У кого, когда и что могут требовать налоговики

Автор
Ольга Бондаренко
аттестованный аудитор и консультант по налогам и сборам, член научно-экспертного и учебно-методического советов Палаты налоговых консультантов России, бизнес-тренер МВА, к. ю. н., доцент
657 просмотров
24.09.2021 14:14

БЗ-2.pngНесмотря на четкую регламентацию налоговым законодательством порядка истребования документов, у налогоплательщиков постоянно возникают вопросы в отношении правомерности действий налоговых органов. Попробуем разобраться в хитросплетениях этой проблемы. 

✅ Кто, у кого и когда может просить документы 

1. Если вы налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент

В соответствие с п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

То есть:

— истребует документы – должностное лицо того налогового органа, который проводит проверку;

— документы запрашиваются в рамках проведения камеральной и (или) выездной проверки;

— истребование документов идет у того лица, которое проверяют, то есть, у самого налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента.

Документы, которые истребованы, необходимо представить в течение 10 дней со дня получения требования (20 – при проверке консолидированной группы, 30 – при проверке иностранной организации) лично или через уполномоченного представителя, как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

Если нет возможности представить документы в срок, то в течение дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомите налоговую о невозможности представления документов. Обязательно укажите причину и возможный срок представления. В течение двух дней со дня получения уведомления от вас налоговая вынесет решение о продлении сроков представления документов или откажет.

Помните, что отказ от представления запрашиваемых документов или непредставление в установленные сроки признаются налоговым правонарушением, за которое начисляются штрафные санкции (ст. 126 НК РФ) или даже может последовать выемка документов (ст. 94 НК РФ).

Ранее уже представленные вами документы (информация) можно не передавать при условии уведомления об этом налоговой с указанием реквизитов сопровождающего их документа и наименования ИФНС, в которую их передали ранее (п. 5 ст. 93 НК РФ). 

2. Если вы контрагент налогоплательщика или просто лицо, у которого может быть информация, необходимая проверяющим

В соответствие с п.1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) эти документы.

То есть:

— истребует документы – должностное лицо того налогового органа, который проводит проверку,

— документы запрашиваются в рамках проведения камеральной и (или) выездной проверки,

— истребование документов идет у контрагентов того лица, которое проверяют и иных лиц, которые по мнению налоговой, располагают документами (информацией), касающейся деятельности проверяемого лица.

Если же, вне рамок проверок у налоговой возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно, обратите внимание, конкретной сделки, то должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) именно об этой сделке.

В этом случае, инспекция, которая вправе истребовать документы (информацию) направляет поручение в налоговый орган по месту учета того лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). В поручении обязательно указывают, при проведении какого мероприятия, либо что в связи с наличием недоимки и задолженности по пеням и штрафам возникла необходимость в представлении документов (информации). При истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого требуют документы (информацию), направляет ему требование, к которому прилагает копию поручения об истребовании документов (информации).

Лицо, получившее требование исполняет его в течение пяти дней со дня получения или уведомляет налоговую о том, что не располагает запрашиваемыми документами (информацией). Если документы (информация) не могут быть представлены в указанные сроки, налоговый орган при получении от лица, у которого истребованы документы (информация), уведомления об этом – вправе продлить срок представления этих документов (информации).

Отказ лица от представления документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. А неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) запрашиваемой информации влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ. 

✅ Какие именно документы могут истребовать у налогоплательщика в рамках проведения проверок 

1. Выездная проверка

В ходе проведения выездной проверки налоговые органы вправе запросить у проверяемого лица любые документы, которые связаны с начислением и уплатой налогов (ст. 89 НК РФ). 

2. Камеральная проверка

В ходе камеральной проверки налоговые органы вправе потребовать у проверяемого лица дополнительные документы только в строго оговоренных случаях, предусмотренных ст. 88 НК РФ.

Остановимся на самых распространенных основаниях:

— п. 6 ст. 88 НК РФ – заявлены операции, не подлежащие налогообложению по ст. 149 НК РФ;

— п. 8 ст. 88 НК РФ – заявлен НДС к возмещению (проверка порядка применения налоговых вычетов ст. 171-172 НК РФ);

— п. 8.1 ст. 88 НК РФ – выявлены противоречия и несоответствия между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по НДС;

— п. 8.3 ст. 88 НК РФ – представлена уточненная декларация по истечению двух лет со дня, установленного для подачи, в которой сумма налога уменьшена или увеличена сумма убытка по сравнению с ранее представленной;

— иные.

Если истребуют документы по льготам – это, например, лицензии на ведение деятельности, освобожденной от НДС; документы, которые подтверждают ведение раздельного учета при осуществлении операций облагаемых и освобожденных от НДС; пояснения по правомерности применения льготы (п. 4 и 6 ст. 149 НК РФ).

Обратите внимание, что с 1 июля 2021 года вместо пояснений по применению льготы можно представить реестр подтверждающих документов в электронной форме (п. 6 ст. 88 НК РФ).

В п. 2 ст. 146 и ст. 149 НК РФ приведен перечень операций, которые освобождены от НДС. Однако не каждое освобождение является льготой.

Так, например, операции по предоставлению займов (пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ), реализации жилых помещений (пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ) или монет из драгоценных металлов (пп. 11 п. 2 ст. 149 НК РФ) – льготой не являются, так как при осуществлении этих операций НДС не платят абсолютно любые организации (письмо Минфина от 11.02.2019 № 03-07-07/8029).

А вот освобождение от НДС, которым могут воспользоваться только, например, медицинские (пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ), образовательные (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ), или религиозные организации (пп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ), льготой будут считаться и инспекция может требовать подтверждающие документы.

Пониженные налоговые ставки для определенных категорий организаций – это тоже льгота, потому что она дает одним налогоплательщикам преимущества по сравнению с другими (письма Минфина от 29.09.2017 № 03-02-07/1/63534, от 02.03.2017 № 03-02-07/1/12009, от 01.09.2016 № 03-03-06/2/51180, от 03.12.2014 № 03-07-15/61906; п. 14 постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33).

Важно знать и помнить, что границы действий налоговых органов четко очерчены, так как перечень оснований истребования документов закрыт и не подлежит расширенному толкованию. (п. 7 ст. 88 НК). Так, например, при проведении камеральной проверки не могут быть затребованы:

— первичные документы; договоры с контрагентами; выписки банка; платежные поручения, подтверждающие оплату поставщикам; акты выполненных работ (письмо Минфина от 25.07.2012 г № 03-02-08/65, письмо ФНС от 13 сентября 2012 № АС-4-2/15309, постановление Президиума ВАС от 18.09.2012 № 4517/12 и от 11.11.2008 № 7307/08);

— регистры бухучета, бухгалтерская отчетность, расшифровки отдельных строк декларации (письмо ФНС от 13.09.2012 № АС-4-2/15309, постановление Президиума ВАС от 18.09.2012 № 4517/12);

— аналитические справки и другие материалы, которые не являются первичными документами (письмо ФНС от 13.09.2012 № АС-4-2/15309).

В ответ на необоснованное требование налоговой имеете право отправить мотивированное уведомление о невозможности представить документы и информацию, так как на основании пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ вы имеете полное право «не выполнять неправомерные акты и требования налогового органа, иных уполномоченных органов и их должностных лиц».

«Такском» — один из крупнейших разработчиков сервисов для бизнеса в России. Компания является первым оператором электронной отчетности и основоположником обмена электронными документами в стране.

20 лет «Такском» помогает организациям наладить взаимодействие с государством и контрагентами, а также упростить и ускорить внутренние бизнес-процессы:

— удаленная сдача отчетности в госорганы, в том числе решения 1С;

— оформление и получение электронных подписей;

— подключение и обслуживание онлайн-касс, а также услуги ОФД;

— надежный, выгодный и удобный переход на электронный документооборот;

— решения для маркировки и прослеживаемости товаров;

— проверка контрагентов.

Читайте больше в базе знаний «Такском»

Отправить
Запинить
Поделиться

Свои замечания и предложения отправляйте на kalabuhovapa@taxcom.ru