Технологический сбор введут с 1 декабря 2026 года. Он будет уплачиваться импортёрами – юридическими лицами и ИП (в том числе по схеме параллельного импорта, а также при приобретении товаров у иностранного продавца на электронных торговых площадках) при ввозе продукции, относящейся к электронной компонентной базе (электронных модулей), а также содержащей электронную компонентную базу*. Плательщиками станут и российские производители такой продукции и компонентов – юридические лица и индивидуальные предприниматели (п. 32, 33 ст. 3, ст. 10.2 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 488-ФЗ)).
Полномочия органов власти и организаций в связи с введением технологического сбора
Правительство Российской Федерации устанавливает порядок исчисления технологического сбора, порядок и срок его уплаты, порядок и срок возврата излишне уплаченных сумм.
Минпромторг России:
утверждает перечни электронной компонентной базы (электронных модулей) и промышленной продукции, содержащей электронную компонентную базу, для целей внесения платежа. Он будет взиматься с товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;
утверждает методику определения размеров технологического сбора;
определяет ставки платежа;
даёт письменные разъяснения по вопросам применения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о технологическом сборе (п. 4 ст. 10.2 Федерального закона № 488-ФЗ).
ФНС России администрирует уплату технологического сбора и предоставляет Минпромторгу России информацию о поступивших от плательщиков суммах. Порядок взимания технологического сбора увязан с вводом в оборот товара, подлежащего обязательной маркировке средствами идентификации. Поэтому ФНС России совместно с оператором системы маркировки «Честный ЗНАК» обеспечивает взаимодействие автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3») с системой маркировки. Кроме того, система маркировки интегрируется с государственной информационной системой промышленности (ГИСП, п. 42 положения о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 515 в ред. проекта постановления Правительства РФ, https://regulation.gov.ru, ID проекта – 02/07/03-26/00165947).
Продукция, в отношении которой уплачивается технологический сбор
Конкретный перечень будет устанавливаться Минпромторгом России. Вероятно, бизнесу предстоит поэтапное расширение этого списка.
На сегодня известно, что в перечень войдут товары из числа отдельных видов радиоэлектронной продукции, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
Потенциальный круг позиций перечня ограничен видами продукции, упомянутыми в приложении к постановлению Правительства РФ от 28.11.2025 № 1954 «Об утверждении Правил маркировки отдельных видов радиоэлектронной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении отдельных видов радиоэлектронной продукции». В нём каждому наименованию вида радиоэлектронной продукции соответствуют коды ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2. Они помогут сориентироваться и облегчить идентификацию таких продуктов как для целей маркировки, так и для целей уплаты технологического сбора.
Системы технологического сбора и маркировки товаров синхронизируются таким образом, чтобы компания (ИП) не могла ввести товары в оборот без уплаты сбора. Под вводом в оборот подразумевается (п. 2 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утв. постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 № 515):
- при производстве продукции на территории Российской Федерации – первичный переход права собственности на неё от производителя к иному лицу;
- при производстве за пределами РФ – выпуск таможенными органами для внутреннего потребления товара, ввозимого в Российскую Федерацию, или ввоз его из страны ЕАЭС.
При перемаркировке технологический сбор заново уплачивать не придётся. А вот если, например, электронные модули, в отношении которых сбор был уплачен, войдут в состав готовой продукции, также включённой в перечень, то за каждую единицу этой продукции платёж придётся внести – ведь это уже другие позиции, новый продукт.
Не подлежат обязательной маркировке средствами идентификации и, следовательно, не облагаются технологическим сбором следующие категории электронной продукции (электронной компонентной базы):
- образцы, предназначенные для проведения испытаний в целях оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, актов органов Евразийского экономического союза, а также нормативных технических актов государств – членов ЕАЭС в области стандартизации;
- товары, ввозимые на территорию Российской Федерации организаторами и участниками международных выставок и ярмарок в качестве образцов и экспонатов и не предназначенные для реализации (продажи);
- импортные или произведённые на территории Российской Федерации товары, используемые в качестве рекламных, маркетинговых образцов, не предназначенных для реализации (продажи);
- изделия, находящиеся на временном хранении либо помещённые под таможенную процедуру таможенного склада;
- продукция, помещаемая под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия или для перевозки от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа;
- товары, помещаемые под таможенные процедуры в целях их вывоза за пределы ЕАЭС;
- товары, являющиеся иностранной безвозмездной (гуманитарной) и международной технической помощью;
- продукция в упаковке или без неё, полученная в результате фасовки организациями розничной торговли и предлагаемая ими к продаже в упаковке или без неё либо с возможностью самостоятельного упаковывания потребителем;
- радиоэлектронная продукция при её реализации (продаже) в магазинах беспошлинной торговли;
- товары при их хранении производителями;
- изделия, приобретённые по сделке, сведения о которой составляют государственную тайну, а также те, закупка которых осуществлена в случаях, предусмотренных п. 11 ст. 24 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или ст. 3.5 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при их транспортировке участником такой сделки по территории Российской Федерации;
- товары, изъятые, арестованные, конфискованные или обращённые в доход государства иным способом, и те, взыскание на которые обращено в счёт исполнения обязательств, предусмотренных налоговым и таможенным законодательством. Они не подлежат маркировке при приобретении, хранении, транспортировке, реализации (продаже). К этой же группе относятся товары, подлежащие уничтожению. Их нет нужды маркировать при хранении и транспортировке;
- продукция, предназначенная для официального пользования дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, международными, межгосударственными и межправительственными организациями, их представительствами, а также представительствами государств при них.
Вывод следует из п. 3 Правил маркировки товаров, утв. постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 № 515 и п. 3 Правил маркировки отдельных видов радиоэлектронной продукции, утв. постановлением Правительства РФ от 28.11.2025 № 1954.
Как определяется размер сбора
Ставка сбора определяется Минпромторгом России в фиксированной сумме в рублях за каждую единицу из группы электронной компонентной базы (электронных модулей), а также промышленной продукции, содержащей электронную компонентную базу, которая ввезена в Российскую Федерацию плательщиком технологического сбора или произведена в России (п. 1 ст. 10.2 Федерального закона № 488-ФЗ).
Тариф дифференцируется в зависимости от кода ТН ВЭД (ОКПД), наличия или отсутствия товарного знака и модели, и (или) технических характеристик продукции.
Размер технологического сбора за единицу (один электронный модуль, одна единица электронной продукции) не будет превышать 5 000 рублей (п. 2 ст. 10 Федерального закона № 488-ФЗ).
Величина, которую нужно оплатить, будет определяться автоматически в следующем порядке (п. 5–9, 13, 14 проекта Правил исчисления технологического сбора, https://regulation.gov.ru , ID проекта – 02/07/03-26/00165947, далее – проект Правил):
- плательщик технологического сбора подаёт данные о товаре (уведомление о вводе в оборот) в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (ГИС МТ);
- оператор ГИС МТ не позднее 1 календарного дня со дня получения такого уведомления направляет в государственную информационную систему промышленности сведения о плательщике технологического сбора и о самой радиоэлектронной продукции: наименование организации (ИП), ИНН, ОГРН, код по ОКТМО, тип плательщика (производитель или импортёр); GTIN товара; коды ТН ВЭД и ОКПД; наименование товара; номер реестровой записи в реестре российской промышленной продукции; количество единиц; товарный знак (при наличии); модель (артикул); технические характеристики продукта, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2025 № 1954; дату формирования уведомления о вводе товара в оборот;
- ГИСП начисляет технологический сбор в автоматизированном режиме в течение 1 календарного дня с момента получения вышеуказанных сведений;
- данные о сумме начисления предоставляются плательщику в личном кабинете государственной информационной системы промышленности. Оповещение о начислении придёт на электронную почту организации или ИП, указанную при регистрации в ГИСП.
Как уплачивать технологический сбор
Технологический сбор не является налоговым платежом, не входит в ЕНП. При его оплате необходимо указать в платёжном документе соответствующий КБК (приказ Минфина России от 10.06.2025 № 70н):
| КБК | Назначение платежа |
|---|---|
| 182 1 15 09010 01 6000 140 | технологический сбор, уплачиваемый при ввозе в Российскую Федерацию электронной компонентной базы (электронных модулей) и (или) промышленной продукции, содержащей электронную компонентную базу (электронные модули) |
| 182 1 15 09020 01 6000 140 | технологический сбор, уплачиваемый при производстве на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации электронной компонентной базы (электронных модулей) и (или) промышленной продукции, содержащей электронную компонентную базу (электронные модули) |
Данные о внесённом платеже появятся в личном кабинете плательщика в ГИСП (п. 8 проекта Правил).
Вопросы уплаты сбора администрирует ФНС России. Она передаёт в ГИСП сведения (п. 14 проекта Правил):
- о суммах начисленного технологического сбора;
- о суммах уплаченного технологического сбора;
- сальдо по счету технологического сбора. В течение 1 календарного дня после поступления в ГИСП информации об уплате ГИСП автоматически формирует уведомление о подтверждении уплаты и возможности ввода товара в оборот и передаёт его в ГИС МТ, а также плательщику посредством личного кабинета в государственной информационной системе промышленности (п. 7 проекта Правил). При недостаточности платежа формируется уведомление о невозможности внесения в ГИС МТ сведений о вводе товара в оборот, которое доставляется в ГИС МТ и плательщику тем же путём.
После поступления уведомления о подтверждении уплаты суммы технологического сбора в ГИС МТ оператор системы «Честный ЗНАК» вносит в систему сведения о вводе товара в оборот. Он должен сделать это не позднее дня, следующего за днём поступления уведомления (п. 15 проекта Правил).
В случае, если технологический сбор не уплачен, соответствующие товарные позиции в оборот ввести не получится. Таков запрет п. 5 ст. 10.2 Федерального закона № 488-ФЗ. На практике производителю, импортёру «Честный ЗНАК» откажет во вводе товаров в оборот, если уведомление о подтверждении уплаты технологического сбора и возможности ввода товара в оборот не было представлено ГИСП в систему ГИС МТ в течение 17 рабочих дней со дня получения ГИС МТ уведомления о вводе товара в оборот (п. 77, 78, 79 Правил маркировки отдельных видов радиоэлектронной продукции, утв. постановлением Правительства РФ от 28.11.2025 № 1954 с учётом проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2025 г. № 1954», https://regulation.gov.ru, ID проекта – 01/01/06-26/00168540). Аналогичным будет эффект при поступлении в ГИС МТ от ГИСП уведомления о невозможности внесения в информационную систему мониторинга сведений о вводе товаров в оборот.
Пени на неисполненную обязанность по уплате технологического сбора не начисляются (п. 9 проекта Правил).
Переходные положения
Как мы показали, технологический сбор вводится с 1 декабря 2026 года и его уплата увязана с вводом в оборот отдельных видов радиоэлектронной продукции, подлежащей обязательной маркировке средствами идентификации.
Ввод в оборот продукции без нанесения на неё кодов маркировки и представления сведений в «Честный ЗНАК» допускается только до наступления дат, установленных п. 3 постановления Правительства РФ от 28.11.2025 № 1954. После того как маркировка становится обязательной, невыполнение этих требований ставит любые операции с такого рода изделиями вне закона.
Правилами, утв. постановлением № 1954 (п. 6 с учётом проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2025 г. № 1954», https://regulation.gov.ru, ID проекта - 01/01/06-26/00168540) определён переходный период:
- электронные сигареты и аналогичные индивидуальные электрические испарительные устройства многоразового использования, произведённые в РФ или ввезённые из-за рубежа в период по 30 ноября 2026 года, могут находиться в обороте без маркировки по 31 мая 2027 года;
- остальная радиоэлектронная продукция, подлежащая маркировке и произведённая в России либо ввезённая в РФ в период по 30 апреля 2026 года, допускается к обороту без маркировки и выводу из оборота по 28 февраля 2027 года.
Поскольку новое законодательство координирует уплату технологического сбора с вводом маркированных товаров в оборот, то до указанных выше дат соответствующая продукция находится в обороте без уплаты технологического сбора, даже если виды такой продукции войдут в перечни Минпромторга. После наступления, соответственно, 31.05.2027 или 28.02.2027 остатки указанных изделий нужно будет промаркировать и ввести в оборот по правилам постановления № 1954 (п. 2 Правил, утверждённых этим постановлением). На этой стадии и потребуется уплатить технологический сбор за них, если эти позиции к тому моменту войдут в перечни товаров, в отношении которых вносится сбор.
* Под электронной компонентной базой подразумевается совокупность изделий электронной техники, квантовой электроники и/или электротехнических изделий, представляющих собой сборочную единицу или их набор. Модуль обладает конструктивной целостностью, изготавливается по самостоятельным комплектам конструкторской и технологической документации, имеет функциональную и конструктивную законченность как сборочная единица (п. 3.31 ГОСТ Р 58857-2020).



