – 1000 тыс. руб. – отражён входящий НДС;

  • Дт 08/4 Кт 60 – 3500 тыс. руб. ((6000 – 1000) х 0,7) – стоимость здания;

  • Дт 08/1 Кт 60 – 1500 тыс. руб. ((6000 – 1000) х 0,3) – стоимость земельного участка;

  • Дт 19 Кт 60 – 20 тыс. руб. – учтён входящий НДС с дополнительных расходов;

  • Дт 08/4 Кт 60 – 70 тыс. руб. ((120 – 20) х 0,7) – часть расходов, отнесённых в стоимость здания;

  • Дт 08/1 Кт 60 – 30 тыс. руб. ((120 – 20 ) х 0,3) – расходы в стоимость участка;

  • Дт 68 Кт 19 – 1020 тыс. руб. (1000 + 20) – принят к вычету входящий НДС по недвижимости;

  • Дт 01 Кт 08/4 – 3 570 тыс. руб. (3500 + 70) – здание учтено в составе ОС;

  • Дт 01 Кт 08/1 - 1 530 тыс. руб. (1500 + 30) – земельный участок учтён в составе ОС.

Результаты ведения бухгалтерского учёта отражаются в бухгалтерской отчётности. Помочь сдать бухгалтерскую отчётность через интернет может решение компании Такском Онлайн-Спринтер

Преимущества этого облачного сервиса для бухгалтеров налицо:

Формат веб-кабинета. Без установки дополнительных сложных программ: работа осуществляется непосредственно из браузера.

Документы и данные хранятся в защищённом облачном архиве.

Пользователю доступна всегда только актуальная версия. Нет необходимости в самостоятельном обновлении ПО.

Требования к рабочему месту минимальны. Нужно лишь иметь ПК и доступ в интернет.

Быстрый запуск и работа даже с большим массивом документов.

Автоматическое определение типа отчёта и получателя при загрузке документа в веб-кабинет.

Встроенный персональный календарь бухгалтера с напоминаниями о приближении сроков сдачи отчётности.

Система автоматической проверки на ошибки и подсказки по заполнению форм отчётности.

 

Отправить
Запинить
Поделиться
Статьи по теме

Еще статьи

Свои замечания и предложения отправляйте на kalabuhovapa@taxcom.ru