Подложная нулевая «уточнёнка» по НДС: что делать и как защититься в будущем

Автор
Марина Климова
бухгалтер и независимый налоговый консультант, автор более 70 книг и статей по проблемам бухучёта и налогообложения, к. э. н.
519 просмотров
19.10.2021 16:39

В последние годы налогоплательщики стали сталкиваться с тем, что за них или их контрагентов кто-то подает уточненные декларации по НДС с нулевыми показателями. Причем явление это приобрело характер стихийного бедствия. 

По официальной версии – это дело рук неких недобросовестных налогоплательщиков, стремящихся таким образом «обнулить» свои налоговые обязательства, а чтобы автоматизированная система не выдавала «разрывов», еще и декларации своих покупателей. 

Особый цинизм был в том, что зачастую такие «уточненки» имели номер корректировки 999, т. е. максимально возможный, что делало крайне затруднительными дальнейшие действия жертв, поскольку налоговый орган не может обработать уточенную декларацию, имеющую номер корректировки меньший, чем ранее представленная. 

Что было сделано для начала 

Реагируя на это безобразие, ФНС России изменила порядок заполнения налоговой декларации по НДС, утв. Приложением № 2 к Приказу ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ (изменения действуют с 09.11.2020). И теперь в п. 19 Порядка закреплено, что при заполнении первичной декларации и уточненных деклараций за соответствующий налоговый период по показателю «номер корректировки» должна обеспечиваться сквозная нумерация, где «номер корректировки» для первичной декларации принимает значение «0--», для уточненных деклараций номер указывается последовательно («1--», «2--», «3--» и так далее).

Получается, что представить декларацию с номером корректировки 999 нельзя, пока не представлены 998 предыдущих «уточненок». 

Это существенно облегчило ситуацию, поскольку теперь добросовестному налогоплательщику, за которого представили подложную декларацию, достаточно продать новую уточненную налоговую декларацию по НДС, чтобы восстановить статус-кво. Естественно, сделать это нужно как можно скорее, т.к. пока будет идти камеральная налоговая проверка декларации с нулевыми значениями, и сам налогоплательщик, и его контрагенты будут испытывать отрицательные эмоции. 

Напомним, что представление уточненной декларации прекращает камеральную проверку предыдущей версии отчетности и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе очередной уточненной налоговой декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). В то же время, если уточненная декларация представлена после получения налогоплательщиком требования налогового органа о представлении пояснений или документов в рамках проверки, он обязан на него ответить иначе будет оштрафован (Определение ВС РФ от 12.04.2016 № 306-КГ16-2522)

Признают ли поддельные декларации непредставленными 

Новая норма НК РФ – п. 4.1 ст. 80 – предусматривает, что налоговая декларация считается непредставленной, если, в частности, при проведении камеральной налоговой проверки на основе такой налоговой декларации установлен факт подписания декларации неуполномоченным лицом. 

В рассматриваемой нами ситуации налогоплательщик, обнаружив мошеннические действия со своей отчетностью, естественно, должен обратиться в налоговый орган и обозначить, что данная декларация исходила не от него. Хотя бы для защиты своей репутации и аннулирования подложной доверенности. Доказать, что подписант был не уполномочен не всегда легко, пожалуй, все зависит от того насколько умело подделана доверенность. 

Важно учесть, что названный выше п. 4.1 ст. 80 НК РФ применяется только в отношении налоговых деклараций (расчетов), представленных после 1 июля 2021 года (п. 6 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ). В отношении ранее представленной налоговой отчетности механизм аннулирования принятой налоговым органом налоговой декларации в законодательстве отсутствует. Для тех налогоплательщиков, которые требовали от своей и вышестоящей инспекции восстановить справедливость и исключить из системы сведения, внесенные на основании подложной декларации, это становилось (и остается) камнем преткновения. 

Тем не менее, есть ряд примеров из практики судов, когда налогоплательщику удавалось добиться своего. Показательно, например, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.07.2021 № Ф07-5554/2021 по делу № А56-14368/2020. 

Налогоплательщик обнаружил, что по ложной доверенности якобы уполномоченное лицо представило за него «нулевую» уточненную декларацию по НДС. Он сразу обратился в налоговый орган по этому поводу и доверенность, на основании которой осуществлялась подача спорных деклараций, была аннулирована инспекцией после получения сообщения от Общества, что спорные декларации были представлены не им.

Однако аннулировать саму декларацию и исключить данные из нее из системы налоговый орган отказался, сославшись на отсутствие соответствующего правового механизма.

Не помогло и обращение с жалобой в Управление налоговой службы по региону.

Тогда налогоплательщик пошел в суд. Суду его аргументы относительно поддельной доверенности показались убедительными и, несмотря на возражения инспекции, суд постановил восстановить в системе налоговых органов достоверные сведения. Инспекция утверждала, что интересы налогоплательщика в итоге не пострадали – ведь он представил новую «уточненку» и тем самым «закрыл» последствия случившегося. Но суд с этим не согласился, отметив, что организация представила суду сведения о претензиях контрагентов по соответствующим сделкам, получивших запросы и требования налоговых органов в связи с «обнулением» налоговой отчетности организации по НДС. При таком положении довод инспекции об отсутствии нарушения прав и законных интересов организации был судом отклонен. 

Подчеркнем, что борьба за аннулирование данных о подложной декларации имеет целью скорее все же восстановление репутации в глазах контрагентов и налоговых органов, нежели является обязательным условием для замены данных в системе на верные – этого можно добиться и путем представлении новой уточненной декларации. 

 Изменения в законодательстве, нацеленные на упреждение проблемы в будущем 

Организации, столкнувшейся с действиями фиктивного уполномоченного лица, стоит не только представить уточненную налоговую декларацию, устраняя последствия нарушения своих прав, но и разобраться с самой подложной доверенностью. 

Скорее всего, проблема эта локальная и сопряжена именно с НДС, но лучше перестраховаться.

Если известны реквизиты такой подложной доверенности, целесообразно совершить действия, характерные для отмены доверенности (несмотря на то, что вы знаете, что не выдавали ее). Это поможет предотвратить использование подделки в каких-либо обстоятельствах в дальнейшем. 

Отмена доверенности совершается в той же форме, в которой была выдана доверенность, либо в нотариальной форме. Сведения о совершенной в нотариальной форме отмене доверенности вносятся нотариусом в реестр нотариальных действий и размещаются на сайте Федеральной нотариальной палаты https://reestr-dover.ru.

Сведения о совершенной в простой письменной форме отмене доверенности публикуют в газете «Коммерсантъ» (п. 1 ст. 189 ГК РФ, Распоряжение Правительства РФ от 21.07.2008 № 1049-р).

Следует также известить об отмене всех известных третьих лиц, для представительства перед которыми подложная доверенность могла бы быть использована. 

П. 1 ст. 189 ГК РФ предусматривает, что если третьи лица не были извещены об отмене доверенности ранее, они считаются извещенными о совершенной в нотариальной форме отмене доверенности на следующий день после внесения сведений об этом в реестр нотариальных действий, а о совершенной в простой письменной форме отмене доверенности - по истечении одного месяца со дня опубликования таких сведений в газете «Коммерсантъ». 

Так же публикацией в газете «Коммерсантъ» можно отозвать доверенности у всех представителей компании, даже если они неизвестны. Очевидно, что несмотря на положения ГК РФ не стоит полагать, что налоговый орган сам ознакомится с данными об аннулировании доверенностей – его следует известить отдельно. На основании заявления об отзыве доверенности налоговый орган аннулирует запись в ИР «Доверенность» (Порядок формирования и ведения информационного ресурса «доверенность» в программном обеспечении местного уровня, утв. Приложением № 1 к Приказу ФНС России от 23.04.2010 № ММВ-7-6/200@).

Действуя таким образом компания может (при желании) обнулить все доверенности и начать с чистого листа. 

Если потребность в уполномоченном представителе в налоговых правоотношениях все же есть, выдайте ему доверенность в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Нотариально удостоверять такую доверенность не требуется: достаточно заверить ее подписью руководителя организации (п. 4 ст. 29 НК РФ, п. 4 ст. 185.1 ГК РФ)

Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика, то по правилу п. 5 ст. 80 НК РФ в налоговой декларации указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации). При этом к налоговой декларации прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации, либо подтверждающий указанные полномочия документ в электронной форме, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя. 

Таким образом, доверенность, дающая полномочия на подписание и представление налоговой отчетности, может быть оформлена на бумажном носителе или в электронном виде. В последнем случае она должна быть выдана с соблюдением нового формата, определенного Приказом ФНС России от 30.04.2021 № ЕД-7-26/445@ «Об утверждении формата доверенности, подтверждающей полномочия представителя налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме и порядка ее направления по телекоммуникационным каналам связи». 

Доверенность, составленную на бумаге, можно отсканировать и направить в налоговый орган ее скан-копию, подписав усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности (п. 5 ст. 80 НК РФ, Письмо ФНС России от 06.09.2016 № ОА-4-17/16629@). Относить бумажную доверенность непосредственно в налоговый орган не обязательно. Электронную доверенность, оформленную по установленному формату, необходимо направить в налоговый орган по ТКС в соответствии с приказом ФНС России от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448@ до начала электронного документооборота с представителем. 

Реформирование правил применения усиленных квалифицированных ЭП также защищает интересы налогоплательщика, поскольку число аккредитованных удостоверяющих центров резко сокращается, с 2022 года сертификаты ключей проверки УКЭП руководителям организации будет выдавать только удостоверяющий центр ФНС России (в отдельных случаях удостоверяющие центы Банка России и Федерального Казначейства), а не коммерческие АУЦ. 

Причем для первичного получения сертификата директору придется явиться в налоговый орган (или точку выдачи доверенного лица ФНС России) лично. Таким образом, предотвращается оформление сертификатов мошенниками без ведома владельца. В свою очередь, этот механизм со временем снизит риски и оформления фиктивных электронных доверенностей, которые подписываются УКЭП руководителя организации.

ЭП.png

Радикальное решение 

Для тех, кто решил категорически исключить саму возможность представления декларации по НДС любым уполномоченным лицом, ФНС России разработала рекомендуемые форму и формат уведомления о запрете приема налоговых деклараций по НДС, представленных уполномоченными лицами (см. Письмо ФНС России от 28.06.2021 № ЕА-4-15/9014@).

Уведомление заполняется в электронной форме по формату, согласно приложению к названному письму. Законный представитель организации подписывает уведомление УКЭП и направляет в налоговый орган по месту регистрации организации по ТКС через оператора электронного документооборота.

В случае представления в налоговый орган уведомления с отметкой о запрете в приеме налоговых деклараций по НДС от уполномоченных лиц, с даты поступления уведомления будет формироваться отказ в приеме таких деклараций, подписанных не законным представителем налогоплательщика.

Воспользоваться этим механизмом можно с 1 июля 2021 года.

Уведомление касается только деклараций по НДС и не мешает уполномоченным лицам представлять иную отчетность организации налоговым органам. Его представление не влечет отмену ранее выданных доверенностей.

Если налогоплательщик передумает, он может заполнить этот же бланк, но с отметкой об отмене запрета на прием налоговых деклараций по НДС от уполномоченных лиц. С даты поступления уведомления такие декларации будут приниматься налоговым органом от законных и уполномоченных представителей налогоплательщика.

Отправить
Запинить
Поделиться

Свои замечания и предложения отправляйте на kalabuhovapa@taxcom.ru