Федеральный закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи»

61 просмотр
24.03.2020 11:06
58.png

Электронная подпись — неотъемлемая часть электронного документооборота. Как работает закон об ЭП, какие виды подписей существуют и какая подпись нужна именно вам?

Что такое электронная подпись?

Электронная подпись (далее — ЭП) — это особый реквизит документа, который позволяет установить неизменность информации в электронном документе после его подписания с помощью ЭП и подтвердить принадлежность ЭП владельцу.

Владельцу ЭП выдают сертификат электронной подписи — документ, который подтверждает принадлежность открытого ключа (ключа проверки). Такие сертификаты выдаются удостоверяющими центрами (далее — УЦ).

Владелец сертификата ЭП — физическое лицо, на чье имя выдан сертификат ЭП в удостоверяющем центре. 

У каждого владельца сертификата имеется два ключа ЭП: закрытый и открытый.

Закрытый ключ электронной подписи (ключ ЭП) позволяет генерировать электронную подпись и подписывать электронный документ. Закрытый ключ хранится в тайне владельцем.

Открытый ключ электронной подписи (ключ проверки ЭП) связан с закрытым ключом электронной подписи и предназначен для проверки подлинности ЭП.

Виды электронной подписи

Согласно Федеральному закону № 63-ФЗ «Об электронной подписи», ЭП бывают трех видов:

  1. Простая электронная подпись (далее — ПЭП) — это комбинация из логина и пароля, которая лишь подтверждает, что документ подписан конкретным лицом. Такую подпись могут получить физические лица и индивидуальные предприниматели (далее — ИП).
  2. Усиленную неквалифицированную электронную подпись (далее — НЭП) получают в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа подписи. Данная ЭП позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ, и обнаружить факт внесения изменений после подписания электронных документов.
  3. Квалифицированная электронная подпись (далее — КЭП) — самая защищенная разновидность ЭП. Юридически, она полностью эквивалентна собственноручной подписи и печати на бумажном документе. Программное обеспечение, необходимое для работы с КЭП, должно быть сертифицировано ФСБ РФ. Квалифицированная ЭЦП наделяет документы полной юридической силой и соответствует всем требованиям о защите конфиденциальной информацию. КЭП используется для сдачи отчетности в контролирующие органы государственной власти и для участия в электронных торгах.

Как получить электронную подпись

Простая ЭП. Подходит для ограниченной работы на портале госуслуг: например, можно отправить электронное заявление на регистрацию ИП или ООО.

Получить такую подпись можно бесплатно в МФЦ. Вам выдадут ЭП после заполнения заявления, в тот же день.

Список необходимых документов варьируется, но, как правило, требуют только паспорт и СНИЛС.

Вам выдадут бумажное уведомление, содержащее логин и пароль. Введите их в личном кабинете на сайте госуслуг и измените по своему желанию.

Подпись действует пожизненно.

Усиленная ЭП. Необходима, чтобы участвовать в электронных торгах в качестве поставщика на федеральных электронных торговых площадках госзакупок.


Этот же вид подписи можно использовать для внутреннего и внешнего электронного документооборота (далее — ЭДО), если стороны предварительно договорились об этом.


Усиленная квалифицированная ЭП. Наиболее универсальная подпись с высокой степенью защиты. Получить можно в УЦ.


С КЭП можно всё: отправлять любую отчетность в госорганы, подписывать договоры и даже участвовать в системе госзакупок.

Если вы физическое лицо, для получения усиленной квалифицированной ЭП вам понадобится паспорт, СНИЛС и, возможно, ИНН.

Для юридических лиц и ИП список документов шире:
  • свидетельство или уведомление о госрегистрации;
  • устав (для юрлиц);
  • выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП (со сроком давности не более 30 дней);
  • ИНН;
  • паспорт;
  • СНИЛС того лица, на чье имя изготавливается ЭП;
  • нотариально заверенная копия приказа о назначении руководителя или доверенность на работника, заверенная подписью руководителя и печатью (для юрлиц).

После заполнения заявлении и оплаты услуги, вам выдадут сертификат и ключи усиленной квалифицированной ЭП.

Их запишут на электронный носитель — токен, карту памяти или флэш-накопитель (можно принести свои).

Этот носитель присоединяется к компьютеру каждый раз, когда вам нужно применить ЭП.

Срок действия подписи — 1 год с момента изготовления.

Отправить
Запинить
Поделиться
Статьи по теме

Еще статьи

Раздел в бета-тестировании. Замечания и предложения отправляйте на kalabuhovapa@taxcom.ru