Ваш регион Москва?
Офисы
Выберите регион обслуживания
А
Б
В
Д
Е
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Х
Ч
Я
Регион не найден

Новый электронный счет-фактура

Автор
Екатерина Шестакова
генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент», к.ю.н.
3194 просмотра
10.06.2016 00:00

282-основа.png

С 07.05.2016 года вступил в силу Приказ ФНС России от 24.03.2016. № ММВ-7-15/155@, который утверждает новый формат счета-фактуры и формат представления документа об отгрузке товаров (выполнения работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг), включающего в себя счет-фактуру в электронной форме. 

В период с 07.05.2016 года по 30.06.2017 года электронные счета-фактуры можно будет создавать как по старому формату (утв. Приказом ФНС от 04.03.15 № ММВ-7-6/93@), так и по новому (утв. Приказом ФНС России от 24.03.16 № ММВ-7-15/155@). Важно отметить, что до 1 июля 2017 года необходимо позаботиться о переходе на новый формат, если, конечно, в компании используются электронные документы, так как с этого времени выставить электронный счет-фактуру можно будет только по новому формату.

Чем отличается новый формат электронного документа?

В соответствии с Приказом ФНС России от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155@ устанавливается новый формат электронного документа, который может применяться с функцией:

счета-фактуры на основании статьи 169 НК РФ;

счета-фактуры с дополнительной информацией (счет-фактура и документ об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документ об оказании услуг);

первичного документа для оформления факта передачи товаров, работ, услуг.

В формат включены новые данные, которые позволяют облегчить работу налогоплательщику и избежать претензий налоговых органов:

наименование физического лица, которому доверено принятие товаров (груза);

расширенные сведения о лице, подписывающем файл обмена информации покупателя в электронной форме;

дополнительные сведения об участниках факта хозяйственной жизни, основаниях и обстоятельствах его проведения.

Кроме того, расширены поля для описания адреса поставщика и покупателя.

Напомним, как форматы развивались. Сначала было принято письмо ФНС России от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@ «Об отсутствии налоговых рисков при применении налогоплательщиками первичного документа, составленного на основе формы счета-фактуры».

В дальнейшем ФНС России в письме от 17.10.2014 № ММВ-20-15/86@ помимо формы УКД и указаний по ее заполнению привела также рекомендации по внесению исправлений в универсальный передаточный документ (УПД), рекомендованный к использованию письмом ФНС России от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@ (приложение № 7 к письму ФНС России от 17.10.2014 № ММВ-20-15/86@).

Электронный первичный документ применяется в следующих случаях:

отгрузка товаров с транспортировкой или без нее;

передача имущественных прав;

оказание услуг;

передача результатов выполненных работ;

отгрузка товаров (работ, услуг) комиссионером (агентом) комитенту (принципалу).

Новый формат первичного учетного документа будет фактически отличаться тем, что данный документ может состоять из нескольких файлов обмена и должен быть более удобен для пользователей. Но существуют и другие особенности использования нового формата электронного счета-фактуры.

Каковы особенности применения электронных счетов-фактур?

Документ в новом формате можно передать только через оператора электронного документооборота.

При этом, существуют следующие преимущества документа в новом формате:

—  электронный документ имеет три функции (счета-фактуры, счета-фактуры с дополнительной информацией и первичного документа для оформления факта передачи товаров (работ, услуг). Это удобно, поскольку позволяет в соответствии с условиями договора направить контрагенту счет-фактуру с первичным документом (накладная, акт передачи товаров);

электронный документ более удобен, чем документ на бумажном носителе, потому, что его можно быстрее и проще передать контрагенту;

применение электронного документа является добровольным, то есть стороны могут самостоятельно решать применять его или нет;

электронный формат могут применять как организации, так и индивидуальные предприниматели, которые являются плательщиками НДС.

Поскольку компании обычно хранят отдельно первичные документы и счета-фактуры, использование электронного формата позволяет организовать рациональное хранение и быстрый поиск документов. Участники электронного документооборота обеспечивают хранение документов, подписанных электронной подписью, составление и выставление которых предусмотрены порядком совместно с применявшимся для формирования электронной подписи указанных документов сертификатом ключа подписи в течение срока, установленного для хранения счетов-фактур.

Учитывая изложенное, электронные счета-фактуры, выставленные в установленном порядке, хранятся налогоплательщиком в электронном виде без распечатки их на бумажном носителе (письмо ФНС России от 06.02.2014 № ГД-4-3/1984@).

Как применять электронный счет-фактуру и первичные учетные документы в компании?

Согласно действующему бухгалтерскому и налоговому законодательству документы на бумажном носителе и сформированные в электронном виде равнозначны по своей юридической силе. Следовательно, возможно применение как бумажных, так и электронных документов, которые равнозначны.

Необходимо внести соответствующие положения в учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета. Однако стоит помнить, что все изменения в учетной политике принимаются, как правило, с начала года, но если в законодательство были внесены изменения, такие как принятие нового формата электронных документов, то возможно путем издания соответствующего приказа принять поправки в середине года. 

Использование электронного документооборота необходимо согласовывать с контрагентом, чтобы не возникало проблем с передачей документов. Сделать это можно путём обмена приглашениями в сервисе по обмену документами оператора ЭДО. Но в любом случае возможность передачи документов в электронном виде целесообразно прописать в договоре, в нем же указать и перечень подтверждающих первичных документов.

Как подписывается новый формат?

В случае, когда новый формат используется только с функцией счета-фактуры, то он подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного на подписание счетов-фактур.

Если же новый формат используется с функцией счета-фактуры и документа об отгрузке товаров (работ, услуг), то он состоит из двух файлов:

файла обмена информации продавца, включающего в себя счет-фактуру и дополнительные сведения об экономических субъектах, участвующих в сделке, предмете сделки и иных существенных обстоятельствах сделки. Этот файл подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного на подписание счетов-фактур и электронной подписью лица, ответственного за оформление факта хозяйственной жизни, (например, усиленной неквалифицированной электронной подписью);

файла обмена информации покупателя, содержащего сведения принимающей стороны в отношении оформляемой сделки. Этот файл подписывается электронной подписью любого вида, отвечающей требованиям Федерального закона № 63-ФЗ. Если составление двустороннего документа, удостоверяющего передачу-приемку не требуется, то файл обмена информации покупателя может отсутствовать.

В третьем случае, когда счет-фактура с дополнительной информацией используется с функцией документа об отгрузке товаров (работ, услуг), то он включает:

файл обмена для представления информации продавца (со сведениями передающей стороны об оформляемой сделке). Этот файл подписывается лицом, ответственным за оформление факта хозяйственной жизни со стороны продавца любой электронной подписью, отвечающей требованиям Федерального закона № 63 ФЗ.

файл обмена информации покупателя, содержащий сведения принимающей стороны в отношении оформляемой сделки. Этот файл подписывается электронной подписью любого вида, отвечающей требованиям Федерального закона № 63-ФЗ. Если составление двустороннего документа, удостоверяющего передачу-приемку не требуется, то файл обмена информации покупателя может отсутствовать.

В заключение необходимо отметить, что новый формат электронного счета фактуры призван облегчить работу кампаниям. Устанавливается достаточно большой «переходный период» с 07.05.2016 по 30.06.2017, в котором налогоплательщики могут создавать электронные счета-фактуры как по формату, утвержденному Приказом ФНС России от 24 марта 2016 г. № ММВ-7-15/155@, так и по формату, утвержденному Приказом ФНС России от 04.03.2015 № ММВ-7-6/93@.

Обмен электронными счетами–фактурами с дополнительной информацией можно осуществлять через программу Такском-Файлер или из учетной системы

 

Подключите удобную электронную отчётность

Сервисы для онлайн-отчётности с техподдержкой 24/7 и полезными сервисами для бухгалтера

Получить консультацию
Поделиться в соцсетях
Поделиться
Статьи по теме
Подпишитесь на рассылку
Получайте полезные статьи и актуальные новости раз в неделю прямо на почту
Отправляя заявку в ООО «Такском», я принимаю условия политики обработки персональных данных
Согласие на обработку персональных данных

Совершая действия по отправке заявки в ООО «Такском», я даю свое согласие на получение от ООО «Такском» информационных и рекламных сообщений на указанный выше мой абонентский номер и/или адрес моей электронной почты, а также выражаю свое согласие с обработкой моих персональных данных (ФИО, абонентский номер, адрес электронной почты) ООО «Такском» включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение в целях оказания мне консультации по выбору тарифа и информировании меня об услугах и продуктах ООО «Такском». Я извещен о возможности отзыва мной настоящего согласия путем обращения в ООО «Такском» и подачи заявления об отзыве согласия по утвержденной форме. Настоящее согласие действует с момента отправки мной заявления в ООО «Такском» до момента подачи мной заявления об отзыве этого согласия.

Мы всегда готовы вам помочь
Оставьте контакты, если возникли вопросы. Мы свяжемся с вами и поможем со всем разобраться.
Свои замечания и предложения отправляйте на brand@taxcom.ru
Отправляя заявку в ООО «Такском», я принимаю условия политики обработки персональных данных
Согласие на обработку персональных данных

Совершая действия по отправке заявки в ООО «Такском», я даю свое согласие на получение от ООО «Такском» информационных и рекламных сообщений на указанный выше мой абонентский номер и/или адрес моей электронной почты, а также выражаю свое согласие с обработкой моих персональных данных (ФИО, абонентский номер, адрес электронной почты) ООО «Такском» включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение в целях оказания мне консультации по выбору тарифа и информировании меня об услугах и продуктах ООО «Такском». Я извещен о возможности отзыва мной настоящего согласия путем обращения в ООО «Такском» и подачи заявления об отзыве согласия по утвержденной форме. Настоящее согласие действует с момента отправки мной заявления в ООО «Такском» до момента подачи мной заявления об отзыве этого согласия.