- Проверка подключения носителя ЭП
- Установка программного обеспечения
- Загрузка сертификатов
- Исправление ошибок
- Заключение
Электронная подпись выступает в роли аналога собственноручной подписи, с помощью которой можно подтвердить подлинность документа и придать ему юридическую силу. Но что делать, если компьютер не видит сертификат электронной подписи? Такая ситуация может быть связана с несколькими причинами: необходимо проверить используемое ПО, действительность лицензии, правильность настройки рабочего места и прочие условия.
Проверка подключения носителя ЭП
Одна из самых распространённых причин, по которой компьютер не видит сертификат ЭЦП — неисправность или неправильное подключение ключевого носителя–токена. Если такая проблема возникла, нужно сделать следующее:
- убедиться, что носитель с электронной подписью подключён к компьютеру через USB-порт;
- удостовериться, что на ключевом носителе после подключения горит светодиодный индикатор. Если нет, это может говорить о неисправности или повреждении самого носителя либо USB-порта. Если на ПК несколько портов, можно попробовать альтернативные варианты.
ЭЦП – устаревшая аббревиатура, но её до сих пор часто ищут пользователи в поисковых системах, поэтому мы упоминаем и такой вариант. Правильное сокращение «электронной подписи» – «ЭП».
Установка программного обеспечения
Следующая распространённая причина, по которой компьютер не видит ЭП, — отсутствие требуемого программного обеспечения. Для правильной работы ЭП нужно установить программу криптопровайдера. Самым распространённым вариантом остаётся «КриптоПро CSP». Необходимо приобрести лицензионную версию. Если срок действия лицензии истёк, её нужно будет продлить, иначе пользоваться ЭП будет невозможно.
Проблемы с ЭП также могут возникать, если на ПК не установлены драйверы для токена. Если они отсутствуют или устарели, их нужно установить с официального источника.
Загрузка сертификатов
Следующий фактор, из-за которого могут возникнуть проблемы с доступом к электронной подписи, — отсутствие необходимых сертификатов. Сертификат представляет собой открытую часть ключа, которую можно будет получить в удостоверяющем центре при оформлении электронной подписи. Легко и удобно можно выпустить сертификат в программе «Мастер выпуска сертификатов», заказав его в УЦ «Такском».
Кроме того, сертификат можно загрузить через программу «КриптоПро CSP». Сделать это можно следующим образом:
- Запустите «КриптоПро CSP» с помощью меню «Пуск» или с помощью ярлыка программы на Рабочем столе.
- Перейдите во вкладку «Сервис» и откройте пункт меню «Просмотреть сертификат в контейнере».
- В появившемся окне нужно нажать кнопку «Обзор» — это позволит увидеть доступные контейнеры.
- Выберите нужный контейнер из списка и нажмите кнопку «Ок». Если сертификат в контейнере не был обнаружен, необходимо обратиться в УЦ и получить недостающий открытый ключ.
- После обнаружения нужного сертификата нажмите кнопку «Установить» и дождитесь завершения процесса установки. После этого нажмите кнопку «Ок».
При необходимости нужно будет установить и настроить плагин для браузера. Предварительно убедитесь, что на компьютере установлена последняя версия браузера и ему не требуется обновление.
Исправление ошибок
Если компьютер не видит подключённый носитель с ЭП, необходимо последовательно проверить все факторы, которые могут стать причиной ошибки и невозможности использования электронной подписи. Основные действия для исправления ошибок:
- Проверьте наличие сертификата ЭП в «Личном хранилище пользователя» с привязкой к токену. Если его нет, необходимо обратиться в удостоверяющий центр для получения недостающей части ключа.
- Протестируйте работу ЭП через «КриптоПро CSP» и настройте параметры, если это необходимо. Если возникли сложности, получите консультацию у специалистов техподдержки удостоверяющего центра.
- Проверьте состояние токена. Если носитель цифровой подписи по какой-либо причине не работает, а проблемы с портами USB не были обнаружены, возможно, потребуется покупка нового токена. USB-носитель может пострадать из-за неаккуратного обращения, механических воздействий, высокой температуры и других факторов. Если он вышел из строя, потребуется перезаписать ключ на другое устройство.
- Проверьте правильность установки программного обеспечения. Программа может по каким-либо причинам не работать, часто отказ связан с завершением времени действия лицензии. Если на ПК стоит устаревшая версия «КриптоПро CSP», её потребуется обновить — скачать и поставить обновление можно через официальный сайт разработчика.
В большинстве случаев проблема с неработающей ЭЦП связана именно с перечисленными ошибками. Если сбой возник из-за загрузки корневого или личного сертификата, воспользуйтесь помощью специалистов. Техподдержка удостоверяющего центра точно установит причину неисправности и при необходимости предоставит недостающие компоненты открытого ключа. В результате все составляющие будут готовы к работе, проблем с использованием электронной подписи больше не возникнет.
Заключение
Электронная цифровая подпись состоит из нескольких компонентов, каждый из которых должен работать правильно. Если на любом из этапов возникает сбой, это приведёт к невозможности использования ЭП. Чтобы устранить проблему, необходимо проверить работоспособность токена, убедиться в наличии всех требуемых сертификатов, проверить правильность работы установленного программного обеспечения.
и получайте новости первыми!