Электронная подпись — неотъемлемая часть электронного документооборота. Как работает закон об ЭП, какие виды подписей существуют и какая подпись нужна именно вам?
Что такое электронная подпись?
Электронная подпись (далее — ЭП) — это особый реквизит документа, который позволяет установить неизменность информации в электронном документе после его подписания с помощью ЭП и подтвердить принадлежность ЭП владельцу.
Владельцу ЭП выдают сертификат электронной подписи — документ, который подтверждает принадлежность открытого ключа (ключа проверки). Такие сертификаты выдаются удостоверяющими центрами (далее — УЦ).
Владелец сертификата ЭП — физическое лицо, на чье имя выдан сертификат ЭП в удостоверяющем центре.
У каждого владельца сертификата имеется два ключа ЭП: закрытый и открытый.
Закрытый ключ электронной подписи (ключ ЭП) позволяет генерировать электронную подпись и подписывать электронный документ. Закрытый ключ хранится в тайне владельцем.
Открытый ключ электронной подписи (ключ проверки ЭП) связан с закрытым ключом электронной подписи и предназначен для проверки подлинности ЭП.
Виды электронной подписи
Согласно Федеральному закону № 63-ФЗ «Об электронной подписи», ЭП бывают трех видов:
- Простая электронная подпись (далее — ПЭП) — это комбинация из логина и пароля, которая лишь подтверждает, что документ подписан конкретным лицом. Такую подпись могут получить физические лица и индивидуальные предприниматели (далее — ИП).
- Усиленную неквалифицированную электронную подпись (далее — НЭП) получают в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа подписи. Данная ЭП позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ, и обнаружить факт внесения изменений после подписания электронных документов.
- Квалифицированная электронная подпись (далее — КЭП) — самая защищенная разновидность ЭП. Юридически, она полностью эквивалентна собственноручной подписи и печати на бумажном документе. Программное обеспечение, необходимое для работы с КЭП, должно быть сертифицировано ФСБ РФ. Квалифицированная ЭЦП наделяет документы полной юридической силой и соответствует всем требованиям о защите конфиденциальной информацию. КЭП используется для сдачи отчетности в контролирующие органы государственной власти и для участия в электронных торгах.
Как получить электронную подпись
Простая ЭП. Подходит для ограниченной работы на портале госуслуг: например, можно отправить электронное заявление на регистрацию ИП или ООО.
Получить такую подпись можно бесплатно в МФЦ. Вам выдадут ЭП после заполнения заявления, в тот же день.
Список необходимых документов варьируется, но, как правило, требуют только паспорт и СНИЛС.
Вам выдадут бумажное уведомление, содержащее логин и пароль. Введите их в личном кабинете на сайте госуслуг и измените по своему желанию.
Подпись действует пожизненно.
Усиленная ЭП. Необходима, чтобы участвовать в электронных торгах в качестве поставщика на федеральных электронных торговых площадках госзакупок.
Этот же вид подписи можно использовать для внутреннего и внешнего электронного документооборота (далее — ЭДО), если стороны предварительно договорились об этом.
Усиленная квалифицированная ЭП. Наиболее универсальная подпись с высокой степенью защиты. Получить можно в УЦ.
С КЭП можно всё: отправлять любую отчетность в госорганы, подписывать договоры и даже участвовать в системе госзакупок.
Если вы физическое лицо, для получения усиленной квалифицированной ЭП вам понадобится паспорт, СНИЛС и, возможно, ИНН.
Для юридических лиц и ИП список документов шире:
- свидетельство или уведомление о госрегистрации;
- устав (для юрлиц);
- выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП (со сроком давности не более 30 дней);
- ИНН;
- паспорт;
- СНИЛС того лица, на чье имя изготавливается ЭП;
- нотариально заверенная копия приказа о назначении руководителя или доверенность на работника, заверенная подписью руководителя и печатью (для юрлиц).
После заполнения заявлении и оплаты услуги, вам выдадут сертификат и ключи усиленной квалифицированной ЭП.
Их запишут на электронный носитель — токен, карту памяти или флэш-накопитель (можно принести свои).
Этот носитель присоединяется к компьютеру каждый раз, когда вам нужно применить ЭП.
Срок действия подписи — 1 год с момента изготовления.
и получайте новости первыми!