Маркировка: просто о главном

383 просмотра
04.02.2020 01:42

13.png

К 2024 году в России заработает единая госсистема маркировки. Многие  товары, которые продаются на территории страны, будут оцифрованы. На каждом из них будет проставлен цифровой код. Отсканировав смартфоном эту «метку», покупатель в специальном приложении сможет проследить весь путь продукта от производителя до полки магазина.

В 2019 году нанесение кода стало обязательным для производителей табака. С марта 2020 года запретят оборот немаркированной обуви.

При работе с маркировкой движение товара должно фиксироваться на каждом этапе: на складе за рубежом, на таможне, на центральном распределительном складе компании, на региональных складах, в магазинах. При этом все процессы должны быть автоматизированы. Отслеживать нужно каждый код конкретного  товара. После того, как его купят в розничном магазине, коды передаются к оператору ОФД, а потом в Центр развития перспективных технологий.

Звенья одной цепи

В системе маркировки задействованы три участника: производители или импортеры, дистрибьюторы, розница.

Производители и импортеры вводят товар в оборот. Их задача: нанести коды на  товары, сообщить в систему маркировки, что эти коды введены в оборот. Передавая эту продукцию дистрибьютеру, оформить их электронным документом. Участие в процессе маркировки от них требует вложения в оборудование и максимальную автоматизацию процессов.

Дистрибьютеры должны принять товар и  отгрузить его рознице. Оба эти процесса требуют сверки кодов маркированной продукции.

Третья, самая  многочисленная  группа  участников маркировки, — это розница. Продавцы получают продукцию с кодами на  упаковке. Сканировать и сверять каждую марку или доверять поставщику – ритейлеры решают сами. Однако может случиться, что код на упаковке не будет соответствовать коду в накладной. А это повлечет за собой штрафные санкции. Для работы в новых условиях необходимо  подключение к электронному документообороту и наличие контрольно-кассовой техники, поддерживающей работу с маркированной продукцией.

Если крупные сети используют автоматизацию давно, то малый и микробизнес сталкивается с такой потребностью впервые. Далеко не каждый предприниматель этих секторов экономики обзавелся электронной подписью, соответствующей кассовой техникой и 2D-сканером.

Виды  маркировки

Существует два вида маркировки.

Первая «живет» на самом товаре: разово наносится, и ее нельзя поменять. Примеры тому — табачные изделия и лекарственные препараты. Обязанность нанесения цифрового кода  на эти товары возложена на производителей или импортеров. На пачке ограниченное место для печати кодов. Производители табака запрашивают коды у ЦРПТ, получают их и наносят на пачку и блок. Остальные уровни агрегации можно присваивать самостоятельно.

Во втором случае коды печатаются в виде этикеток и наклеиваются на упаковку. Так маркируется обувь, одежда, шины, парфюмерия. Для данных групп товаров все участники оборота могут получать и наносить коды маркировки. Если к марту на складе у дистрибьютеров с прошлых поставок останется немаркированный товар, то им придется озаботиться получением марок, их наклейкой и вводом в оборот. Вторая особенность этого вида маркировки в том, что при возврате покупателем той же обуви, марка может затеряться. Тогда это уже задача  продавца,  как эту марку заново получить.

Два решения одной задачи

Внедрение маркировки подразумевает партионный и поэкземплярный учет — идентификация каждой партии и единицы товара на складе. Для этой задачи есть  два  решения: 

  1. Доработка существующих в организации учетных систем для поэкземплярного учета и поддержки работы с электронными документами, содержащими коды маркировки (УПД, агрегация, списание).
  2. Внедрение параллельных систем учета для маркированного товара без доработки существующих учетных систем.
Для компаний этот выбор сложный, так как  у многих из них документооборот учета и продаж товара разделен.

Тем, кто выбирает первый путь и  планирует вести собственный учет маркированного товара,  потребуются только дополнительные средства интеграции с электронным документооборотом.

Компания «Такском» предлагает решения для доработанных учетных систем всех участников системы маркировки.

Для производителей и дистрибьюторов набор программных интерфейсов (АPI) интегрирует сервисы ЭДО и EDI с практически любыми учетными системами, включая самописные. Набор готовых библиотек SDK упростит разработку интеграционных модулей. Приложение для обработки готовых файлов электронного документооборота «Такском-Ассистент» подпишет их и отправит контрагенту.

Предприятиям розничной торговли онлайн-сервис «Такском-Файлер» позволит принимать и подписывать УПД без учетной системы. Сверять поступивший товар с накладной можно непосредственно в мобильном приложении «Файлер», просто сканируя коды упаковки камерой мобильного устройства. 

Для компаний, избравших путь параллельного учета, стоит вложиться в приобретение готового ПО. Оптимальное решение  в таком случае — «Станция сканирования»  на базе 1С для автоматизации работы в условиях маркировки и прослеживания товаров.

Производителям инновационное решение предоставит возможность передавать оператору системы маркировки информацию о кодах выпущенной продукции и об ее агрегации в транспортные упаковки. Дистрибьюторам — автоматизирует весь цикл: формирование отгрузки заказчику, создание электронной накладной (УПД) и ее отправку, сканирование и автоматическое заполнение в документе кодов маркированного товара, передачу подписанных документов в государственную систему маркировки. Розничные магазины смогут принимать УПД, автоматически сверять коды товаров в документе с реальными кодами на товарах, автоматически формировать документы о расхождениях или подтверждать корректные данные.

Специально для малого бизнеса разработан простой и современный web-сервис учета товара «Такском-Магазин», с помощью которого можно принимать накладные от поставщиков, контролировать складские остатки и отправлять данные в системы ЕГАИС, ФГИС «Меркурий» и «Честный знак». А также загружать и редактировать номенклатурные позиции в справочник, назначать правила ценообразования и передавать данные на кассу для печати номенклатуры в чеке с поддержкой сканирования кода и помещения его в чек согласно требованиям №54-ФЗ. Оптимальное решение для розницы  «Такском-Магазин» (с онлайн-кассой), интегрированный с ОФД и ЭДО.

Бенефиты маркированного пути

С введением единой системы маркировки  с прилавков  исчезнет контрафакт — граждане получат качественную продукцию. Со стороны покупателей появится общественный контроль. Станет  больше рычагов для защиты прав потребителей.

«Серый сектор» выйдет из тени. Доля незаконного оборота сократится. У игроков  рынка будет  легальное поле для бизнеса.

Государство сможет отслеживать движение всех товаров и увеличить налогооблагаемую базу, в том числе акцизных платежей. Прозрачность товарных рынков и качества инструментов государственного контроля повысится. Появится полезная статистика в масштабе всей стране и в режиме реального времени.

Отправить
Запинить
Поделиться
Статьи по теме

Еще статьи

Свои замечания и предложения отправляйте на kalabuhovapa@taxcom.ru