Ваш регион Москва?
Офисы
Выберите регион обслуживания
А
Б
В
Д
Е
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Х
Ч
Я
Регион не найден

Электронный больничный не мнется, не портится и не горит

5454 просмотра
26.10.2020 11:55

 402-основа.png

Все мы знаем, как нужно бережно относиться к больничному листу на бумаге. Его нельзя ни в коем случае ни порвать, ни испачкать и даже ни сложить пополам. А ведь он и в сумку женскую не всегда помещается. Документ очень капризный. Но в нем гарантия денежной компенсации за право привести свое здоровье в порядок дома или в лечебнице. Вот поэтому так и приходится с ним обращаться. 

А не проще ли в нашу электронную эру попросить врача выписать электронный больничный? Ведь он такой же законный, как и бумажный. Но пока, правда, не везде выдается — многие поликлиники, больницы и предприятия еще не успели подготовиться к этому. Дело в том, что для оформления электронного листка и медицинские учреждения, и работодатели обязаны заключить договор с Фондом социального страхования (ФСС), установить подходящие сервисы и обзавестись электронными подписями. Электронный больничный лист работает только тогда, когда к его оформлению готовы обе стороны, обязанные заполнять документ в своей части. Такая взаимная устремленность к электронному взаимодействию необходима, но не достаточна. Для выдачи электронного больничного требуется еще и желание пациента в письменной форме.

Если выздоровевший гражданин заявляет о том, что он хочет больничный лист в электронном виде, доктор открывает такой документ и вводит в него всю необходимую информацию. Кстати оформление электронного больничного протекает значительно комфортнее, чем бумажного. Ведь в процессе допускается исправлять ошибки. А то обстоятельство, что выписывающийся пациент на руки ничего не получает, тоже имеет свои плюсы — документ никогда не мнется и не теряется. 

Как подготовиться к оформлению электронного больничного 

Чтобы можно было заполнять электронные листы нетрудоспособности работников компания или индивидуальный предприниматель должны подписать соглашение с отделением ФСС в том регионе, где у них бизнес на учете, и приобрести усиленную квалифицированную электронную подпись (ЭП), если ее еще нет. Далее нужно зарегистрироваться на Госуслугах (система ФСС обязательно ее запросит). Для этого сначала рекомендуется зарегистрировать руководителя организации как физическое лицо и подтвердить его личность. 

Для подтверждения можно прибегнуть к различным способам: 

обратиться в Центр обслуживания с паспортом и СНИЛС; 

получить код подтверждения личности по почте; 

подтвердить персональные данные удаленно, заверив их усиленной квалифицированной электронной подписью. 

Такую ЭП можно приобрести в аккредитованном удостоверяющем центре Такском. Затем через подтвержденную запись директора создать на Госулугах учетную запись организации или индивидуального предпринимателя. А после этого зарегистрироваться в личном кабинете страхователя на официальном сайте ФСС.

Обращаем внимание! Для того чтобы заполнять электронные больничные сотрудников работодатель должен установить специальную программу «Подготовка расчетов для ФСС». Ее можно скачать на сайте ведомства. Но также найти ЭЛН, заполнить его и передать в ФСС можно при помощи сервиса компании Такском. Программный продукт по сдаче отчетности в госорганы «Онлайн-спринтер» легко справляется, в том числе и с этим. 

Как сообщить кадровику об электронном больничном 

Выздоровевший работник должен обязательно запомнить или даже лучше записать номер своего электронного больничного, если, конечно, по каким-то причинам он не получил талон от врача вместе с номером. Именно по нему кадровик может найти больничный. Причем работник вправе сдать номер документа как на талоне, так и в сообщении по телефону или интернету.

Специалист кадровой службы, в свою очередь, должен обработать электронный листок в личном кабинете страхователя или в своей учетной программе и передать бухгалтеру. Сведения, отмечаемые в электронном больничном, как правило, не отличаются от тех, которые вносят в бумажный лист. Их перечень закрепляется внутренним локальным актом. Количество и состав сотрудников, участвующих в оформлении электронного листа нетрудоспособности (ЭЛН), устанавливается руководством компании. 

Где хранится электронный больничный лист 

Для идентификации электронного больничного потребуются такие данные, как фамилия имя отчество работника; его СНИЛС и номер ЭЛН. Специалист кадровой службы должен ввести их в личном кабинете страхователя. Попасть в этот кабинет он может через сайт ФСС, либо ЕСИА (Единая система аутентификации и идентификации), либо портал ЕИИС «Соцстрах». Как это сделать пошагово, читайте в материале.

При этом электронные больничные рекомендуется распечатывать — их может запросить налоговая инспекция во время проверки по страховым взносам. Но поскольку взносы на пособия по нетрудоспособности не начисляются, подписывать распечатанные на бумаге ЭЛН не требуется. Также ИФНС могут интересовать приложения к больничным листам с расчетами пособий.

Кто участвует в оплате электронного больничного 

Оплачивается электронный лист нетрудоспособности точно так же как и бумажный. Компания компенсирует пособие за первые три дня болезни, ФСС — за все остальные. ФСС оплачивает ЭЛН с первого дня только в определенных случаях: если у работника было профзаболевание или несчастный случай на производстве; он протезировался в специализированном стационаре; долечивался в российском санатории после стационара и по его направлению; брал больничный по уходу за членом семьи; находился на карантине с посещающим детский сад ребенком в возрасте до семи лет или с другим недееспособным членом семьи.

Назначается пособие в течение 10 календарных дней с даты появления электронного листа в личном кабинете страхователя. Выплачивается в ближайшую зарплату. 

Работник принес электронный больничный лист, а компания не готова его принять: что делать 

Случается и такое — сотрудник понятия не имел о том, что компания не подключена к системе электронного взаимодействия с ФСС, но очень хотел больничный в электронном виде и оформил его. Ничего страшного в этом случае нет. Просто нужно попросить его сходить в медучреждение еще и за бумажным дубликатом, поскольку он выдается только по просьбе пациента.

В такой ситуации медучреждение, аннулируя электронный больничный лист, выдает пациенту бумажный дубликат. В этом документе помечается «дубликат», указываются  номер и дата его выдачи, ставится одной строкой период нетрудоспособности. При этом запись об ЭЛН не удаляется. Но датой выдачи больничного листа считается дата оформления бумажного дубликата.

Несмотря на то, что оформить электронный больничный вправе каждый работник, отслеживать свои листки нетрудоспособности могут только те, кто зарегистрировался на Госуслугах. Для того чтобы работнику контролировать начисления по больничному пособию, ему нужно создать на портале подтвержденную учетную запись по тому же алгоритму, что и учетную запись директора. 

В электронном больничном бухгалтер видит вместо диагноза коды 

Узнавать у работника, чем он болел вовсе не нужно. Для того чтобы правильно рассчитать пособие достаточно кода причины нетрудоспособности, указанного в электронном больничном листе. Например, код 01 означает заболевание. Он используется для большинства болезней и говорит о том, что выздоровевшему работнику положена полная выплата пособия в зависимости от стажа. Код 02 указывает на травму, в связи с которой работник не может ходить на работу. Он только исключает травмы, полученные на производстве. Для этого служит код 04. Карантин — 03, отпуск по беременности родам — 05 и так далее. Всего кодов — 12. Перечень кодов утвержден приказом Минздравсоцразвития России № 624н от 29.06.2011. Коды вместо диагноза имеют свое преимущество. Ими проще оперировать и вовсе не нужно расшифровывать, как правило, непонятный почерк врача. 

 

Подключите удобную электронную отчётность

Сервисы для онлайн-отчётности с техподдержкой 24/7 и полезными сервисами для бухгалтера

Получить консультацию
Поделиться в соцсетях
Поделиться
Статьи по теме
Подпишитесь на рассылку
Получайте полезные статьи и актуальные новости раз в неделю прямо на почту
Отправляя заявку в ООО «Такском», я принимаю условия политики обработки персональных данных
Согласие на обработку персональных данных

Совершая действия по отправке заявки в ООО «Такском», я даю свое согласие на получение от ООО «Такском» информационных и рекламных сообщений на указанный выше мой абонентский номер и/или адрес моей электронной почты, а также выражаю свое согласие с обработкой моих персональных данных (ФИО, абонентский номер, адрес электронной почты) ООО «Такском» включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение в целях оказания мне консультации по выбору тарифа и информировании меня об услугах и продуктах ООО «Такском». Я извещен о возможности отзыва мной настоящего согласия путем обращения в ООО «Такском» и подачи заявления об отзыве согласия по утвержденной форме. Настоящее согласие действует с момента отправки мной заявления в ООО «Такском» до момента подачи мной заявления об отзыве этого согласия.

Выберите регион обслуживания
А
Б
В
Д
Е
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Х
Ч
Я
Регион не найден
Мы всегда готовы вам помочь
Оставьте свой номер, если возникли вопросы. Мы перезвоним и поможем со всем разобраться
Отправляя заявку в ООО «Такском», я принимаю условия политики обработки персональных данных
Мы всегда готовы вам помочь
Оставьте свой номер, если возникли вопросы. Мы перезвоним и поможем со всем разобраться
Спасибо, ваша заявка принята!
Наш менеджер свяжется с вами.
Согласие на обработку персональных данных

Совершая действия по отправке заявки в ООО «Такском», я даю свое согласие на получение от ООО «Такском» информационных и рекламных сообщений на указанный выше мой абонентский номер и/или адрес моей электронной почты, а также выражаю свое согласие с обработкой моих персональных данных (ФИО, абонентский номер, адрес электронной почты) ООО «Такском» включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение в целях оказания мне консультации по выбору тарифа и информировании меня об услугах и продуктах ООО «Такском». Я извещен о возможности отзыва мной настоящего согласия путем обращения в ООО «Такском» и подачи заявления об отзыве согласия по утвержденной форме. Настоящее согласие действует с момента отправки мной заявления в ООО «Такском» до момента подачи мной заявления об отзыве этого согласия.

Отдел продаж: 8 495 730-73-47
Техподдержка: 8 495 730-73-45
ОФД Техподдержка: 8 495 730-16-19