Ваш регион Москва?
Офисы
Выберите регион обслуживания
А
Б
В
Д
Е
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Х
Ч
Я
Регион не найден

Как отказаться от электронной подписи

Иногда возникает вопрос, как аннулировать электронную подпись, чтобы она была признана недействительной. Отказываться от неё приходится по разным причинам, и важно сделать это правильно, чтобы избежать негативных юридических последствий. ЭП равнозначна собственноручной подписи. Её неправомерное использование может причинить существенный вред. Рассмотрим подробнее, как сделать такую подпись недействительной.

Когда ЭП считается недействительной

Статья 14 Федерального закона № 63 устанавливает два обстоятельства, при которых ЭП может быть признана недействительной — это аннулирование сертификата или прекращение его действия. Сертификат может быть аннулирован при наличии следующих условий:

  • выявлен факт несоответствия фактического владельца подписи и пользователя, данные которого зафиксированы в сертификате;
  • выявлен ключ проверки сертификата ЭП в другом сертификате электронной подписи, который был выдан ранее;
  • сертификат был признан недействительным по решению суда, в том числе при выявлении в нём данных, не соответствующих действительности.

Также сертификат может аннулироваться выдавшим его удостоверяющим центром (УЦ). Это происходит при наличии следующих обстоятельств:

  • срок действия сертификата завершился и не был продлён владельцем;
  • владелец подал заявление на прекращение действия ЭП;
  • УЦ прекратил свою деятельность и не передал полномочия другим аналогичным организациям;
  • в прочих случаях, установленных соглашениями между клиентом и УЦ или нормативно-правовыми актами.

В каких случаях необходимо отозвать ЭП

Владелец может прекратить действие ЭП в любой момент по собственному желанию — для этого он должен обратиться в УЦ, предоставивший подпись. Как правило, это приходится делать в следующих случаях:

  • прекращение деятельности ИП или организации (если владелец подписи лишается полномочий, то она становится недействительной);
  • изменение личных данных (они должны быть актуальными сведениях о собственнике сертификата, потребуется перевыпустить ЭП);
  • потеря, повреждение или кража физического носителя (если токен был потерян, похищен или по каким-либо причинам перестал работать, необходимо обратиться в УЦ с заявлением о блокировке подписи).

Порядок отзыва электронной подписи для физических лиц, ИП и организаций

Процедура блокировки и аннулирования электронной подписи зависит от категории её владельца. Рассмотрим подробнее, как действовать в каждой ситуации.

Отзыв электронной подписи для юрлиц и ИП

Владелец ЭП подаёт заявление в УЦ с указанием причины аннулирования. Это может быть кража или утеря токена, прекращение деятельности ИП или ООО, а также другие основания. Для заполнения заявления потребуется серийный номер подписи — эту информацию можно найти в разделе «Сервис» программы-криптопровайдера. Нужно открыть окно, запустить поиск сертификатов и выбрать нужный.

Заполненное заявление подаётся в УЦ. Для этого собственник должен прийти в центр с паспортом. Сотрудник УЦ проверит правильность заполнения заявления и аннулирует подпись.

Отзыв электронной подписи для физических лиц

Физические лица действуют аналогичным образом. Необходимо перейти на сайт удостоверяющего центра, скачать и заполнить форму заявления. Потребуется указать персональные данные, причину отзыва подписи, её серийный номер.

После этого собственник приходит в ближайшее отделение УЦ с паспортом, подаёт заявление, и сотрудник аннулирует ЭП. С этого момента она считается недействительной.

Как отозвать электронную подпись на Госуслугах

В ЛК на Госуслугах отображаются данные подписи, которая была предоставлена пользователю в качестве физического лица. Её можно использовать для подписания документов при взаимодействии с государственными органами. Также её используют сотрудники организаций при наличии машиночитаемой доверенности. Если возникла необходимость аннулировать подпись, это можно сделать через Госуслуги.

Процедура отзыва электронной подписи

Отозвать ЭП в любом случае придётся лично — это может сделать только её владелец. Альтернативный вариант – подать заявление онлайн на сайте Госуслуг и подписать его действующей КЭП. Таким решением могут воспользоваться физические лица.

Рассмотрим детально другие варианты.

Обращение в аккредитованный удостоверяющий центр

Если подпись была получена через аккредитованный удостоверяющий центр, в него нужно будет обратиться с заявлением для отзыва. Заявление можно подавать в электронном или бумажном виде. В него вносятся данные владельца, серийный номер, причина отказа от услуг. В течение 12 часов сотрудники УЦ обязаны будут включить новую информацию в реестр, после чего подпись будет аннулирована. Если это происходит из-за судебного решения, то допустимое время отзыва увеличивается до 1 суток.

Взаимодействие с ФНС России

Если подпись была предоставлена ИП или руководителю юрлица налоговой службой, то заблокировать её нужно будет в ИФНС при личном обращении. Налогоплательщики обслуживаются в порядке живой очереди. Можно заранее скачать заявление на официальном сайте ФНС России и заполнить его, чтобы не тратить время в отделении.

Обращение в Банк России

Участники финансового рынка и банковские сотрудники могут получить ЭП через Банк России. Аннулировать её можно при личном обращении в пункт выдачи с паспортом и заполненным заявлением.

Взаимодействие с казначейством

В казначействе ЭП выдаётся работникам бюджетных учреждений. Чтобы её отменить, нужно подать заявление в электронном виде на сайте УЦ или в бумажном виде в отделении ведомства. Сертификат в соответствии с правилами казначейства будет заблокирован в течение 10 дней.

Последствия использования недействительного сертификата электронной подписи

Если пользователь попытается подписать документ недействительной подписью, система просто не допустит этого из-за использования неработающего ключа. Получатель документа будет уведомлён, что подпись недействительна, а следовательно, не имеет юридической силы.

Последствия несвоевременного отзыва электронной подписи

Если ЭП попала в чужие руки, это может привести к самым неприятным и даже опасным последствиям для собственника. С её помощью можно заключать сделки, выполнять различные юридически значимые действия, которые впоследствии будет крайне сложно аннулировать, так как подпись на документах будет признана в суде действительной. Чтобы избежать негативных последствий, нужно как можно быстрее заблокировать ЭП при утере или краже токена.

Заключение

Аннулирование ЭП позволит прекратить её действие и избежать негативных юридических последствий. Собственник имеет право в любое время отказаться от ЭП и прекратить её действие — для этого он должен будет обратиться в место выдачи. Лучше не пренебрегать блокировкой, так как неправомерное использование ЭП может быть крайне опасным.

Отдел продаж: 8 495 730-73-47
Техподдержка: 8 495 730-73-45