Электронная подпись в 2022 году: важные изменения. Что делать и куда идти, чтобы не ошибиться

15253 просмотра
10.12.2021 13:00

1 января 2022 года вступают в силу изменения в закон об электронной подписи, меняющие правила её получения и использования. Изменений много, но внедряться они будут постепенно.

Полностью все обновлённые положения закона 63-ФЗ «Об электронной подписи» вступят в силу 1 января 2023 года. До этого нас ждёт переходный этап, когда будут действовать новые и частично старые нормы получения и использования электронной подписи.

Чтобы не путаться, кому и куда идти за новой подписью, мы подготовили сводную таблицу и ответы на часто задаваемые вопросы.

Где получать электронную подпись компаниям и ИП?

ЭП.png

С 1 января 2022 года за новой электронной подписью вы можете обратиться только в следующие организации:

— ФНС и её доверенные лица – для ИП и руководителей юрлиц.

— Банк России – для руководителей кредитных организаций.

— Федеральное казначейство – для руководителей бюджетных организаций.

— Коммерческий удостоверяющий центр (УЦ) – для ваших сотрудников и для граждан (физических лиц).


ИП и руководители юрлиц также могут обратиться в компанию Такском и воспользоваться услугой онлайн-подачи заявки на электронную подпись с проверкой данных в ФНС.


Каким сертификатом подписывает документ сотрудник организации?

В течение 2022 года сотрудники используют электронную подпись с реквизитами юридического лица, как раньше. Но с 1 января 2023 года становится обязательным использование машиночитаемой доверенности* в сочетании с электронной подписью физического лица. Однако для сдачи отчётности в налоговую уже внедрены доверенности по формату ФНС.

Как выдать сотруднику машиночитаемую доверенность?

Пока никак. Форматы доверенности и классификатор полномочий находятся в разработке и ожидаются к 1 марта 2022 года. После публикации форматов и до 1 января 2023 года вам нужно будет успеть переключить сотрудников на новый формат работы с электронной подписью.

Куда обратиться сотруднику для получения электронной подписи?

С 2022 года сотрудники обращаются в коммерческие УЦ, аккредитованные по новым правилам.

Есть два варианта оформления ЭП и работы с ней сотрудниками в 2022 году.

Вариант 1. 

Сотрудник в коммерческом УЦ получает сертификат юридического лица, представляя доверенность от работодателя в бумажном виде. В таком сертификате указывается не только ФИО и ИНН сотрудника, но и реквизиты организации-работодателя (юрлица).

Для работы с такой ЭП сотрудник представляет в систему, с которой он работает, например, на электронную торговую площадку, подтверждающий его полномочия документ – скан-копию доверенности от работодателя.

Использование данного варианта допустимо до конца 2022 года.

Вариант 2. 

Сотрудник в коммерческом УЦ получает сертификат физического лица, представляя только свой паспорт. То есть, такая ЭП является его личной.

Для работы с такой ЭП сотрудник получает у работодателя электронную машиночитаемую доверенность (МЧД), заверенную ЭП руководителя организации.

МЧД позволит сотруднику использовать личную ЭП в работе по вверенному ему направлению, например, сдавать отчётность в ФНС, ФСС, Росстат, участвовать в ЭДО с контрагентами и т. д.


Изменения в заказе программы для сдачи онлайн-отчётности в 2022 году

С января 2022 года в тарифы для сдачи отчётности по-прежнему входит выпуск/перевыпуск электронной подписи:

1. Сотрудник может получить ЭП в офисе «Такском» или заказав услугу выездного оформления документов.

2. Руководители организаций и ИП получают ЭП в ФНС:    

Услуга «Онлайн-подача заявки на электронную подпись с проверкой данных в УЦ ФНС» для клиентов отчётности предоставляется бесплатно.

Если у вас уже есть действующая ЭП, в том числе выданная ФНС, вы можете приобрести программу для интернет-отчётности удалённо через «Единый личный кабинет». В этом случае офис посещать не нужно.


А что с самозанятыми?

Порядок получения электронной подписи для самозанятого нисколько не отличается от порядка для физического лица – обращайтесь в коммерческие УЦ.

* Машиночитаемая доверенность – новый формат электронного документа. Доверенность в xml-формате, подписанная электронной подписью руководителя и подтверждающая, что её обладатель имеет право действовать от имени руководителя.

Закажите электронную подпись для сотрудников

Оперативно оформить новую ЭП – без посещения офиса – тоже просто. Нужно лишь вызвать выездного менеджера Такском. Он сам приедет к вам, идентифицирует личность и оформит вам новую ЭП. 

Электронная подпись ФНС. Воспользуйтесь услугой онлайн-подачи заявки на ЭП с проверкой данных в ФНС, и мы сделаем всю работу за вас.

Отправить
Запинить
Поделиться
Статьи по теме

Еще статьи

Свои замечания и предложения отправляйте на kalabuhovapa@taxcom.ru