Ваш регион Москва?
Офисы
Выберите регион обслуживания
А
Б
В
Д
Е
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Х
Ч
Я
Регион не найден

Многочисленные изменения в КоАП РФ: на какие обратить внимание каждому

2992 просмотра
29.08.2023 16:48

Автор: Марина Климова — профессиональный бухгалтер и независимый налоговый консультант, автор более 70 книг и многочисленных статей по проблемам бухгалтерского учёта и налогообложения, к. э. н.

Наши законодатели, возможно, поставили очередной рекорд: только за прошедшее лето принято 28 Федеральных законов о внесении изменений в КоАП РФ. Еще 40 находятся на рассмотрении. Естественно, при таком размахе нововведения касаются очень разных норм и вводят (ужесточают) санкции за нарушения с различных областях. Тут и ответственность за участие в деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре, и за правонарушения в сфере производства и оборота табачной и пивной продукции, и за нарушения, связанные с проявлениями монополистической деятельности на цифровых товарных рынках, за правонарушения в областях воинского учета, миграционного законодательства, обращения с животными, за распространение экстремистских материалов и прочее и прочее. Рассмотрим те новации, которые затрагивают сферу интересов наиболее широкого круга хозяйствующих субъектов, и разберемся, как избежать неприятностей.

Нарушение работодателем правил воинского учета

Очень примечателен Федеральный закон от 31.07.2023 № 404-ФЗ, которым в КоАП РФ внесены поправки, касающиеся ответственности за нарушения в области воинского учета.

С 01.10.2023 в новом свете представлены сразу 3 статьи Кодекса. Вот как «распухли» штрафы:

Правонарушение, ст. КоАП РФ Санкция
До 01.10.2023 Начиная с 01.10.2023
Непредставление или несвоевременное представление должностными лицами организаций сведений, необходимых для ведения воинского учета, ст. 21.4 наложение административного штрафа на должностное лицо организации в размере от 1 000 до 5 000 руб. наложение административного штрафа на должностных лиц организации в размере от 40 000 до 50 000 руб.
Неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову (повестке) ст. 21.2 наложение административного штрафа на должностное лицо организации в размере от 1 000 до 3 000 руб. наложение административного штрафа на должностных лиц организации в размере от 40 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц — от 350 000 до 400 000 руб.
Неисполнение военно-транспортных обязанностей, ст. 19.25 предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц — от 500 до 1 000 руб.; на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб. предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 000 до 25 000 руб.; на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц — от 350 000 до 400 000 руб.

КоАП РФ с 01.10.2024 прирос новой статьей 19.38, предусматривающей санкции за неоказание содействия военным комиссариатам в их мобилизационной работе при объявлении мобилизации. Она устанавливает два штрафа:

  • за неисполнение обязанности по обеспечению своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части либо неоказание содействия в организации таких оповещения и явки;
  • за неисполнение обязанности по организации или обеспечению поставки техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации,
  • за каждый состав — в размере от 60 000 до 80 000 руб. для должностных лиц и от 400 000 до 500 000 руб. для юридических лиц

Многократно «дорожают» и нарушения в области воинского учета для самих военнообязанных, наказания за которые предусмотрены ст. 21.5 «Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету», 21.6 «Уклонение от медицинского обследования», 21.7 «Умышленные порча или утрата документов воинского учета» КоАП РФ.

Дела обо всех этих административных нарушениях рассматривают военкоматы (ч. 1 ст. 23.11 КоАП РФ), а сроки давности по статьям главы 19 Кодекса составляют 60 календарных дней, по статьям главы 21 — целых 3 года (ст. 4.5 КоАП РФ).

Причины происходящего, наверное, разъяснять излишне, а вот проанализировать, что требуется от каждого работодателя-организации в свете новых рисков стоит. Оставим (в надежде на лучшее) за пределами нашего рассмотрения наказания за нарушения в период мобилизации и военного времени и обратимся к повседневности.

Всякая организация должна вести воинский учет, а также обеспечивать исполнение гражданами воинской обязанности согласно требованиям Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон № 53-ФЗ) (ст. 4, 8) и Положением о воинском учете, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (ред. от 25.07.2023). Эти документы дают четкое представление об объеме работ. Так, руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны оповещать граждан о вызовах (повестках) военкоматов и обеспечивать им возможность своевременной явки; направлять необходимые для ведения воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять; вручать тем, кто подлежит постановке на воинский учет, соответствующее направление в военкомат.

Повышение ставок штрафов напрямую связано с большой воинской реформой. Поэтому важно иметь в виду, что оба указанных выше нормативных акта также претерпели изменения. Закон № 53-ФЗ с 14.04.2023 действует в редакции Федерального закона от 14.04.2023 № 127-ФЗ; с 04.08.2023 — в редакции Федеральных законов от 04.08.2023 № 437-ФЗ, № 439-ФЗ, а с 01.01.2024 текст снова изменится за счет вступления в силу части норм Федеральных законов от 24.07.2023 № 326-ФЗ и от 04.08.2023 № 439-ФЗ. Положение о воинском учете с 05.08.2023 применяется в новой редакции.

Если организация ранее не уделяла должного внимания этой стороне своей деятельности, самое время одуматься, изучить правила и инструкции, включая те, на которые мы ссылаемся в данном материале. Тем же, кто добросовестно ведет воинский учет, напомним в свете рассматриваемых нововведений о тех изменениях, которые нужно учесть в работе с 5 августа 2023 г. (п. 16(2), пп. «г» п. 30, пп. «а», «е», «ж» п. 32, Приложение 2 Положения о воинском учете):

  • необходимо в течение 5 дней (было — 2 недели) со дня принятия (поступления) или увольнения (отчисления) граждан с работы (из образовательных организаций) направлять в соответствующие военкоматы сведения о военнообязанных гражданах. Форма сведений обновлена;
  • в учетные документы нужно оперативно вносить сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в течение 5 дней (ранее срок был двухнедельным) со дня изменения самостоятельно — не дожидаясь запроса — сообщать о них в военкоматы;
  • нужно информировать военкоматы об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации в течение 5 дней со дня выявления проблемы (ранее срок не был определен);
  • необходимо фиксировать отказ гражданина от вручения повестки по месту работы (учебы) путем проставления на повестке ответственными должностными лицами отметки, содержащей дату отказа, должность, подпись, инициалы и фамилию лица, вручавшего гражданину повестку, а также подписи, инициалы и фамилии присутствовавших при этом лиц.

Кроме того, с 14.04.2023 до трех дней сократился срок, в течение которого работодатель обязан направлять в военкоматы сведения о случаях выявления граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (п. 1 ст. 4 Федерального закона № 53-ФЗ). Ранее срок был двухнедельным.

Обратим внимание, что указанные нами сроки выполнения обязанностей организации в рамках воинского учета важны: штрафуют как за непредставление сведений вообще, так и просрочку (см. ст. 21.4 КоАП РФ).

А еще интересно, о каких именно должностных лицах, которым грозит штраф, идет речь в ст. 21.2 и 21.4 КоАП РФ. Это руководитель? Кадровик? А если обязанности кадровика исполняет бухгалтер? Ст. 4 Закона № 53-ФЗ вменяет выполнение обязанностей по ведению воинского учета руководителям или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицам (работникам) организаций. При этом в силу п. 9, 12 Положения о воинском учете и п. 17 — 19 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017) за организацию воинского учета отвечают руководители, а за ведение — те сотрудники, в чьи должностные обязанности это входит, причем сотрудник (сотрудники) может выполнять обязанности по совместительству (при наличии на воинском учете менее 500 работников) или быть освобожденным (при большей численности работников). Получается, что за отсутствие должной постановки воинского учета ответит директор, а за нарушения при его ведении — тот, чьей трудовой функцией согласно трудовому договору является его осуществление, причем бухгалтер может оказаться «крайним» только если эти обязанности ему вменены и вменены правомерно.

ИП-работодатели вести воинский учет не обязаны (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 14.04.2009 № 13798/08 по делу № А33-4142/2008) и соответствующие штрафы им не грозят.

Нарушение рекламодателем правил учета интернет-рекламы

С 1 сентября 2023 г. начнут штрафовать за неисполнение рекламодателем, рекламораспространителем, оператором рекламной системы обязанности по предоставлению информации или обязанности по обеспечению предоставления информации в Роскомнадзор (РКН) о распространенной в интернете рекламе, а также за нарушение сроков исполнения таких обязанностей или за предоставление РКН неполной, недостоверной, неактуальной информации. Штраф, предусмотренный новой ч. 15 ст. 14.3 КоАП РФ, впечатляет: граждан накажут рублем в сумме от 10 000 до 30 000; штраф для должностных лиц и ИП (с учетом примечания к ст. 2.4 КоАП РФ) составит — от 30 000 до 100 000 руб., а для юридических лиц — вообще от 200 000 руб. до полумиллиона.

Если столь жесткое обращение с профессиональными участниками рекламного рынка (рекламораспространителями, операторами рекламных систем) еще можно понять (их ответственность за иные нарушения в области распространения интернет-рекламы предусмотрена еще двумя новыми частями этой же статьи — ч. 16 и ч. 17), то рекламодатели, наверное, не очень готовы к этим новым мерам ответственности. А за что, собственно, могут наказать именно рекламодателя?

Новые санкции грозят при неисполнении требований ст. 18.1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Эта статья начала применяться с 1 сентября 2022 г. и ее нормы нацелены на обеспечение прослеживаемости рекламы в интернете. И вот через год тренировочный период закончился...

РКН осуществляет учет, хранение и обработку информации о распространенной рекламе, в том числе сведений о рекламодателях и рекламораспространителях такой рекламы, операторах рекламных систем. Те, в свою очередь, обязаны предоставлять информацию или обеспечивать предоставление информации об этой рекламе в надзорный орган (п. 1, 3, 5 ст. 18.1). Но не все. А только соответствующие критериям, определенным Постановление Правительства РФ от 25.05.2022 № 948. Из числа рекламодателей это организации, ИП и простые граждане, за исключением тех, кто обладает исключительным правом на объекты рекламирования и (или) является изготовителями или продавцами рекламируемых товаров и при этом на договорной основе делегировал обязанности по передаче данных в единую информационную систему РКН рекламораспространителю или оператору рекламной системы. Если рекламодатель под указанное исключение не попадает, он сам обязан предоставлять информацию РКН.

Речь при этом идет о рекламе в интернете в форме баннеров, текстового или текстово-графического блока, видеороликов, аудиозаписи, аудио- и (или) видеотрансляции в прямом эфире, рекламе всех видов в соцсетях, у блогеров, в аудиовизуальных сервисах, сервисах обмена мгновенными сообщениями, поисковых системах и т. д.

Среднестатистическому рекламодателю, полагаем, будет затруднительно действовать самостоятельно, а значит, во избежание санкций стоит включить соответствующие условия о передаче данных в систему РКН в договоры с рекламными агентствами и прочими рекламораспространителями (посредником, оператором рекламной системы). При этом важно, чтобы с таким контрагентом подписывался акт или иной документ с данными об исполнении договора, содержащий дату и номер, а также данные о стоимости и объеме оказанных услуг, стоимости одной единицы оказания услуг (показа рекламы, факта доступа, действия потребителя рекламы, определенного рекламодателем), сроке их оказания, типе рекламной кампании в сети, характеристиках охваченной рекламой аудитории (при наличии такой информации), поскольку эти сведения ответственный контрагент должен будет передавать в систему (абз. 7 пп. «и» п. 5 Распоряжения Правительства РФ от 30.05.2022 № 1362-р). Сам акт должен составляться и подписываться сторонами достаточно оперативно, ведь для своевременного размещения сведений в реестре участники цепочки должны успеть передать информацию о рекламе оператору рекламных данных в течение 30 календарных дней после окончания календарного месяца, в котором было осуществлено распространение рекламы (п. 10 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 № 974).

Виновным в допущенном правонарушении будет тот участник цепочки, чьи действии или бездействие привели к непередаче или несвоевременной передаче данных в систему (ч. 1 ст. 1.5, ч. 1, 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Если рекламодателю интересны нюансы требований РКН для выстраивания «безопасных» отношений с контрагентом, стоит ознакомиться со Справочником, подготовленным Ассоциацией развития интерактивной рекламы и Ассоциацией коммуникационных агентств России (https://adpass.ru/spravochnik-po-sisteme-ucheta-internet-reklamy). Так советует поступить РКН на своем сайте в разделе «Учет интернет-рекламы».

Для того чтобы удостовериться в исполнении контрагентом принятых на себя обязательств, рекламодатель может обратиться к личному кабинету в ЕРИР (Едином реестре интернет-рекламы, https://erir.grfc.ru/). Там должны быть доступны данные о его договорах, размещенной рекламе согласно п. 1 Состава информации, утв. Приложением № 1 к Приказу Роскомнадзора от 11.04.2022 № 63.

К слову, доступ к передаваемой в ЕРИР информации есть у ФНС России и ФАС России (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2022 № 969).

Срок давности по нарушениям законодательства о рекламе составляет 1 год (ст. 4.5 КоАП РФ); орган, рассматривающий дело — РКН (ч. 1 ст. 23.44 КоАП РФ).

Процедурные вопросы

С 15 августа 2023 г. увеличился срок давности привлечения к ответственности уклонистов от уплаты штрафов. Ч. 1 ст. 20.25 Кодекса предусматривает, что неуплата административного штрафа в срок сама по себе влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа. Так, наказать теперь могут в течение 1 года, считая со дня просрочки уплаты штрафа, а не 90 календарных дней как раньше (новая редакция ст. 4.5 КоАП РФ, вопрос 11 Обзора законодательства и судебной практики ВС РФ (утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 07.03.2007)).

С 24 июня 2023 года составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.23 КоАП РФ за осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом, за заключение с ним договора на управление отнесено к компетенции налоговых органов, а не полиции, как было раньше (п. 8 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Поделиться в соцсетях
Поделиться
Статьи по теме
Подпишитесь на рассылку
Получайте полезные статьи и актуальные новости раз в неделю прямо на почту
Отправляя заявку в ООО «Такском», я принимаю условия политики обработки персональных данных
Согласие на обработку персональных данных

Совершая действия по отправке заявки в ООО «Такском», я даю свое согласие на получение от ООО «Такском» информационных и рекламных сообщений на указанный выше мой абонентский номер и/или адрес моей электронной почты, а также выражаю свое согласие с обработкой моих персональных данных (ФИО, абонентский номер, адрес электронной почты) ООО «Такском» включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение в целях оказания мне консультации по выбору тарифа и информировании меня об услугах и продуктах ООО «Такском». Я извещен о возможности отзыва мной настоящего согласия путем обращения в ООО «Такском» и подачи заявления об отзыве согласия по утвержденной форме. Настоящее согласие действует с момента отправки мной заявления в ООО «Такском» до момента подачи мной заявления об отзыве этого согласия.

Выберите регион обслуживания
А
Б
В
Д
Е
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Х
Ч
Я
Регион не найден
Мы всегда готовы вам помочь
Оставьте свой номер, если возникли вопросы. Мы перезвоним и поможем со всем разобраться
Отправляя заявку в ООО «Такском», я принимаю условия политики обработки персональных данных
Мы всегда готовы вам помочь
Оставьте свой номер, если возникли вопросы. Мы перезвоним и поможем со всем разобраться
Спасибо, ваша заявка принята!
Наш менеджер свяжется с вами.
Согласие на обработку персональных данных

Совершая действия по отправке заявки в ООО «Такском», я даю свое согласие на получение от ООО «Такском» информационных и рекламных сообщений на указанный выше мой абонентский номер и/или адрес моей электронной почты, а также выражаю свое согласие с обработкой моих персональных данных (ФИО, абонентский номер, адрес электронной почты) ООО «Такском» включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение в целях оказания мне консультации по выбору тарифа и информировании меня об услугах и продуктах ООО «Такском». Я извещен о возможности отзыва мной настоящего согласия путем обращения в ООО «Такском» и подачи заявления об отзыве согласия по утвержденной форме. Настоящее согласие действует с момента отправки мной заявления в ООО «Такском» до момента подачи мной заявления об отзыве этого согласия.

Отдел продаж: 8 495 730-73-47
Техподдержка: 8 495 730-73-45
ОФД Техподдержка: 8 495 730-16-19